Лариса Буркова — имя, которое редко мелькает в списках известных актрис советского кино, но тем не менее её лица зритель не забудет. Она играла второстепенных героинь: подруг, мам, невест, — нередко становясь тихой опорой основного действия. Часто соглашалась сниматься в дебютных работах режиссёров. На её счету около трёх десятков киноролей. А потом — внезапное исчезновение. В 39 лет она ушла из кино и больше не вернулась.
Родом из алтайского Камня-на-Оби, Буркова в 1958 году с первой попытки поступила во ВГИК. Её заметил Михаил Ромм, под руководством которого она училась, и дал первые эпизоды — в картинах «Девять дней одного года» и «Мне двадцать лет». Последний фильм в первоначальном виде был показан лишь через два десятилетия.
Она играла в первых работах Киры Муратовой, Олега Борисова, Геннадия Шпаликова. Но настоящим творческим прорывом стала роль в дебюте Василия Шукшина «Живёт такой парень».
Снимали этот фильм осенью 1963 года, и Шукшин, заметив землячку среди студентов, сразу понял — это талант. Он взял Ларису сразу на две роли: разведённой Кати Лизуновой, с которой пытался флиртовать Пашка Колокольников в исполнении Леонида Куравлёва, и экзотической француженки из фантазий Пашки.
Потом были сериалы — «Строговы», где её героиня Устинья погибала уже в первой серии, и «Рождённая революцией», где она появлялась в эпизодах. В 1978 году Бурковой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР. Но уже через год вышел её последний фильм — «Вторая весна». В нём Лариса сыграла доярку Аграфену. Как оказалось, второй весны в её карьере действительно не будет.
Ходили слухи, что Шукшин хотел снять Буркову в «Калине красной» в роли Любы Байкаловой, но в итоге эту героиню сыграла его жена — Лидия Федосеева-Шукшина. Возможно, тогда для Ларисы всё и изменилось.
Несмотря на артистическое звание, последние три года работы на «Ленфильме» не принесли ей ни одной новой роли. В 1982-м она ушла с киностудии и устроилась упаковщицей на заводе «Пластприбор», затем — в фармацевтический цех объединения «Октябрь». А зимой 1984-го Лариса неожиданно уехала с дочерью Настей обратно в Камень-на-Оби.
Была ли она замужем — история умалчивает. Документов или воспоминаний, подтверждающих наличие супруга, не сохранилось. На родину она вернулась только с дочерью.
После ВГИКа Буркова работала два года на студии имени Довженко, затем перешла на «Ленфильм». Даже участие в лирической драме Виталия Мельникова «Мама вышла замуж», где она сыграла подругу главной героини — штукатура Веру, не принесло особой славы.
После громких премьер, съёмок у мэтров и десятков ролей судьба повернулась к Ларисе Бурковой совсем другой стороной. В 1990-е годы она сменила кинокамеру на библиотечные стеллажи, а потом — на ножницы в меховом цеху, став стригальщицей. Позже устроилась сторожем в ведомственную охрану (ВОХР).
В августе 1991 года Лариса решилась на ещё одну попытку начать всё заново и вернулась с дочерью в Петербург, где за ней сохранялась комната в коммуналке на Невском проспекте. Судьба вновь подбросила шанс: при расселении коммуналки им выделили двухкомнатную квартиру на Чёрной речке — с мебелью и техникой. Оставалось лишь одно — найти работу.
Она устроилась гардеробщицей в библиотеку Академии наук. Говорят, параллельно подрабатывала озвучкой — её голос, возможно, звучал в первых бразильских теленовеллах, хотя официально это нигде не зафиксировано. Позже попробовала себя в охране, но проработала всего пару недель. И снова — путь домой, в Камень-на-Оби. На этот раз — чтобы не мешать семейной жизни дочери, которая уже вышла замуж.
С 1993 года Лариса Буркова жила вместе с матерью в родном городе. Основным источником существования была небольшая пенсия мамы. Самой актрисе найти работу не удавалось. Всё, что происходило с ней, она записывала в письмах к дочери. Но конверты так и остались неотправленными. Эти страницы сегодня — как немой дневник той непростой эпохи, когда тысячи людей, некогда востребованных и признанных, вдруг оказались никому не нужными.
«Работаю сейчас на рынке, продаю ягоды, грибы и овощи, — сообщает дочери в письме Лариса. — Сделала в нашем лесу небольшой огород — там высаживаю морковь и зелень… Скоро буду чернику продавать… Надо было раньше торговлей заниматься, сейчас были бы богатыми. Люблю и целую».
Она голодала, болела, тосковала по Петербургу, по съёмочной площадке, по той жизни, что однажды ушла безвозвратно. Быть может, упрекала себя — за не сделанный выбор, за несбывшиеся надежды, за то, что многое в судьбе сложилось не так, как могло бы.
2 января 2004 года Лариса Буркова покинула этот мир. Ей было всего 63 года. И даже после смерти судьба будто продолжала испытывать её семью на прочность. В новогодние каникулы местный морг оказался переполнен — для тела актрисы не нашлось места. Родные три дня ждали возможности похоронить Ларису Матвеевну. Провожали её в последний путь лишь пожилая мать и брат. Дочь не приехала.
С тех пор в Камне-на-Оби не осталось никого из близких. Могила актрисы затерялась среди других, оставшись без ухода и памяти.
В кино Лариса Буркова провела почти два десятилетия. Её лицо мелькало на экране рядом с легендами. Главных ролей не было, а фамилии часто и вовсе не появлялись в титрах. Но она была частью великого кинематографа своей эпохи — той самой незаметной, но крепкой основой, на которой держится любое большое искусство.
Почему судьба обошлась с ней столь жестоко? Почему на закате жизни талантливая актриса оказалась в нищете и забвении? Ответов уже не будет. Остались только её неотправленные письма дочери, хранящие боль, любовь и надежду. А ещё — тетрадь со стихами, найденная после смерти в её квартире. Простая школьная тетрадь, где каждая строка — крик души женщины, прошедшей свой путь без аплодисментов, но с гордо поднятой головой.
История Ларисы Бурковой — это не просто трагедия одной судьбы. Это тихий голос тех, кто остался за кадром. Голос ушедшего времени.
Также смотрите: