Найти в Дзене
ВТБ Страна

Кем была первая женщина-режиссер советского кино?

Оглавление

Ольга Преображенская стала пионеркой отечественного кино. Она не только оставила след в титрах, но и перевернула представления о том, кто и как может рассказывать истории с экрана. Проследим ее творческий путь и познакомимся со знаковыми картинами.

От актрисы к режиссеру

Александр Левицкий. «Актриса Ольга Преображенская», 1920-1930 годы, Государственный центральный музей кино, Москва © Public domain
Александр Левицкий. «Актриса Ольга Преображенская», 1920-1930 годы, Государственный центральный музей кино, Москва © Public domain

Ольга Преображенская родилась в 1881 году. Она окончила студию Московского Художественного театра и вскоре вышла на сцену, а в 1913 году перешла в кино — актрисой киноателье «Тиман и Рейнгардт», одного из крупнейших российских производителей «золотой серии» экранизаций классики. Преображенская сыграла Наташу Ростову, Лизу из «Дворянского гнезда», княгиню Веру из «Гранатового браслета» — галерея ее героинь охватывала огромный пласт отечественной прозы.

Прорывом стал 1916 год: она села в режиссерское кресло вместе с Владимиром Гардиным, чтобы экранизировать «Барышню-крестьянку» Пушкина. Фильм был принят с энтузиазмом, но имя Преображенской вызывало недоверие: на афишах ее указывали в мужском роде или вовсе не упоминали.

После революции Преображенская стала первой женщиной-преподавателем режиссуры, вошла в ЦК Всерабиса, в Союз кинематографистов СССР, но главные ее заслуги в том, как она открыла камеру для женского взгляда.

«Бабы рязанские»: правда деревни

Кадр из фильма «Бабы рязанские»
Кадр из фильма «Бабы рязанские»

Фильм 1927 года «Бабы рязанские» стал не только визитной карточкой Преображенской, но и образцом советского реализма. В соавторстве с Иваном Правовым она экранизировала сценарий уроженки Рязанской губернии, отобранный на всесоюзном конкурсе. Режиссеры сознательно поехали снимать в саму Рязань и в качестве массовки использовали настоящих крестьянок, чтобы показать их будни: быт, одежду, речь.

Молодежь участвовала охотно, а вот стариков уговаривали. Некоторые боялись сниматься — думали, что от этого умрут или на них появятся «антихристовы печати». В одном селе люди вообще разбегались от камеры и режиссерам пришлось идти на хитрости, чтобы тайно их заснять. Зато крестьянки с удовольствием снимались в своей домотканой одежде: им было важно показать свои труды.

Картина с успехом шла на экранах СССР, произвела сильное впечатление на американского писателя Теодора Драйзера и стала самой коммерчески успешной лентой студии «Совкино».

«Последний аттракцион»: балаган на службе идеологии

Кадр из фильма «Последний аттракцион»
Кадр из фильма «Последний аттракцион»

В 1929 году Преображенская и Правов сняли «Последний аттракцион» — фильм о цирковых артистах, ставших бойцами Красной армии. Основанный на рассказе Мариэтты Шагинян и сценарии Виктора Шкловского, фильм рассказывает о том, как канатоходцы Серж и Маша превращают свой цирковой балаган в агитфургон и идут в бой против деникинцев. Так искусство встраивается в машину революции: превращается из развлечения в инструмент идеологии.

«Тихий Дон»: первая экранизация Шолохова

Кадр из фильма «Тихий Дон»
Кадр из фильма «Тихий Дон»

В 1930 году Преображенская становится первой, кто экранизирует эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон». В ее фильме — первые две книги романа. Немой фильм, позже озвученный в 1933 году, вошел в конкурсную программу первого Венецианского кинофестиваля.

Картина рассказывает не только о трагедии главного героя, Григория Мелехова, но и о распаде всего казачьего уклада. На фоне исторических катастроф герой остается заложником времени и собственной страсти. Преображенская здесь работает как режиссер эпоса: крупные планы сменяются панорамами, а тишина фильма лишь усиливает трагизм.

«Степан Разин»: революция как память

Кадр из фильма «Степан Разин»
Кадр из фильма «Степан Разин»

Фильм 1939 года «Степан Разин», экранизация романа Алексея Чапыгина, стал одной из последних крупных работ Преображенской. Это рассказ о крестьянской войне 17 века и первом в истории России масштабном народном восстании.

Картина следует канону исторического кино: батальные сцены, народные хоры, мрачные застенки и торжественная казнь. Преображенская показывает Разина не как героя без страха и упрека, а как трагического вождя, обреченного системой. В этом — ее почерк: даже в самом идеологически выверенном сюжете она ищет и находит человека.

Ольга Преображенская доказала: место женщины — там, где она хочет снимать. В ее фильмах есть и художественная смелость, и социальная наблюдательность, и сильный авторский взгляд. Она не только стояла у истоков профессии, но и сделала ее возможной для других.

В Еврейском музее и центре толерантности при поддержке ВТБ открылась выставка «Женщина за кадром», посвященная 100-летию Татьяны Лиозновой. Экспозиция рассказывает о вкладе женщин в отечественное кино — от пионерки Ольги Преображенской до Ларисы Шепитько и Киры Муратовой. В числе экспонатов — архивные фото, эскизы, сценарии и документы из крупнейших музеев и киностудий страны.