Предыдущая часть:
Ночевка дятловцев в Ушминской колонии на пути от 41-го квартала ко Второму Северному, в ночь с 27 на 28 января 1959 года - это важнейший факт в этой истории. И я считаю это открытие одним из наиболее значимых в моем расследовании.
Это позволило мне восстановить подлинную хронологию маршрута дятловцев и понять, где они в действительности "потеряли одну ночь". Но вопросов после этого меньше не стало - наоборот, их стало еще больше!
Почему свидетели и "дневники" лгут?
Почему все свидетели солгали и скрыли этот факт ночевки дятловцев в Ушминской колонии? Советские товарищи попросили? "Врите, что хотите, только ни в коем случае не упоминайте о ночевке туристов в Ушме"? Это объясняет, откуда в показаниях свидетелей взялась вся эта путаница с датами - все они врали, "кто во что горазд", пытаясь как-то "добавить" в маршрут дятловцев одну ночь (вместо ночевки в Ушме), и отсюда появилась эта "свистопляска" с датами: Хакимов и Дряхлых врали, что дятловцы выехали из Вижая в 41-й квартал якобы только 27 января, то есть две ночи провели в Вижае, а Ряжнев уверял, что дятловцы прибыли в 41-й квартал 26 января, но врал, что они две ночи провели в 41-м квартале. Ну, а дядя Слава, с осторожностью бывшего зэка, вообще постарался никаких дат не упоминать: "Ничего не помню, ничего не видел".
Но почему об этой ночевке в Ушме нет никаких упоминаний в "дневниках" дятловцев? Они решили это по каким-то причинам скрыть? Или их попросили ничего не упоминать о колонии в Ушме? Или, быть может, "дневники" просто-напросто сфальсифицированы, и советские товарищи, которые занимались фабрикацией уголовного дела и фальсификацией "дневников", убрали из "дневников" любые упоминания и намеки об этой ночевке дятловцев в Ушме? И вместо этого придумали всю эту фантастическую историю о том, как дятловцы несколько часов подряд, сквозь наледи и полыньи, брели c усталой лошадкой в полной темноте до Второго Северного, прибыв туда в 11-м часу ночи? Но при этом по дороге ко Второму Северному, уже в полной темноте, как-то умудрились заснять камни-валуны при хорошем дневном освещении, ага.
Это вполне возможно: если советские товарищи в ходе фабрикации уголовного дела изготовили несколько фальшивых фотопленок (см. ссылку ниже), то и "дневники" могли переписать, а некоторые просто заменили печатными "копиями" - изменив при этом даты и кое-что подправив под "официальную версию" маршрута.
Но зачем? Чтобы сохранить в тайне существование в Ушме колонии для расконвоированных заключенных, в целях принятой тогда в Совдепии "секретности"? Или эта ночевка дятловцев в Ушме была как-то связана с их последующей гибелью (убийством) на перевале?
Вопросы, вопросы, вопросы...И таких вопросов относительно движения дятловцев на этом участке маршрута довольно много.
Почему дятловцы не вышли из Вижая своим ходом?
Еще одна странность, на которую я обратил внимание в ходе своего расследования.
У дятловцев был поход 3-й (высшей) категории сложности, и по нормам того времени, принятым в спортивном туризме, они должны были пройти на лыжах, с рюкзаками, не менее 300 км. При этом их маршрут представлял собой большое кольцо, с выходом из Вижая и возвращением в Вижай, протяженностью ровно 300 км.
То есть никаких "лишних километров", сверх необходимых 300 км, которые они могли бы проехать на машине или пройти с подводой, у них не было. Очень часто при планировании похода такие "лишние километры" появляются, и группа в начале или в конце похода вполне может их преодолеть на попутной машине (как, например, это сделала группа Блинова - у них был поход второй категории сложности, и были "лишние километры" сверх необходимых 250 км). А вот у группы Дятлова, повторюсь, начиная с Вижая, таких "лишних километров" не было.
И поэтому по плану похода они уже утром 26 января должны были выйти из Вижая на свой маршрут. На лыжах, с рюкзаками. И за три дня, своим ходом, дойти до Второго Северного (см. Фото ниже).
Но вместо этого они почему-то 26 января почти весь день проторчали в Вижае, в ожидании машины Ивдельлага от Хакимова. А потом прошли участок от 41-го квартала до Второго Северного в сопровождении лошадиной подводы.
Без этого участка от Вижая до Второго Северного, который они должны были пройти свои ходом, - протяженностью около 55 км, - им могли бы просто не зачесть третью категорию сложности похода (строго говоря, они даже до второй категории сложности уже немного не дотягивали).
То есть получается, что дятловцы уже в самом начале своего похода по каким-то непонятным причинам решили понизить категорию сложности своего похода. Возможно, для большинства из них это почти ничего не значило, но вот для Дятлова и Золотарева это было важно: Игорь после этого похода уже вполне мог претендовать на звание мастера спорта по туризму (а таковых тогда в Свердловской области было очень немного), а для Золотарева третья категория сложности похода была важна для его профессиональной деятельности в качестве инструктора турбазы.
Почему же они пошли на такой шаг? Или, быть может, их что-то (или кто-то) вынудил уже в самом начале похода отказаться от первоначального плана похода?
Странная запись в "дневнике" Зины
Еще одна странность: в "дневнике" Зины, в записи, датированной 26 января, когда они выезжали из Вижая в 41-й квартал, есть какое-то непонятное упоминание о "зоне".
"Спали на кроватях. Встали поздно, поздно. Мы с Рустиком дежурные. Пошли в столовую. А потом ждали машину и поехали. Нынче дорога не такая красивая, снега меньше. Зону с дороги уже сняли. Ехали долго. У меня, как всегда, опять отыскался какой-то земляк. Приехали на 41-вый поселок".
О какой "зоне" здесь речь, которую "сняли"? Никаких КПП при въезде и выезде из Вижая в это время не было. Может быть, произошел побег заключенных, и именно поэтому Хакимов выставил в Вижае "зону" и запретил дятловцам покидать Вижай своим ходом? А потом, "ради их же безопасности", отправил дятловцев в 41-й квартал на машине? И тогда это объясняет, почему дятловцы не вышли утром 26 января на маршрут своим ходом, а почти целый день сидели и ждали машину.
Но никаких побегов заключенных в это время не было: об этом говорил Коротаев, есть даже список побегов заключенных из Ивдельлага в 1959 году (см. Фото ниже).
Почему Дряхлых скрыл, что он прибыл в 41-й квартал вместе с дятловцами?
Еще одна странность: как мне удалось установить, Дряхлых, инженер "Энерголесокомбината", прибыл в 41-й квартал из Вижая вместе с дятловцами (он ехал в кабине машине, и привез в 41-й квартал три фильма).
Однако в своих показаниях он уверял, что когда дятловцы прибыли в 41-й квартал (якобы 27 января), он якобы находился уже там:
"С 24 января по 1 февраля 1959 года включительно я был в командировке по делам службы на 41 квартале, где у энерголесокомбината г. Ивдель лесозаготовки. Там у нас живет 50 человек рабочих. Этот поселок находится от пос. Вижай строго на север в 40 км. 27 января 1959 г. вечером в 5 час дня на автомашине из пос. Вижай прибыла группа туристов в количестве 10 человек. С лыжами и вещами".
Но когда поиски дятловцев только начинались, Дряхлых делал облет местности на самолете вместе со студентом УПИ Блиновым. Из тех же показаний Дряхлых:
"21.02.59 г. я. студент один из института политехнического, фамилию его не знаю, командир самолета Спицын и штурман вылетели на самолете «Як» в направлении на пос. Вижай, оттуда вверх по р. Лозьва, через пос. 41 квартал, 2-й северный рудник, сев. рудник – до устья р. Ауспия, вверх по р. Ауспия".
А Блинов в своем дневнике написал, что инженер, с которым он делал облет - то есть Дряхлых - сообщил ему, что доставал для дятловцев машину из Вижая до 41-го квартала:
"До Ивделя добрались за 3 часа. Там нас уже ждали. Решено было сразу же идти на поиски. Полетели четверо: командир, штурман, инженер (он доставал Дятлову машину, чтобы она их отвезла от Вижая до 41–го участка, а дальше на лошади они довезли рюкзаки до 2-го Северного поселка) и полетел еще я".
Очевидно, Дряхлых не мог "доставать машину" для дятловцев из Вижая в 41-й квартал, находясь в 41-м квартале. Как такое может быть? По телефону, что ли?
"Алле, алле! Прошу к трубке товарища Хакимова! Товарищ Хакимов? Это я, инженер Энерголесокомбината Дряхлых. Звоню из 41-го квартала. Группа туристов во главе с Дятловым в Вижай уже прибыла? Отлично! Товарищ Хакимов, у меня к вам большая просьба: срочно предоставьте им машину Ивдельлага и отправляйте их к нам, в 41-й квартал!"
Но это же чушь полная! С какой стати Хакимову предоставлять машину дятловцам по звонку Дряхлых из 41-го квартала? Да и вряд ли между 41-м кварталом и Вижаем вообще была телефонная связь - это же кабель тянуть нужно.
Неееет. Дряхлых в этот момент находился в Вижае. И "доставал" машину он не для дятловцев, а "для себя любимого" - чтобы добраться из Вижая в 41-й квартал. На попутной машине. И вот на этой машине, вместе с дятловцами, Дряхлых и прибыл из Вижая в 41-й квартал 26 января. И привез с собой из Вижая три фильма, которые вечером того же дня показывали ребяткам 41-го квартала (некоторые дятловцы их тоже смотрели).
Почему же Дряхлых во время своего допроса 5 марта об всем этом умолчал и снова лгал, уверяя, что в момент прибытия дятловцев в 41-й квартал он якобы уже находился там? Может быть, потому, что во время облета местности с Блиновым 21 февраля о гибели дятловцев ему точно еще не было известно, а 5 марта, когда проводился допрос, уже стало известно, что дятловцы погибли? И Дряхлых, чего-то сильно испугавшись, начал врать и мутить воду?
Продолжение: