С бурных 1920-х до застойных 1980-х советский кинематограф прожил насыщенную, полную изменений жизнь. Среди плеяды известных режиссерских имен громко звучат женские голоса. Пионеры монтажа и детского кино, исследовательницы моральных терзаний и становления личности, женщины-режиссеры не боялись снимать кино на самые сложные темы. Собрали для вас пять имен, которые изменили наш кинематограф.
Эсфирь Шуб: пионеры монтажа и документалистики
Жизнь. Из родной Черниговской губернии уехала учиться в Москву, работала в театральном отделе Наркомпроса, в том числе личным секретарем Всеволода Мейерхольда. Затем перешла в «Совкино» (позже — «Мосфильм»). Начинала как монтажер, способная практически любой зарубежный фильм превратить в агитационный плакат, а впоследствии пересела в режиссерское кресло.
Что сделала важного. Сергей Эйзенштейн и братья Васильевы считали Эсфирь Шуб своим учителем. В 1920-е одним из немногих методов создания оригинального кино был монтаж: метры и метры пленки, разрезанные, переставленные, смонтированные в определенной последовательности кадры. Постепенно технические возможности позволили практически отказаться от него, но в истории кинематографа монтаж занимает почетное место.
Эсфирь Шуб называли «волшебницей монтажа»: сначала через ее руки проходили сотни кадров, отснятых разными режиссерами, из которых собирались броские, понятные зрителю, цепкие документальные фильмы.
Камера Эсфирь Шуб отображала глубину жизни и самые мимолетные моменты человеческих взаимоотношений. А в своей документалистике Шуб смогла передать не просто факты, а атмосферу времени. Она создала кинематографический язык, который стал невидимой основой для будущих поколений режиссеров: правильно расставленные кадры затягивали, держали внимание, воздействовали на зрителя через агитационный подтекст.
Что посмотреть: «Страна Советов», «Испания», «Кино за 20 лет».
Маргарита Барская: создатель детского кино СССР
Жизнь. Родом из Баку, Маргарита Барская сыграла свою первую роль в кино в шесть лет. Получив актерское образование, работала в театре. Переехав в Москву, активно участвовала в организации студии детских фильмов (будущий «Союздетфильм»). Писала эссе и статьи о работе с детьми, особенностях детского кино и его репертуаре.
Что сделала важного. Создала один из самых известных советских фильмов про детей — «Рваные башмаки». Кино о детских переживаниях и трудностях жизни отражало реальность того времени.
Барская также работала в качестве сценариста и режиссера культурно-просветительских фильмов, таких как «Кто важнее — что нужнее». Лента рассказывала детям о производстве хлеба в игровой форме. Ее последний фильм «Отец и сын» запретили к показу, поскольку он освещал проблемы воспитания в советской семье. Отец, директор завода, невнимателен к сыну, который уходит из дома и сталкивается с уголовным миром. За него Барскую отстранили от режиссерской работы. К сожалению, сохранились только части пленки.
Что посмотреть: «Рваные башмаки», «Кто важнее — что нужнее».
Юлия Солнцева: любовь к жизни и гражданский пафос
Жизнь. После ГИТИСа играла в Камерном театре. Дебютировала в кино в роли королевы Марса Аэлиты в одноименном фильме. Работала ассистентом мужа, режиссера Александра Довженко. Тяжело пережив его смерть, продолжила снимать фильмы по его сценариям и заметкам. Стала первой женщиной-режиссером, удостоенной приза на Каннском кинофестивале в 1961 году.
Что сделала важного. Многие, кто знал Солнцеву, отмечали, что после смерти Довженко она взялась за продолжение его работы с маниакальным упорством. Из стен «Мосфильма» один за другим вышли такие фильмы, как «Поэма о море», «Повесть пламенных лет», «Зачарованная Десна». Опираясь на его военные рассказы, записки и заметки, Солнцева создала картину «Незабываемое» и посвященный памяти мужа фильм «Золотые ворота».
Солнцева категорически отказывалась признать свои фильмы самостоятельной работой. Даже приз за режиссуру фильма «Повесть пламенных лет» на Каннском фестивале был вручен с формулировкой «Мадам Юлии Солнцевой, продолжательнице работы месье Александра Довженко». На этом настояла сама Солнцева.
Такая преданность хоть и заслуживает восхищения, как будто отменяет огромный вклад в кинематограф самой Солнцевой. Как бы там ни было, десятилетиями она снимала собственное кино о ключевых проблемах своего времени, и ее фильмы проникнуты любовью к природе и жизни, гордостью за творения человеческих рук и гражданским пафосом.
Что посмотреть: «Повесть пламенных лет», «Зачарованная Десна», «Незабываемое», «Золотые ворота».
Лариса Шепитько: трагедия человеческого выбора
Жизнь. Училась во ВГИКе с Отаром Иоселиани и Георгием Шенгелая. Ее дипломная работа, фильм «Зной», сразу привлекла внимание критиков. В 1977 году она получила «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале за фильм «Восхождение», а затем вошла в состав жюри. Погибла в 41 год во время съемок фильма «Матёра» по повести Валентина Распутина: съемочная группа выехала на место очень рано, шофер заснул и врезался в грузовик с кирпичами.
Что сделала важного. Сочетала в своих фильмах элементы документального и художественного кино. Ее картины о партизанах, летчицах и комсомольцах стали знаковыми для эпохи, а сама Шепитько осталась известной за свою способность показывать людей в моменты морального выбора. Уже в первой картине «Зной» по повести Чингиза Айтматова выразились основные акценты ее картин: это философский фильм, в котором природа и человеческие отношения играли ключевую роль.
Апогея метод режиссера достиг в получившей награду киноленте «Восхождение». Это экзистенциальная драма о вере и предательстве, основанная на повести Василя Быкова. Фильм стал символом борьбы человека с собственными слабостями.
Что посмотреть. «Зной», «Ты и я», «Восхождение».
Динара Асанова: непримиримая честность и подростковые трудности на экране
Жизнь. Еще в школе Динара Асанова устраивала в родном Бишкеке театральные постановки и карнавалы для детей. После устроилась на киностудию «Киргизфильм», где выполняла любую, даже самую простую работу. Постепенно стала ассистентом режиссера на съемках фильма Ларисы Шепитько «Зной».
С третьего раза поступила во ВГИК на курс Михаила Ромма. Режиссер обычно не брал студентов из других республик, но в Асановой увидел яркий талант. Ее дипломная работа «Рудольфио» по рассказу Валентина Распутина о любви школьницы к взрослому мужчине была высоко оценена специалистами, но привела к запрету творчества на пять лет. Зато когда Асанова вернулась к съемкам, она не давала себе отдыха: семь фильмов за десять лет. Он как будто знала, что ей отмерено совсем недолго: сердце остановилось, когда ей было 42.
Что сделала важного. Динара Асанова никогда не снимала «заказные» фильмы или картины с оглядкой на советскую власть. Ее работы были искренними, честными и часто провоцировали критику.
В фильмах «Не болит голова у дятла» и «Ключ без права передачи» Асанова продолжала раскрывать тему подросткового становления и поиска собственной идентичности. Асанова использовала непрофессиональных актеров-подростков, которые не играли по готовому сценарию, а выражали свои реальные переживания в моменте. Она признавалась:
«Я поняла, чем так привлекает меня работа над фильмами о подростках: они постоянно находятся в поиске, в поиске ответов на многочисленные вопросы, в поиске самого себя. Вот этот путь становления личности я прохожу вместе с ними».
Поворотным моментом в ее карьере стал фильм «Пацаны». Это кино о подростках, состоящих на учете в милиции, произвело настоящий фурор и принесло режиссеру признание. Асанова сделала акцент на искренности, честности и глубоком понимании подростковой психологии. В своих фильмах она раскрывала как внутреннюю борьбу героев, так и их страдания от несовершенства внешнего мира. Съемки с участием подростков, которые играли в ее фильмах, были для нее не просто профессиональной деятельностью, а философским процессом.
Что посмотреть: «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Пацаны».
В Еврейском музее и центре толерантности до 27 июля при поддержке ВТБ открыта выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию Татьяны Лиозновой». Она погружает зрителей в мир советской кинематографии через призму творчества женщин-режиссеров, таких как Татьяна Лиознова, Надежда Кошеверова, Юлия Солнцева и многие другие. На выставке представлены старые киноафиши, эскизы костюмов, фотографии, а также фрагменты культовых фильмов. Это уникальная возможность увидеть не только кинематографические шедевры, но и прикоснуться к личной жизни и творческому пути режиссеров, раскрывая их влияние на развитие кино и общества в целом.