Найти в Дзене
Валентина Хлистун | Этикет

Как учить детей этикету

Каждый родитель хотя бы раз испытывал этот неловкий момент: вы в ресторане, а ребёнок друга или соседки громко перебивает официанта, бросает вилку в тарелку или с грохотом залезает под стол. И неважно, сколько лет вашему собственному, пять или пятнадцать, в голове нарастают мысли: «Как объяснить, что так нельзя? Почему чужие дети ведут себя иначе? Что делать, если и мой не безупречен?». Всё это этика поведения.

Этикет – это не про сервировку по учебнику и не про «чтобы не стыдно было перед бабушкой». Это язык взаимного уважения. И чем раньше мы начинаем говорить на нём с ребёнком, тем органичнее он его усваивает. Не потому что «так надо», а потому что так приятно и удобно жить.

Прежде всего, дети учатся не по спискам и не по наказаниям, а через эмоции. Маленькие наблюдатели мгновенно копируют поведение взрослых, и если вы с лёгкостью благодарите продавца, извиняетесь перед соседом в лифте или не срываетесь на официанта за долгое обслуживание, ребёнок сам усвоит, что уважение к другим, – это не пункт школьной программы, а стиль общения в вашей семье.

-2

Лучшее, что можно дать ребёнку в воспитании этикета – это не правила, а атмосфера и личный примерВежливость – это не раз в год на утреннике, а ежедневно, тихо, как воздух. Маленький ритуал «доброе утро» с чашкой какао. Совместное чаепитие с плюшевыми мишками, где каждый «ждёт своей очереди». И да, это правда работает. В игре всё усваивается быстрее, легче и навсегда.

Удивительно, но детям вовсе не противна идея правил, им не нравится насилие и скука. Если сказать: «Не чавкай!» (мы вгоняем их в угол). А если сказать «Давай сидеть за столом, как в настоящем кафе!» – появляется ощущение игры, включенности, а не стыда. И когда ребенок слышит: «Ты так красиво ждал своей очереди, молодец!», он не просто получил похвалу, он понял, что его уважительное поведение, – это ценность.

Особое внимание к тону родителя. Этикет – это про уважение, в том числе к ребёнку. Замечания шёпотом, а не на публике, разговоры позже, а не в запале. Один из самых вредных мифов воспитания – это идея «воспитать сразу». Хорошие привычки не вбиваются, а вплетаются. В разговор за завтраком. В поход в театр, где заранее обсуждено, что телефоны в сумке, а разговариваем только во время антракта. В гости, где малыш сам вручает цветы хозяйке, не потому что «надо», а потому что это красиво, и мама делает так же.

-3

Возраст тоже играет роль. Малышу в 3 года не нужен этикетный кодекс, ему достаточно знать, что «спасибо» доставляет бабушке радость, а игрушками делиться – это как волшебство: друг улыбается. А вот школьнику можно уже объяснить, почему мы не перебиваем собеседника (потому что у каждого есть право быть услышанным). С подростками сложнее, но и интереснее: они спорят, анализируют. И здесь важно не читать лекции, а обсуждать. Например, что этикет в переписке – это не запрет на мемы, а уважение к границам: не писать в 2 ночи, не пересылать чужое без согласия. Да, это уже не про «как держать вилку», а про этику общения, и именно она формирует взрослую личность.

Что делать, если речь идёт не о своём, а о чужом ребёнке? Универсальный способ – вдохновлять, а не воспитывать. Вместо «Скажи спасибо!» сказать: «Так приятно, когда кто-то благодарит». Вместо «Не кричи здесь!», «Знаешь, в театре все говорят тихо, чтобы каждый мог услышать сказку». Это не искусственные формулы, а способ сохранить взаимопонимание, особенно, когда это не ваши дети.

Всё это про тактичность. Про мягкость. Про то, что хорошие манеры не противоположность детству, а его украшение. Красота жестов, ритуалов, слов. Ведь то, что мы вкладываем в ребёнка, возвращается к нам же. Через случайное «спасибо» на лестнице. Через то, как он протянет руку новому соседу. Через то, что он однажды скажет своему ребёнку: «У нас в семье так принято, мы всегда здороваемся».

-4

Уважение, тактичность, границы, эстетика – это и есть этикет. Не надстройка, не «модное», не «для людей», а внутренняя культура. И чем меньше она выглядит как зубрежка, тем больше в ней подлинной красоты. Да, иногда ребёнок забудет. Чавкнет. Выронит ложку. Перебьёт. Но если рядом с ним взрослый, который не рявкнет, а поможет, не пристыдит, а покажет, то этого маленького человека будет сопровождать не только вежливость, но и достоинство. А это куда важнее, чем правильное приветствие.

А вы знали, что я являюсь основателем социально-образовательного проекта «Образ будущего»? Подробнее о нем можно прочитать в статье об одной из лекций в рамках проекта.

Этика
7343 интересуются