Фильм "Стряпуха" знаком каждому взрослому зрителю. Это простая лирическая кинокомедия про простых советских людей. Тем более, что интересные и неожиданные события происходили не только в фильме, но и за кадром. «Стряпуха» – один из лучших фильмов Эдмонда Кеосаяна и абсолютно точно лучший фильм Светланы Светличной. Фильм показал как люди живут на Кубани, и конечно без крайние золотистые поля. Красивая, весёлая, изобильная деревенская жизнь, изображённая в "Стряпухе" по стандарту советской деревенской жизни.
Идея о съемках фильма пришла после того, как в театре им. Е.Вахтангова уже год с успехом шел спектакль одноименная постановка пьесы Анатолия Софронова Стряпуха» В 1960 г. Пьеса разошлась по многим театрам Советского Союза и была поставлена 4637 раз. Сценарист Анатолий Софронов, быстро переделал пьесу под формат кино. Вполне ожидаемо, что такой успешный спектакль должен был появиться на киноэкране. Тем более что наступали «оттепелевские» 60-е. Жить нужно было по-новому – вместе и весело. Эпоха требовала от кинематографа легких оптимистичных фильмов. Одним из таких фильмов и стала комедийная мелодрама (по-другому и не скажешь) «Стряпуха».
За кинокартину взялся режиссер Эдмонд Кеосаян. Как режиссер-армянин мог снять фильм про "русскую деревню"? Легко. Так уж случилось, что семья Эдмонда Кеосаяна после ареста отца в 1937 году была выслана на Алтай. Домой в Ереван они смогли вернуться лишь в 1945 году. Детство, проведенное в самой обычной сибирской деревне, сохранилось в его памяти. Да и потом, окончив школу в Армении, он уехал в Москву поступать во ВГИК.
Картину снимали летом 1965 г. в кубанской станице Некрасовской. График был плотным. Съемки фильма проходили при строжайшей дисциплине, так как было немного времени до окончания возможности снимать "на натуре". Актеры вставали в пять утра, а в шесть уже начиналась рабочая смена в степи. Профессии своих персонажей им приходилось осваивать прямо во время съемок. Георгий Юматов научился управлять трактором, а Светлана Светличная - управляться с полевой кухней.
В картину пригласили целую россыпь советских звезд. И по заведенной тогда традиции, расселили отнюдь не в ближайших благоустроенных гостиницах, а прямо в хатах местного населения.
Некоторые актеры на съемках были со своими семьями. Людмила Хитяева, например, с матерью и сыном. Щи, которые готовила мама исполнительницы, очень нравились Владимиру Высоцкому — артист постоянно наведывался их испробовать, не отказываясь при этом и от «ста грамм».
К Светлане Светличной, игравшей в картине главную женскую роль, регулярно приезжал ее супруг, актер Сергей Ивашов, который находил возможность вырваться со съемок «Героя нашего времени». Высоцкий ему надиктовывал свои новые песни, а тот запоминал — всего вышло 12 штук. С мамой жила и актриса Валентина Березуцкая.
Когда Эдмонд Кеосаян взялся за съемки фильма "Стряпуха", он сразу решил, что в главной роли будет снимать Светлану Светличную. Начинающая актриса приглянулась ему еще во времена учебы во ВГИКе, где Кеосаян учился на режиссерском факультете, а Светличная - на актерском. Перед съемками Кеосаян просил Светличную набрать хотя бы 6 кг. Ее худоба выглядела бы "подозрительно", так как сложно было поверить в такую худобу казачки Полины Хуторной. И актриса изо всех сил набирала вес. По словам Светланы Светличной - она пила много пива и ела много халвы. Вес был набран. Набранный вес совершенно не расстраивал актрису. Она понимала, что после съемок легко скинет лишние килограммы.
Однако Светлана Афанасьевна со своей холодной красотой не очень вписывалась в образ колхозной поварихи. Было принято решение перекрасить актрису из блондинки в брюнетку. Получилось хорошо, но сама Светличная пришла от преображения в ужас. Она спрятала темные волосы под платком и превратилась в… Софи Лорен. Только больших очков не хватало.
Стряпуха Светлана Светличная не только играла в фильме, но и в действительности готовила для съемочной группы. В том числе и праздничные обеды. Так, в совхозе по соседству актер Георгий Юматов, исполнивший в картине Кеосаяна роль Серафима Чайки, достал цыплят и мешок зерна для их выкармливания. Птицу артисты растили специально ко дню рождения Людмилы Карауш, сыгравшей Наталью. Светличная приготовила к торжеству особое блюдо — цыплят табака.
Светлана Светличная стала настоящим открытием «Стряпухи». Для нее кухарка Павлина Хуторная являлась первой главной ролью. Актриса всегда с большим теплом относилась и к своей роли, и к фильму в целом.
Но все же самым запоминающимся героем фильма для многих стал Владимир Высоцкий. И вовсе не из-за роли. По моему мнению, персонаж у него получился довольно слабый, да и экранного времени для него выделили мало.Не совсем понятно, как Владимир Семенович, тогда еще не очень известный широкой публике артист, вообще попал в фильм. По одной из версий, за начинающего актера попросил друг. Эдмонд Кеосаян сначала отказывался, но, когда уже выбранный на роль комбайнера Андрея Пчелки актер решил сниматься в другом фильме, режиссер пригласил Высоцкого.
Изменить внешний вид пришлось и Владимиру Высоцкому. В первый и в последний раз в жизни он стал блондином. "И зачем меня перекрашивать?" - возмущался Высоцкий. Но потом он это объяснял тем, что гримерам тоже нужна работа. Удивительно, что за страсть была у режиссера Эдмонда Кеосаяна радикально перекрашивать актеров?Однако смена цвета волос стала не самой большой проблемой с Высоцким.
Чтобы сыграть роль Андрея Пчелки, Владимир Высоцкий научился играть на баяне. Причем научился прямо во время съемок.
В фильме Владимир Высоцкий поет не своим голосом. По одной из версий, режиссер увидел, что тембр голоса Высоцкого не совпадет с характером его персонажа. А по другой версии - Высоцкому просто запретили петь в фильме.
Во время съемок Кеосаяну пришлось пожалеть, что он пригласил на роль Пчелки Владимира Высоцкого. Актер постоянно опаздывал или вообще не появлялся на съемочной площадке. Частично, это было связано с тем, что по вечерам ежедневные посиделки с музыкой, он пел песни для местных жителей, а те угощали его кубанским вином. Режиссёр был страшно недоволен, ругался, грозился снять актёра с картины и отправить в Москву.
Однажды Кеосаян твердо решил отстранить Высокого от дальнейших съемок. Высоцкого спасло заступничество Людмилы Хитяевой, которая отказалась сниматься без него. «Володя дал мне слово, что он к вину не прикоснётся, — вспоминала актриса Людмила Хитяева. — И до самого конца съёмок к нему никаких претензий не было. У человека была воля. Сказал „нет“ — значит, „нет“!» Но, Кеосаян просмотрев материал, он понял, что сцен с участием актера уже отснято много, а потому решил его оставить.
У исполнительниц одной из ролей в фильме "Стряпуха" Людмилы Марченко был сложнейший период в жизни. Режиссер Эдмонд Кеосаян знал ее еще со времен ВГИКа, а потому просто решил помочь молодой, но известной актрисе, дав ей роль в своём фильме. Факт съемки Марченко в этом фильме в некотором фильме опровергает известный слух, что Иван Пырьев запретил режиссерам снимать Марченко, которая ранее отказала ему в любви. Как потом вспоминал Кеосаян - никто ему с Марченко не препятствовал.
Роль огретого поварешкой Казанца исполнил мало похожий на лирического героя располневший сорокалетний Иван Савкин.
Семейную пару — Варвару и Гришу — сыграли будущие звезды Инна Чурикова и Валерий Носик.
Серафима Чайку и Галину Сахно — уже известные зрителям в те годы Георгий Юматов и Людмила Хитяева.
Съемки
Одной из самых сложных сцен для Светличной была сцена, где нужно было ехать верхом на лошади. До этого актриса никогда не ездила верхом. Но Кеосаян сказал "Надо!".
Во время съемок Георгий Юматов попросил у местных жителей цыплят. Любимому артисту не отказали. А Юматов пристроил к дому, где жил во время съемок, небольшой загончик, где и держал цыплят. А потом, когда цыплята выросли, угощал съемочную группу свежим жареным мясом.
На съёмках фильма не обошлось без драки. Недалеко от съёмочной площадки был пляж, где в свободное время загорали актёры. Однажды Высоцкий, уже навеселе, пришёл туда с гитарой и начал петь. Одному из отдыхающих это не понравилось. Он подошёл к актёру и сделал замечание. Высоцкий в ответ огрызнулся и пошло-поехало… В результате недовольный мужчина схлопотал от Владимира Семёновича гитарой по животу. Разразился скандал. Руководители фильма решили в наказание отправить актёра домой, но к тому моменту съёмки почти закончились, и было решено дать Высоцкому досниматься.
Чужие голоса
В ленте «Стряпуха» все актеры поют не сами — только открывают рот. Остальную работу сделали мосфильмовские хористы. Это справедливо и для персонажа Владимира Высоцкого — только вот исполнитель в картине еще и говорит не своим голосом. Кеосаян по поводу переозвучивания Пчелки говорил, что, в отличие от других артистов, Владимира Высоцкого после возвращения в Москву оказалось невозможно найти — он был повсюду и одновременно неуловим. Когда наступило время писать голоса, пришлось брать других актеров.
Ходили слухи, что в действительности причина замены крылась в другом — в постоянном пьянстве Высоцкого и чрезмерной хрипотце, не совпадающей с образом Пчелки. Сам Владимир Семенович узнал о переозвучиваний только после окончания съемок и очень обиделся на режиссера. Особенно артиста раздражало, что исполнителя песен подобрали со слишком высоким в сравнении с его голосом.
Кухарка Павлина трагично бьет половником назойливого ухажера. И вообще, «комедийная» игра Светличной полна «драмы, глубины и многозначительности». Озорные герои постоянно скатываются в психологическую драму. Единственным персонажем, который был на своем месте, критики назвали персонаж Юматова. Однако в картине его было мало, а потому фильм получил обидную рецензию «65 метров юмора на 2 тысячи метров комедии»
Впрочем, зрители критику совершенно не поддержали. Фильм вошел в 10-ку лучших картин 1966 г. Трогательная и душевная «Стряпуха» остается популярной даже у современного зрителя, совсем не знакомого с реалиями того времени.Я удивляюсь, как Кеосаян, по происхождению армянин, снял такой замечательный фильм о русской жизни. Мне очень нравится там музыка Мокроусова, мне нравится работа оператора. Есть в этом фильме душа…Спокойная чистая жизнь, где нет кредитов, гаджетов и.т.д
Вряд ли всё же эту картину можно причислить к золотому фонду не только кинематографии, но даже лично режиссёра Э.Кеосаяна,Однако атмосфера веселья, радости, молодости, царившая на съёмках картины, оставила у всех участников съёмочной группы впечатление праздника.Изумительное время, однако, быстро закончилось. Фильм снят, актёры вернулись в Москву.
Спасибо Вам, что прочитали статью до конца.
Ставим лайк и подписываемся на канал КиноМагия погружение в мир искусства , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.