18 июня 2025 года Совет Федераций одобрил законопроект об уголовной ответственности дропперов (дропов)
Дроппер (дроп) — это человек, который оформляет на себя банковские карты, а потом передаёт их мошенникам. Затем злоумышленники переводят на эти счета похищенные средства.
За участие в незаконных операциях по указанию третьих лиц и за передачу доступа к своему счету ради выгоды - штраф до 300 тыс. рублей либо срок лишения свободы до 3 лет.
Если доступ передаёт не владелец счёта, наказание более жесткое: штраф до 1 миллиона рублей, тюремный срок до шести лет.
Заместитель начальника следственного департамента МВД России генерал-майор юстиции Данил Филиппов на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) заявил, что два миллиона человек могут стать фигурантами уголовных дел после вступления в силу закона о дропах: "Поэтому есть время отказаться от этой преступной деятельности, закрыть эти счета, прекратить пользоваться, передавать аккаунты». Также он уточнил, что МВД уже располагает именами, фамилиями и адресами 30 тысяч дропперов.
По словам Филиппова, только за первые пять месяцев 2025 года уже зарегистрировано свыше 308 тыс. IT-преступлений. Совокупный ущерб гражданам достиг 81 млрд руб., что на 20% превышает показатели прошлого года.
А зам. председателя Банка России Ольга Полякова на Уральском форуме "Кибербезопасность в финансах" рассказала, что дропперов в буквальном смысле слова привозят автобусами к отделениям банков: выстраиваются две очереди: одна — на получение банковской карты, вторая — на закрытие счета и на вывод заблокированных средств», — отметила Полякова.
-?
То есть, банкиры, и сам Банк России знают, что дропперы, знают, с какой целью... И? Может, "что-то в консерватории подправить"?
Уже сотни миллиардов украдено, а значит, огромное количество людей реально пострадало - цифры фантастические но,
как и прежде, за скобки вынесены сотрудники банков, телефонных компаний и другие работники, имеющие доступ к личным данным пользователей и к системе.
Формально они выполняют закон: берут разрешение на обработку персональных данных, но кто отвечает за утечки и незаконное использование личной информации клиентов?
Любой законопослушный гражданин, конечно, стремится избежать участи стать жертвой мошенников, потерять сбережения или жильё, влезть в неподъёмные долги.
Но предполагает ли кто-то, что мошенники могут воспользоваться его личными данными, и он может оказаться уже участником преступной схемы в числе тех самых 2 миллионов "потенциальных преступников", сам того не ведая? Практически, мы совершенно не защищены от использования наших данных злоумышленниками.
Например, была история. Человек сделал заказ на получение банковской карты онлайн в одном из самых крупных российских банков: ввёл свои личные данные, получил на @ ответное письмо, что данные получены, карта готовится. Долго ждал известий о готовности карты и, когда все сроки прошли, стал звонить в банк. Там ему ответили, что его данных нет. И не было. Писал в банк, приносил скриншоты. Ему говорят: "Успокойтесь, сделаем мы Вам карту". Ему уже не нужна карта в данном банке: "Куда ушли мои данные?" - вопрошает. Нет ответа. И ответственности тоже нет.
Мне вспомнился случай, который произошел со мной. Как-то в декабре 2021 года купилась я на "выгодный" "Новогодний" тариф в одной крупной компании сотовой связи. Предновогодние дни. "Любезный" сотрудник с именем и фамилией одного из киевских князей взял у меня смартфон, чтобы установить симку. Делал это он, почему-то, под столом и достаточно долго.
А через месяц я обнаружила в личном кабинете, что на моё имя оформлен не один номер телефона, а два. Второй договор оформлен на моё имя без моего ведома, в тот же день, что и мой тариф. При этом, в личном кабинете отображался только мой номер, а второй можно было увидеть только в разделе "договоры".
А кто управляет этим моим вторым номером и для чего он будет использован - я не знаю. Хотя в то время мошеннические действия ещё не приобрели такого массового характера, я запаниковала.
Звонила в поддержку, 2 раза оставляла жалобу - без изменений, без ответа. Написала в Роспотребнадзор: "Это, - говорят, - не наше дело, обратитесь в полицию". Короче, эффективнее в рельсу стучать...
Во времена каменного века до цифровизации мы писали свои данные на бумажках и всегда знали, куда эти бумажки идут, кто ставит на них резолюцию, подпись, печать, и где данные хранятся, с кого, так сказать, спрос, на ком ответственность.
Сегодня мы вынуждены отдавать свои данные неизвестно кому, полностью теряя контроль, по сути, над собственной жизнью. Как повезёт.
И возможностей отказаться от передачи личных данных в чужие руки всё меньше, так как цифровизация всё больше контролирует сферу базовых потребностей, социальных и гражданско-правовых отношений. А там везде - люди
"Лицо, являющееся клиентом оператора по переводу денежных средств, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовало его раскрытию и расследованию", - говорит новый закон, направленный на нашу защиту от мошенников.
А если это лицо само может стать жертвой тех, кто воспользовался его личными данными и не знает, как доказать обратное? Считаете, такого не может быть?