Николай Гринько, несмотря на внушительный список киноработ, для большинства зрителей навсегда остался тем самым добродушным Папой Карло из «Приключений Буратино» и мудрым профессором Громовым из всенародно любимого фильма об Электронике.
Будущий актёр родился в артистической семье, и сцена привлекала его с самых ранних лет. Однако грянувшая Великая Отечественная война изменила все планы: Гринько воевал стрелком-радистом на бомбардировщике, проявил немало мужества, за что был удостоен нескольких наград, включая Орден Отечественной войны II степени. Лишь после демобилизации он смог вернуться к своей заветной мечте — театру.
До войны Николай окончил студию при Запорожском драмтеатре, а вернувшись с фронта, снова вышел на сцену. Там он быстро стал одним из ведущих актёров — публика ценила его обаяние, природный магнетизм и тонкую игру.
В 1948 году в театр пришла молодая актриса, которая вскоре стала его женой. Однако эта часть биографии Гринько покрыта завесой тайны — имя и фамилия женщины неизвестны, а сам актёр избегал любых разговоров об этом браке.
Существовали слухи, что актёр избегал воспоминаний о своей первой жене не случайно: якобы та была ему неверна, и её измены были почти откровенными. В тот период Гринько начал злоупотреблять алкоголем и старался проводить как можно меньше времени дома.
Николай Гринько в определённый период жизни сильно злоупотреблял алкоголем. Однако к удивлению окружающих — и особенно близких — в 1957 году он полностью отказался от пагубной привычки. Как оказалось, именно в этом году в оркестре появилась молодая скрипачка Айше Чулак-кызы. Девушка и сама не заметила, как влюбилась в харизматичного художественного руководителя, который был старше её на шестнадцать лет.
Причём Айше на тот момент уже готовилась к собственной свадьбе и прекрасно знала, что Гринько женат. О серьёзных отношениях она не помышляла — но жизнь распорядилась иначе.
Союз Николая и Айше оказался крепким и продлился более трёх десятилетий. Однако поначалу не всё было так гладко: первая жена Гринько быстро поняла, что в их семье появился кто-то третий. Реакция была бурной — она устраивала сцены, писала жалобы в партком, даже обращалась в милицию. Всё это, впрочем, не изменило хода событий.
Брошенный жених Айше долго не мог смириться с её выбором. Подготовка к свадьбе шла полным ходом — были куплены подарки, разосланы приглашения, всё было готово к торжеству. Несчастный молодой человек буквально дежурил у дома девушки, надеясь переубедить её, вернуть, убедить не рушить их общее будущее. Но все его усилия оказались напрасными.
Спустя всего восемь месяцев после знакомства Айше и Николай официально оформили свои отношения. В быту между ними царили нежность и тепло. Айше называла мужа ласково — Гриня или Гринька, а он звал её Крохотулькой или просто Маленькой. Оно и неудивительно — при его росте в 195 см она, едва дотягивавшая до 155 см, выглядела рядом с ним как дюймовочка.
Однако, несмотря на внешний контраст, именно Гринько в их союзе казался «ребёнком». Айше с трогательной заботой оберегала супруга, окружала его вниманием. Ради семьи она даже отказалась от учёбы в консерватории, бросив её почти на финишной прямой — до получения диплома оставалось совсем немного, но рядом с любимым для неё было важнее.
В 1956 году Николай Гринько стал актёром Киевской киностудии имени Довженко — и с этого момента кино окончательно вошло в его жизнь.
Первое появление на экране произошло ещё в 1951 году — в фильме «Тарас Шевченко», где он исполнил роль крепостного. Правда, в титрах его имя так и не появилось. Настоящий же прорыв случился в картине Алова и Наумова «Мир входящему». В 1961 году фильм получил международное признание: венецианское жюри наградило режиссёров специальным призом, а итальянские критики вручили престижный «Кубок Пазинетти» как лучшему иностранному фильму.
Гринько, сыгравший в ленте американца-водителя «Студебеккера», по слухам, был даже удостоен автомобиля этой марки — своего рода благодарность за «рекламу». Однако кому в действительности досталась машина — так и осталось загадкой. Сам актёр, по крайней мере, ею не пользовался.
Во всех поездках и съёмочных экспедициях Николая неизменно сопровождала Айше. Её искренность, тактичность и тёплое отношение к людям быстро сделали её своей среди коллег. Она не просто помогала мужу — её мнение ценили, к её советам прислушивались.
Единственное, что омрачало их семейную жизнь, — это отсутствие детей. Когда в 1976 году на экраны вышли «Приключения Буратино», и Гринько стали называть «всесоюзным папой», это прозвище, ставшее народным, невольно отзывалось болью в сердцах и Николая, и Айше.
Их счастливая семейная жизнь могла бы продолжаться ещё долгие годы, если бы не страшный диагноз, который разрушил все планы. У Николая Гринько обнаружили лейкемию. Он оказался на больничной койке, а рядом, неизменно, была Айше — его верная спутница, надеявшаяся до последнего на исцеление.
Но надежда не оправдалась. В один из дней, когда они оба на мгновение задремали, Николай ушёл тихо и незаметно — не проснувшись. Реанимация оказалась бессильна. Он ушёл, не потревожив покой любимой, не сказав прощальных слов. Последний миг они провели вместе, как и всю жизнь.
Айше пережила своего мужа на двадцать четыре года. За это время она так и не смогла впустить в своё сердце другого человека. Для неё всегда существовал только один — её Гриня, как она ласково называла Николая до самого конца своих дней.
Также смотрите: