Найти в Дзене

Как я осознанно пошёл против партии (КПСС) – и победил

Напоминаю, предыдущая статья цикла здесь. 1990 год. Последний полный год жизни Советского Союза. Страна дрожит в переходе: ещё держится за привычную вертикаль, но в неё уже больше не верят. Всё вокруг рушится и обретает новую форму. Даже выборы – теперь не ритуал, а настоящая борьба. В некоторых округах – по 7–10 кандидатов. И каждый по-настоящему сражается за своё. Райком партии в моём районе терял контроль. Первый секретарь комсомола самоустранился – ушёл в свою кампанию в Верховный Совет. Комсомольская структура осталась без руководства, и реальная власть перешла ко мне – новоиспечённому второму секретарю. Я понимал: у меня нет времени. Мои документы, в которых значился «неудобный» диагноз, вот-вот придут из Николаева – и мне предложат уйти. Уйти молча. Но уходить без боя? Не мой стиль. Тогда я взялся за дело: начал выдвигать своих кандидатов в местные советы, а где возможно – и в Верховный Совет РСФСР. Всё строго в рамках закона. Более того, ЦК ВЛКСМ на всю страну заявлял, что ком
Оглавление
Я, в 1990 году, II секретарь РК ВЛКСМ
Я, в 1990 году, II секретарь РК ВЛКСМ

Напоминаю, предыдущая статья цикла здесь.

1990 год. Последний полный год жизни Советского Союза. Страна дрожит в переходе: ещё держится за привычную вертикаль, но в неё уже больше не верят. Всё вокруг рушится и обретает новую форму. Даже выборы – теперь не ритуал, а настоящая борьба. В некоторых округах – по 7–10 кандидатов. И каждый по-настоящему сражается за своё.

Райком партии в моём районе терял контроль. Первый секретарь комсомола самоустранился – ушёл в свою кампанию в Верховный Совет. Комсомольская структура осталась без руководства, и реальная власть перешла ко мне – новоиспечённому второму секретарю.

Игра ва-банк

Я понимал: у меня нет времени. Мои документы, в которых значился «неудобный» диагноз, вот-вот придут из Николаева – и мне предложат уйти. Уйти молча. Но уходить без боя? Не мой стиль.

Тогда я взялся за дело: начал выдвигать своих кандидатов в местные советы, а где возможно – и в Верховный Совет РСФСР. Всё строго в рамках закона. Более того, ЦК ВЛКСМ на всю страну заявлял, что комсомол – это не обслуживающая структура при партии, а самостоятельная политическая сила, которая должна бороться за власть – даже с КПСС.

И молодёжь в это поверила.

Когда я предложил активу райкома сыграть на равных против партии и посмотреть, у кого пройдут кандидаты – у нас или у них, меня поняли. И поддержали.

Результат, который «поставил на уши» весь район

Мы выдвинули кандидатов по многим округам. И выиграли почти везде. Даже тот самый большой округ, где проиграли — выборы в Верховный Совет РСФСР – охватывал три района, и мы быстро поняли, что причина поражения была не в слабости нашей команды. Впрочем, думаю, к разговору о выборах в этом округе мы, однажды, ещё вернёмся, он, полагаю, будет интересным даже сейчас.

Двое наших, включая моего бывшего первого секретаря, стали депутатами Верховного Совета республики. Один из них – председателем комиссии по делам молодёжи, формально выше по статусу, чем министр. Наше представительство в местных советах стало крупнейшим в республике.

Некоторые из наших стали не просто депутатами, а председателями постоянных комиссий, один – зампред районного совета. Даже я стал депутатом и председателем комиссии по делам молодёжи и культуры в городском совете.

Идеологический шок

Партийная элита была в прострации. А отдельные представители уже открыто говорили: в районе теперь власть – у комсомола, и у меня, 23-летнего парня, возглавившего этот подъём.

Обком был в восторге, и когда освободилось кресло первого секретаря РК ВЛКСМ, кандидатура даже не обсуждалась – только я.

Но я понимал: это всё ещё пролог.

Вывод

Эта история – не о том, как молодой человек «перехитрил систему». Это о том, что даже в уходящем Советском Союзе, в его последнем серьёзном году, ещё можно было действовать смело – и побеждать, если веришь в людей, не боишься брать ответственность и не играешь по чужим правилам.

Несколько слов для тех, кто молод сегодня

Вам может показаться, что всё уже решено за вас – власть, структура, правила. Но и тогда так думали многие. А потом всё изменилось – и мы оказались в центре перемен.

Не бойтесь брать на себя ответственность. Не бойтесь идти против течения, если чувствуете правду за собой. Иногда именно такой шаг – единственный путь к настоящей победе.

И да, судьба любит тех, кто готов рискнуть. Даже если ставка – всё.

Продолжение здесь.

В художественной форме я рассказал об этом в подборке на Дзен, здесь.