Ольга Преображенская стала пионеркой отечественного кино. Она не только оставила след в титрах, но и перевернула представления о том, кто и как может рассказывать истории с экрана. Проследим ее творческий путь и познакомимся со знаковыми картинами.
От актрисы к режиссеру
Ольга Преображенская родилась в 1881 году. Она окончила студию Московского Художественного театра и вскоре вышла на сцену, а в 1913 году перешла в кино — актрисой киноателье «Тиман и Рейнгардт», одного из крупнейших российских производителей «золотой серии» экранизаций классики. Преображенская сыграла Наташу Ростову, Лизу из «Дворянского гнезда», княгиню Веру из «Гранатового браслета» — галерея ее героинь охватывала огромный пласт отечественной прозы.
Прорывом стал 1916 год: она села в режиссерское кресло вместе с Владимиром Гардиным, чтобы экранизировать «Барышню-крестьянку» Пушкина. Фильм был принят с энтузиазмом, но имя Преображенской вызывало недоверие: на афишах ее указывали в мужском роде или вовсе не упоминали.
После революции Преображенская стала первой женщиной-преподавателем режиссуры, вошла в ЦК Всерабиса, в Союз кинематографистов СССР, но главные ее заслуги в том, как она открыла камеру для женского взгляда.
«Бабы рязанские»: правда деревни
Фильм 1927 года «Бабы рязанские» стал не только визитной карточкой Преображенской, но и образцом советского реализма. В соавторстве с Иваном Правовым она экранизировала сценарий уроженки Рязанской губернии, отобранный на всесоюзном конкурсе. Режиссеры сознательно поехали снимать в саму Рязань и в качестве массовки использовали настоящих крестьянок, чтобы показать их будни: быт, одежду, речь.
Молодежь участвовала охотно, а вот стариков уговаривали. Некоторые боялись сниматься — думали, что от этого умрут или на них появятся «антихристовы печати». В одном селе люди вообще разбегались от камеры и режиссерам пришлось идти на хитрости, чтобы тайно их заснять. Зато крестьянки с удовольствием снимались в своей домотканой одежде: им было важно показать свои труды.
Картина с успехом шла на экранах СССР, произвела сильное впечатление на американского писателя Теодора Драйзера и стала самой коммерчески успешной лентой студии «Совкино».
«Последний аттракцион»: балаган на службе идеологии
В 1929 году Преображенская и Правов сняли «Последний аттракцион» — фильм о цирковых артистах, ставших бойцами Красной армии. Основанный на рассказе Мариэтты Шагинян и сценарии Виктора Шкловского, фильм рассказывает о том, как канатоходцы Серж и Маша превращают свой цирковой балаган в агитфургон и идут в бой против деникинцев. Так искусство встраивается в машину революции: превращается из развлечения в инструмент идеологии.
«Тихий Дон»: первая экранизация Шолохова
В 1930 году Преображенская становится первой, кто экранизирует эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон». В ее фильме — первые две книги романа. Немой фильм, позже озвученный в 1933 году, вошел в конкурсную программу первого Венецианского кинофестиваля.
Картина рассказывает не только о трагедии главного героя, Григория Мелехова, но и о распаде всего казачьего уклада. На фоне исторических катастроф герой остается заложником времени и собственной страсти. Преображенская здесь работает как режиссер эпоса: крупные планы сменяются панорамами, а тишина фильма лишь усиливает трагизм.
«Степан Разин»: революция как память
Фильм 1939 года «Степан Разин», экранизация романа Алексея Чапыгина, стал одной из последних крупных работ Преображенской. Это рассказ о крестьянской войне 17 века и первом в истории России масштабном народном восстании.
Картина следует канону исторического кино: батальные сцены, народные хоры, мрачные застенки и торжественная казнь. Преображенская показывает Разина не как героя без страха и упрека, а как трагического вождя, обреченного системой. В этом — ее почерк: даже в самом идеологически выверенном сюжете она ищет и находит человека.
Ольга Преображенская доказала: место женщины — там, где она хочет снимать. В ее фильмах есть и художественная смелость, и социальная наблюдательность, и сильный авторский взгляд. Она не только стояла у истоков профессии, но и сделала ее возможной для других.
В Еврейском музее и центре толерантности при поддержке ВТБ открылась выставка «Женщина за кадром», посвященная 100-летию Татьяны Лиозновой. Экспозиция рассказывает о вкладе женщин в отечественное кино — от пионерки Ольги Преображенской до Ларисы Шепитько и Киры Муратовой. В числе экспонатов — архивные фото, эскизы, сценарии и документы из крупнейших музеев и киностудий страны.