Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» полюбился зрителям сразу после выхода на экраны 17 сентября 1973 года. Тогда картину посмотрели больше 60 миллионов человек, немыслимое по тем меркам количество.
Однако в 1973 году его показали на фестивале советского кино в нью-йоркском Little Carnegie Theater, приуроченном к визиту Леонида Брежнева в США.
В США «Иван Васильевич меняет профессию» выходил в прокате под названиями «Иван Васильевич: назад в будущее» («Ivan Vasilievich: Back to the Future») или «Иван Грозный: назад в будущее» («Ivan the Terrible: Back to the Future»). В Финляндии название фильма перевели как «Иван Грозный Булгакова» («Iivana Julma Bulgakov»). В Венгрии картину назвали «Привет! Я царь Иван» («Halló, itt Iván cár!»).
Некоторые причины успеха:
- Темп и динамика ленты. Кинокритики отмечали, что на первое место в рейтинге составляющих киношедевра вышли не остроумие авторов, а темп и виртуозная динамика ленты.
- Смысловые диалоги. В них нет пустых фраз, каждая несёт в себе смысл.
- Музыка. Идеальная для комедии музыка Александра Зацепина создаёт ритм, который ни на секунду не даёт заскучать.
По сей день россияне любят возвращаться к этой картине, каждый раз находя в ней всё новые смыслы .Эта картина у меня ассоциируется 31 декабрем мы сидим за праздничным столом, и смотрим фильм Иван Васильевич меняет профессию.
Иван Васильевич меняет профессию» — советская научно-фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич».
История создания фильма:
В конце 60-х Гайдай заинтересовался прозой Михаила Булгакова и даже хотел взяться за экранизацию «Бега». Эта затея не удалась, и в начале 70-х Гайдай вновь вернулся к текстам писателя. Тогда он и наткнулся на запрещённую, но не лишённую юмора, пьесу.
В конце лета 1971 года Владлен Бахнов и Леонид Гайдай подали заявку на сценарий, её тут же приняли. И закипела работа — сатиру писателя они переделали в эксцентрическую комедию, основательно перекроив оригинал.
Съёмки начались в августе 1972 года. В Ростове тогда недавно отреставрировали Кремль, он и стал резиденцией Ивана Васильевича.
12 апреля 1973 года Гайдай сдает фильм генеральной дирекции «Мосфильма». За дело берётся цензура, и часть эпизодов приходится переозвучить. 10 мая отдел контроля за кинорепертуаром наконец разрешает прокат фильма на территории всего Советского союза.
Съёмки фильма «Иван Васильевич меняет профессию» проходили в трёх локациях: Ростове Великом, Ялте и Москва.
Съёмки стартовали со сцены погони за «демонами» в стенах Ростовского кремля. Там же отсняли отъезд войска Ивана Грозного на войну.
Все остальные эпизоды поставили в Москве: интерьерные — в павильонах «Мосфильма», где воздвигли 16 объектов, а экстерьерные — на Новокузнецкой улице и Новом Арбате.
Декорации возвели в одном из павильонов «Мосфильма». Рядом — скромное жильё Шурика и царские палаты Ивана Грозного.
Древнюю Москву по предложению художника-постановщика Евгения Куманькова решили снимать на территории Кремля в Ростове Великом. Там как раз были закончены реставрационные работы
Некоторые факты о съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»:
Дом Шурика с магазином, где он искал транзисторы для «машины времени», снимали в московской новостройке по адресу Новокузнецкая, 17.
А эпизод, в котором Зина исполняет песню «Звенит январская вьюга», снимался в Ялте.
Одежду для модницы Зиночки, жены Шурика, придумывал тогда начинающий модельер Вячеслав Зайцев.
Знаменитую «машину времени» построил скульптор Вячеслав Почечуев. Интересно, что за свою работу он получил не только гонорар, но и справку из бухгалтерии: «Деньги выданы за изобретение машины времени» (без кавычек).
- Будучи суеверным человеком, Леонид Гайдай на площадке придерживался правил, которым следовала вся съёмочная команда. Например, присутствующим запрещалось смеяться.
Несколько интересных фактов о фильме:
Когда Жорж Милославский звонит Шпаку, он называет добавочный номер — 3-62. Каждый советский гражданин знал, что именно столько стоит бутылка водки. Между тем, в пьесе Булгакова добавочный номер был 501.
Шведский посол в исполнении Сергея Филиппова говорит вовсе не на шведском языке, а на ломаном немецком
Произносимая Л. Куравлёвым фраза «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» была записана в сценарии, а её продолжение — «…если, конечно, они у вас есть» — импровизация актёра.
Сцену пира в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» снимали следующим образом:
Режиссёр Леонид Гайдай решил, что все блюда на царском столе должны быть настоящими. Но дополнительных средств на это ему не выделили. Тогда Гайдай потратил собственные 200 рублей, чтобы привезти на съёмочную площадку настоящую икру, осётров и другие деликатесы.
Снимать сцену с пиром нужно было как можно скорее, так как под множеством осветительных приборов блюда могли быстро испортиться и потерять свой аппетитный вид. Чтобы сохранить угощения, Гайдай распорядился полить керосином угощения, в особенности чёрную и красную икру.
Сцену с банкетом снимали накануне Нового года, но не успели закончить. Весь реквизит оставили на столах. Вернувшись в павильон утром 2 января, съёмочная группа увидела, что от блюд почти ничего не осталось. Поэтому в кадр попали всего несколько угощений.
Монтаж сцены с двумя самозванцами :)
По словам режиссёра, при съёмке присутствовал другой человек, одетый так же в смирительную рубашку, как и царь. Потом сняли эту же сцену, но уже с Юрием Яковлевым. Затем из первой плёнки вырезали голову царя и покадрово приклеили на плёнку с другим актёром.
Главные роли в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» и история их получения:
6 июня 1972 года худсовет утвердил актёров на главные роли.
- Шурик — Александр Демьяненко. Гайдай решил не продолжать историю незадачливого студента и пригласил Олега Видова, но в самый последний момент передумал и отдал роль Тимофеева Александру. Ради этого пришлось поменять булгаковское имя «Николай Иванович» на «Александр Сергеевич».
Иван Васильевич Бунша/царь Иван Васильевич Грозный — Юрий Яковлев. Роль изначально была уготовлена Юрию Никулину, но тот отказался, так как считал, что фильм не пройдёт советскую цензуру и не попадёт в прокат. Тогда Гайдай пригласил на пробы лучших артистов страны: Евгения Евстигнеева, Евгения Лебедева, Георгия Вицина, Владимира Этуша. Евстигнеева забраковал худсовет, Лебедева был неубедителен в роли Бунши, а Вицин ассоциировался с троицей «ВиНиМор». Тогда Гайдаю посоветовали Юрия Яковлева, который талантливо вжился в оба образа.
Зина — Наталья Селезнёва. На роль жены изобретателя Шурика пробовались Наталья Гундарева, Наталия Гвоздикова, Наталия Воробьёва, Екатерина Маркова. Гайдай утвердил Селезнёву, наверное, немаловажную роль в выборе актрисы сыграл успех их дуэта с Демьяненко.
Жорж Милославский — Леонид Куравлёв. Роль предназначалась Андрею Миронову, но пары с Яковлевым не получилось: Миронов на его фоне смотрелся слишком утончённым. Перепробовали ряд актёров: Георгия Юматова, Сергея Никоненко, Георгия Буркова, Вячеслава Невинного и Анатолия Кузнецова. Тогда Гайдай остановился на Леониде Куравлёве.
Зина — Наталья Селезнёва Многие актрисы, пробовавшиеся на роль Зины, претендовали ещё на одну — царицы Марфы Васильевны. Пробы проходили Светлана Светличная, Любовь Малышева и Наталья Гундарева. Но их обошла молодая Нина Маслова, блиставшая в «Большой перемене»
Ульяна Андреевна, жена Бунши — Наталья Крачковская. Комедийный талант Натальи Крачковской Гайдай заметил ещё в «Двенадцати стульях», где она сыграла мадам Грицацуеву. Поэтому никаких проб актриса не проходила, но пообещала «играть хорошо».
Антон Семёнович Шпак — Владимир Этуш. Владимир Этуш мечтал сыграть царя, но не сложилось. Зато воплотил образ расчётливого и хитрого Шпака.
Кинорежиссёр Якин — Михаил Пуговкин. На роль Якина Леонид хотел пригласить Михаила Пуговкина, но многие кинодеятели воспротивились кандидатуре — как может вечный «дурачок» играть известного режиссёра. За Пуговкина вступился автор «Баллады о солдате» Григорий Чухрай.
Заключение Фильм "Иван Васильевич меняет профессию" стал отражением кропотливой работы большой команды профессионалов. Каждая деталь диктовала своё влияние на итоговый результат. По словам создателей, создание картины стало незабываемым опытом, а история Ивана Васильевича — вдохновением для зрителей на поиск своих собственных жизненных путей.
Этот фильм — настоящий бриллиант советского кинематографа! Даже если ты смотришь его в двадцатый раз, улыбка не сходит с лица. «Иван Васильевич меняет профессию» — это не просто комедия, это картина, в которой Гайдай смог так филигранно обыграть темы времени, исторической иронии и хаотичности жизни, что она навсегда вошла в сердца зрителей
Иван Васильевич меняет профессию» — это фильм, который стоит пересматривать снова и снова. Это не просто комедия, а настоящая жемчужина советского кино, которая дарит не только смех, но и повод задуматься о времени, о людях и о том, как легко перемены могут ворваться в нашу жизнь. Гайдай тщательно подбирал харизматичных актеров, которые вложили душу и сердце в эти роли.
Если ты ещё не пересматривал этот фильм в последнее время — самое время это сделать!
Спасибо за внимание мой дорогой читатель.
Ставим лайк и подписываемся на канал Вам не трудно, а мне приятно.