Найти в Дзене
ALFAVIT

Volkswagen Golf I в ГДР: бартерные поставки в 1978 году!

Придя к власти в ГДР в 1971 году, первый секретарь ЦК СЕПГ Эрих Хонеккер обещал населению повышение уровня жизни. Кроме всего прочего, автомобиль стал одним из тех товаров, характеризующих новый уровень жизни. Стоит отметить, что, к примеру, в 1977 году, на всю ГДР приходилось лишь 164 000 легковых автомобилей в частном владении, т.е. по одному автомобилю на 100 жителей. Даже в СССР этот показатель, пусть и ненамного, но был выше. В этой ситуации импорт из других социалистических стран также не удовлетворял спрос - гражданам ГДР приходилось ждать машину не менее 12 лет. В краткосрочной перспективе только западные поставки могли помочь справиться с таким долгим ожиданием. И руководство ГДР обратилось к Volkswagen, который к тому же был не прочь заполучить прессы для листового металла, рынок реализации которых ГДР искала в Западной Европе. Стороны решили заключить «компенсационную сделку», что-то типа бартера: товары за товары - на сумму 80 миллионов немецких марок. Volkswagen, кроме пр

Придя к власти в ГДР в 1971 году, первый секретарь ЦК СЕПГ Эрих Хонеккер обещал населению повышение уровня жизни. Кроме всего прочего, автомобиль стал одним из тех товаров, характеризующих новый уровень жизни.

Стоит отметить, что, к примеру, в 1977 году, на всю ГДР приходилось лишь 164 000 легковых автомобилей в частном владении, т.е. по одному автомобилю на 100 жителей. Даже в СССР этот показатель, пусть и ненамного, но был выше.

Volkswagen Golf I поколения в спецификации для ГДР
Volkswagen Golf I поколения в спецификации для ГДР

В этой ситуации импорт из других социалистических стран также не удовлетворял спрос - гражданам ГДР приходилось ждать машину не менее 12 лет. В краткосрочной перспективе только западные поставки могли помочь справиться с таким долгим ожиданием.

И руководство ГДР обратилось к Volkswagen, который к тому же был не прочь заполучить прессы для листового металла, рынок реализации которых ГДР искала в Западной Европе.

Volkswagen Golf I и Wartburg 353
Volkswagen Golf I и Wartburg 353

Стороны решили заключить «компенсационную сделку», что-то типа бартера: товары за товары - на сумму 80 миллионов немецких марок. Volkswagen, кроме прессов, хотел получить всё нужное для своего концерна.

Делегация из Вольфсбурга ездила в ГДР и осматривала все, что могло бы им пригодиться. Кроме прессов выбор пал на станки, электрооборудование, шины, а также уголь. Но самой интересной позицией списка стал планетарий (!!!) от завода VEB Carl-Zeiss Jena, который тогда находился на территории ГДР. Ходили слухи, что западные немцы, в рамках сделки, даже умудрялись вывозить дрезденские штоллены (кондитерские изделия) и тюрингские колбаски для своей столовой в штаб-квартире в Вольфсбурге!

Бензиновый мотор 1,1 литра под капотом Volkswagen Golf
Бензиновый мотор 1,1 литра под капотом Volkswagen Golf

Взамен всего этого, 13 января 1978 года, первые 200 автомобилей VW Golf прибыли в Восточную Германию по железной дороге. И каждый месяц прибывало еще 1000 автомобилей. Общее количество должно было достичь 10.000 экземпляров, из них две трети поставлено в Восточный Берлин - «витрину» восточно-германского государства.

Для VW, продажа в ГДР была привлекательна как дальнейшее развитие рынка в Восточной Европе. При этом СМИ социалистической республики официально не упоминали о сделке.

Интерьер Volkswagen Golf I поколения в спецификации для ГДР
Интерьер Volkswagen Golf I поколения в спецификации для ГДР
Передняя панель Volkswagen Golf в спецификации для ГДР
Передняя панель Volkswagen Golf в спецификации для ГДР

Автомобили Volkswagen должны были стать ярким пятном среди местного автопарка. Вообще данная модель, выпускалась с 1974 года и реализовывалась в ФРГ по цене чуть менее 8000 немецких марок. После нефтяного кризиса 1973 года первый Golf стал бестселлером в Европе благодаря экономичным двигателям и компактным размерам.

В ГДР Golf поступал в бензиновом (1,1 литра) и дизельном (1,5 литра) вариантах: оба в версиях мощностью 50 л. с. Выбрать также можно было из двух вариантов кузовов - 3-х и 5-дверный хэтчбек. По некоторым данным, 3-дверки были исключительно бензиновые, а 5-дверки - практически все дизельные, что впрочем сомнительно. Модели предлагались в экзотических цветах: «Panama Brown», «Miami Blue», «Malaga Red», «Dakota Beige» и «Manila Green» - что должно было расцветить блёклый траффик городов ГДР.

Базовый Golf  совсем не блистал роскошью и конструктивными изысками, но тем не менее технически превосходил автомобили, выпускавшиеся в ГДР .

Volkswagen Golf в спецификации для ГДР
Volkswagen Golf в спецификации для ГДР

Однако поначалу продажи не были такими оживленными, как ожидалось. Главным образом потому, что Golf был слишком дорогим: от 27.000 до 31.500 местных марок в зависимости от двигателя и оборудования. Что было на 10-15.000 марок дороже, чем Wartburg 353, и на 20-25.000 больше, чем Trabant.

Люди высокооплачиваемых профессий такие как профессора, инженеры и директоры заводов или творческая интеллигенция должны были стать основной целевой группой при реализации автомобилей. В ГДР было обычной практикой: политическое руководство эксплуатировало покупательную способность для востребованных потребительских товаров, серьёзно повышая на них цены.

И тут произошло нечто невероятное: уже в феврале 1978 года цена на Golf была снижена примерно на 10 000 марок. Теперь он стоил от 22 000 до 26 000, что сравняло его с ценой автомобиля среднего класса в ГДР.

Volkswagen Golf I и Wartburg 353
Volkswagen Golf I и Wartburg 353

Что же произошло? Некоторые люди не решались покупать машину, прежде всего, потому что боялись, что могут остаться без запчастей. А в ГДР было сложно попасть на техобслуживание даже в обычный сервис. Да и какая автомастерская будет знакома с западными технологиями?

Однако толчком к снижению цен могло стать и плохое настроение населения, раздражённое суждениями что Golf импортируется только для богатых и "больших шишек".

Однако после снижения цен, вся партия автомобилей была довольно быстро распродана.

Volkswagen Golf I и Wartburg 353
Volkswagen Golf I и Wartburg 353

Несмотря на хорошие отношения между концерном VW и Министерством внешней торговли ГДР, а также на обсуждение лицензионного производства Golf I в ГДР - количество поставленных автомобилей так и осталось на уровне 10 000 штук.

Что касается самой модели, то ощущения от владения и эксплуатации Golf для восточных немцев стали весьма позитивными: яркий, приятный в вождении, бодрый автомобиль с хорошей управляемостью стал неким эталоном, от которого стали отталкиваться автолюбители, сравнивая с другими доступными на территории ГДР марками.

Сейчас из той партии автомобилей в живых осталось всего несколько Golf I - они давно стали редкостью для коллекционеров.

Что ещё почитать:

"Mercedes-Benz 300 SD (W116) - первый дизельный "Sonderklasse"

"Fornasari RR 450 - первый внедорожник фирмы"

"Mercedes-Benz 300d Messwagen (W189) - исследовательский центр на колёсах"