Майя Плисецкая вошла в историю как талантливейшая балерина, покорившая своей пластикой и харизмой зрителей по всему миру. Но за ярким сценическим образом скрывалась обычная женщина — со своими ритуалами, привычками, привязанностями и слабостями. Мы собрали малоизвестные детали из жизни Майи Михайловны, которые показывают её в неожиданном свете.
⭐️Чтобы стать балериной, Майе Плисецкой пришлось однажды пойти на отчаянный шаг. Во время эвакуации в Свердловске, в разгар Великой Отечественной войны, она самовольно — без пропуска, что по законам военного времени считалось серьёзным нарушением, — пробралась обратно в Москву. Там, несмотря на годичное отсутствие, её восстановили в балетном училище, где она училась до эвакуации.
Майя попала в выпускной класс легендарной Марии Михайловны Леонтьевой — шанс, который выпадает раз в жизни. Весной 1943 года, после экзамена, она получила высшую оценку и была принята в труппу Большого театра. Так началась её настоящая профессиональная биография — с дерзкого поступка и непоколебимой любви к искусству.
⭐️Перед каждым уроком и выступлением она совершала особый ритуал: наливала тёплую воду прямо в пятки балетных туфель — так, по её словам, обувь лучше "прилипала" к стопе. А перед выходом на сцену больше всего боялась… забыть взглянуть в зеркало. Если грим будет невыразительным и не достаточно ярким, будет казаться, что на сцене вовсе и не балерина, а «бесцветная моль» — её собственное выражение.
⭐️Интересно, что большую часть повседневных дел Плисецкая делала левой рукой, хотя писала правой. Но еще более занимателен тот факт, что левой рукой она могла писать исключительно зеркально, в противоположном направлении.
⭐️Судьба свела Майю Михайловну с Робертом Кеннеди во время её второго американского тура. Политик не скрывал симпатии к русской звезде балета и регулярно поздравлял её с днём рождения — тем более что они родились в один и тот же день. Одним из первых подарков от него стал изящный золотой браслет с двумя символичными подвесками: один изображал Скорпиона — их общий знак зодиака, другой — Архангела Михаила.
⭐️Плисецкая обожала питательные кремы — она щедро наносила их на лицо, а потом устраивалась на кухне и раскладывала пасьянсы. Эти ночные ритуалы часто затягивались до рассвета — балерина с юности страдала от бессонницы. Единственное, что помогало ей уснуть, — снотворное.
⭐️Путь к славе для Майи Плисецкой не был усыпан лепестками. Несмотря на то что её дядя возглавлял театр, особых привилегий она не получала. Напротив — из принципа он не продвигал племянницу, полагая, что это будет выглядеть как кумовство. Главные партии доставались другим, а Майя довольствовалась скромной зарплатой и эпизодическими выходами.
Однажды она с удивлением — и раздражением — увидела свою фамилию в распределении ролей. Её назначили одной из восьми нимф в массовке к «Ивану Сусанину». Возмущённая, она бросила дяде:
— Я никогда не танцевала в кордебалете!
— Значит, начнёшь, — спокойно ответил он.
⭐️Интересно, что свой знаменитый образ «Умирающего лебедя» Плисецкая вынашивала, наблюдая за… настоящими лебедями в Московском зоопарке. Она сама вспоминала:
«Я специально ездила туда — хотела подсмотреть лебединую пластику: как двигаются крылья, как держится голова на изогнутой шее. Однажды мне невероятно повезло — чёрный лебедь, совсем рядом, вдруг раскинул крылья, поднял перепончатую лапу и встал на другую в идеальный арабеск. Он замер в этой позе так долго, что я не могла оторваться — поразительная устойчивость…»
Именно этот момент стал живым источником вдохновения для будущей легенды сцены. Балерина не просто танцевала — она превращалась в лебедя.
⭐️Несмотря на строгость и дисциплину, Плисецкая сохраняла творческую легкость и тонкое чувство юмора. Одним из её оригинальных хобби стало коллекционирование курьёзных фамилий. Вырезая забавные фамилии из газет и журналов, она с удовольствием пополняла личный архив лингвистических «жемчужин». В её коллекции были такие редкости, как: Негодяев, Дамочкин-Визжачих, Непейпиво.
⭐️«Что касается шубы-макси — в Москве я была первооткрывателем, вроде Колумба», — с юмором вспоминала Майя Плисецкая. В 1966 году она вернулась в столицу с черной каракулевой шубой до пола — роскошным подарком от художницы Нади Леже. Когда Майя Михайловна впервые появилась в этой новинке на улице, первая встречная женщина всплеснула руками, перекрестилась и прошептала: «Греховодница…»
⭐️Плисецкая всегда славилась прямотой и ироничностью. На вопрос о секретах стройности она неизменно бросала: «Какие диеты? Меньше жрать надо!» И ведь действительно — даже в зрелые годы она поражала изящной фигурой. Её гастрономической слабостью была селёдка, которую она с нежностью и в шутку называла «селёдой".
⭐️Балерина была страстной поклонницей футбола и преданной болельщицей ЦСКА. Даже на закате жизни, незадолго до ухода, она вместе с мужем посетила футбольный матч в Мюнхене — любовь к искусству и спорту не покидала её до последнего дня.
Также смотрите: