Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Неизвестный ГВФ – Забытый проект двухпалубного самолёта Николая Телешова

Когда в XX веке в небо поднялись первые двухпалубные пассажирские самолёты, это казалось вершиной инженерной мысли своего времени. Однако немногие знают, что идея создания подобной машины появилась значительно раньше – почти за полтора века до этого, в середине XIX века. Причём родилась она не в авиационных лабораториях Европы или Америки, а в голове русского отставного артиллерийского капитана Николая Афанасьевича Телешова. В 1864 году, за 22 года после первого патента на летательный аппарат Хенсона, Телешов представил миру свой грандиозный проект, названный скромно – «Система воздухоплавания». Это был не просто очередной чертёж среди множества фантастических предложений той эпохи, а тщательно проработанная схема полноценного пассажирского самолёта. Причём двухпалубного – конструкция, которая и сегодня остаётся символом прогресса в гражданской авиации. Телешов предложил создать воздушное судно с сигарообразным, аэродинамически обтекаемым корпусом, напоминающим корпус двухпалубного мор

Когда в XX веке в небо поднялись первые двухпалубные пассажирские самолёты, это казалось вершиной инженерной мысли своего времени. Однако немногие знают, что идея создания подобной машины появилась значительно раньше – почти за полтора века до этого, в середине XIX века. Причём родилась она не в авиационных лабораториях Европы или Америки, а в голове русского отставного артиллерийского капитана Николая Афанасьевича Телешова.

Проект «Система воздухоплавания» Николая Телешова
Проект «Система воздухоплавания» Николая Телешова

В 1864 году, за 22 года после первого патента на летательный аппарат Хенсона, Телешов представил миру свой грандиозный проект, названный скромно – «Система воздухоплавания». Это был не просто очередной чертёж среди множества фантастических предложений той эпохи, а тщательно проработанная схема полноценного пассажирского самолёта. Причём двухпалубного – конструкция, которая и сегодня остаётся символом прогресса в гражданской авиации.

Телешов предложил создать воздушное судно с сигарообразным, аэродинамически обтекаемым корпусом, напоминающим корпус двухпалубного морского корабля. На его борту должны были разместиться до 120 пассажиров и значительное количество груза. Центральное место в фюзеляже отводилось для паровой машины – по замыслу конструктора, её двухцилиндровый механизм должен был напрямую приводить в движение вал винта, установленного в хвостовой части. Такой подход позволял сократить вес и упростить привод.

Проект «Система воздухоплавания» Николая Телешова. Иллюстрация © Владимир Быков
Проект «Система воздухоплавания» Николая Телешова. Иллюстрация © Владимир Быков

Крыло имело необычную форму – шестиугольную, парашютообразную, крепившуюся к верхней части фюзеляжа. Каркас крыла был ферменным, обтянут с обеих сторон обшивкой. За управление отвечали классические рули высоты и направления, а также оригинальное решение – переставной весовой регулятор, позволявший влиять на баланс и наклон аппарата.

Вдохновлённый успехами пионеров авиации – таких как Джордж Кейли, чьи планеры с начала XIX века поднимались в воздух, или француз Жан-Мари Ле Бри, совершивший полёт в 1856 году, – Телешов стремился реализовать свою идею. Он обратился за поддержкой к Российской академии наук и военному ведомству, но был встречен с недоверием. Возможно, это неудивительно: к тому времени ещё не было ни одного доказанного случая полёта аппарата тяжелее воздуха с полноценным двигателем. Телешову даже не удалось получить патент в России – его изобретение лишь зарегистрировали.

Проект «Система воздухоплавания» Николая Телешова. Иллюстрация © Владимир Быков
Проект «Система воздухоплавания» Николая Телешова. Иллюстрация © Владимир Быков

В поисках признания он уехал во Францию, где 31 августа 1864 года получил патент. Среди указанных соавторов значились некие М. Меннон и Г. Струве. Их роль в создании проекта остаётся неясной – то ли они действительно внесли вклад в разработку, то ли были включены в патентную заявку по юридическим или финансовым причинам.

Несмотря на признание со стороны французского патентного ведомства, Телешов не смог найти инвесторов, способных воплотить его замысел в металле и дереве. Однако он не оставлял свою идею. В 1867 году он разработал «Усовершенствованную систему воздухоплавания», где крыло получило треугольную форму, а в качестве силовой установки был предложен пульсирующий воздушно-реактивный двигатель – идея, опередившая своё время на десятилетия. Этот проект также получил патент, но, как и прежде, остался без поддержки.

Проект «Система воздухоплавания» Николая Телешова. Иллюстрация © Владимир Быков
Проект «Система воздухоплавания» Николая Телешова. Иллюстрация © Владимир Быков

Важно понимать, что Телешов был не одинок в своём стремлении покорить небо. Россия имела и других пионеров в этой области. Академик Михаил Васильевич Ломоносов ещё в 1754 году построил модель вертолёта. В XIX веке труды по аэродинамике публиковал адмирал Николай Михайлович Соковнин. Одновременно с Телешовым проекты летательных аппаратов разрабатывал журналист Аркадий Эвальд. А Александр Фёдорович Можайский, чьи эксперименты привели к созданию одного из первых полноразмерных самолётов, начинал свою работу примерно в то же время.

История Николая Телешова – это не просто забытый эпизод из ранней авиации. Это свидетельство того, насколько далеко вперёд мог заглянуть человеческий ум, даже не имея ни технологий, ни поддержки, чтобы реализовать свои идеи. Его проекты остались лишь на бумаге, но дух инженерного дерзновения, стоящий за ними, стал фундаментом для будущих достижений в воздухоплавании.

© Алексей Виноградов

Источники:
1.
В. Быков – Телешов «Система воздухоплавания», интернет-энциклопедия «Авиалайнеры Мира»
1. Д.А. Соболев – Рождение самолёта
2. Д.А. Соболев – История самолетов. Начальный период
3. В.Б. Шавров. В.Б. – История конструкций самолётов в СССР до 1938 года