Открытие РУССКОГО УГОЛКА в ЛУКОМОРЬЕ (Великие Луки)
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало!
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Многие пытались уничтожить нашу историю, исчезали реликвии, сжигались веды, переписывались писания наших предков. Но стояла, стоит и стоять будет Земля наша Матушка. Ибо память народная передаваемая от предка к предку, из уст в уста, от сердца к сердцу никогда не иссякнет. В каждом русском человеке, в каждой душе есть семя родового древа, рано или поздно оно прорастает и приносит свои плоды, плоды дают новое семя. Семя находит почву в душах наших детей, воспитывая в них новых и настоящих патриотов отечества.
Так будьте здравы люди добрые, гой еси!
- Сказать при встрече "Здрав будь" или "Здравствуй" - это не только пожелание здоровья и правило хорошего тона. Бытует мнение, что слово "здравствуйте" двухсоставное: "Sъ-" и "*dorvo-" , где первая означала "хороший", а вторая сводилась к понятию "дерево". У наших Предков дерево всегда было символом крепости и благополучия. То есть такое приветствие означает, что человек желает другому крепости, твёрдости, выносливости и благополучия.
В древнем, употребимом в былинах, варианте пожелания здоровья - "гой еси" (живи и здравствуй) имеет тот же смысл. "Гой" можно перевести как "жить" , а "еси" — "есть, быть". Буквально: "Живи и будь живым!" .Ещё "гой" имеет значение как свой человек, одного рода, одной крови. Этот древний корень сохранился в слове изгой. "Изгой", и "Гой" - это антонимы. В некотором, непрямом смысле, Изгой - без роду и племени, человек лишенный жизни, "Иван не знающий родства".
Что ждёт гостей?
Море сказочных вестей!
Путь в страну чудную,
По клубку лесных ветвей.
Много есть у мя идей:
- стряпня от Кикиморы;
- как по курице гадали;
- волшебные подарочки от Морского царя;
- хлеб всему голова или нет;
- корова на дворе — еда на столе;
- дары бабушки моей Яги;
- у наших ворот всегда хоровод....
Говорят, что не бывает в наши дни чудес на свете,
!!! Для тех кто не верит в них сам.
Говорят мол нет Бабы Яги – это знают все дети,
А ведь сказки живут тут и там.
Всем привет, скорей ловите и у сердца сохраните!
Все узнали вы меня! (Баба Яга)
Не, то прабабушка моя,
я Ягиня берегиня,
Ой добра, в душе кравива!
Заинтриговала, заинтересовала,
А узнать хотите кто такая?
А сказки то вы любите, а что такое сказка знаете?
- Сказка - это народный рассказ, о том что имело место быть с элементами магии и волшебства. Сказки имеют древнюю историю. Их передавали из уст в уста, от сердца к сердцу, из поколения в поколение. По ходу дела изменяя или дополняя их новыми деталями: девицы - становились самыми прекрасными, чудища - самыми страшными, а простые предметы - волшебными.
Слыхали вы сказки про прабабку мою - Бабу Ягу
- Что там люди сказывают? (Злая и т.д).
- Ой не гоже, не гоже - злые люди бывают тоже.
Предки наши прабабку мою ласково называли : Матушка Ягиня, Ягуня, Ага Ягинишна, Буря-Яга -она была красавицей, быстрой и сильной. На ногах у неё - сапожки золотые. Косы длинные разными украшениями украшены, одежда чистая да светлая. Считали её мудрой и великой Богиней, главной защитницей и хранительницей детей. Когда случались войны да раздоры собирала она сироток по всей Руси: воспитывала их, учила, в семьи без детей отдавала. В печи она не жарила детей, а наоборот мыла или лечила от хвори (захворал, хвороба - так в старину болезнь называли). Обращались к Матушки Ягини за советом, но помогала она не каждому. Наперво испытания разные устраивала, так как знания большие могут вред принести людям при неправильном их использовании. Со всего свету приходили учиться к ней мудрости, но учила она лишь достойных.
Лукоморья нет на карте, значит в сказку нет пути.
Вот вам карта , посмотрите. Сказка будет впереди!
Лукоморье
"У Лукоморья дуб зелёный..." - эти строчки знакомы каждому с детства. Воспринимается это "Лукоморье" как некая далёкая сказочная страна. Но на самом ли деле это вымышленное место? Попробуем в этом разобраться.
В это трудно поверить, но в XV веке, как сообщает Карамзин, у московских обывателей было четкое представление о том, где находится Лукоморье. Считалось, что это место на берегу океана на Севере, там, где полярный день и ночь делят год пополам. О самих обитателях Лукоморья ходили разные поверья, вплоть до того, что на время полярной ночи они умирают, а весной вновь обращаются к жизни.
Со средних веков наше Лукоморье появилось на географических картах Кантелли, Меркатора, Гондиуса и других картографов.
Сейчас неведомо точно где точно раскинулось царство "Лукоморье". Но кто хоть раз побывал там, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы - самые высокие, терема - самые расписные, а птицы - самые звонкие..
На море – океане,
На острове – буяне
Стоит дуб замудрёный,
Под ним стол заговорённый,
Там самовар серебрёный,
На столе хрю, хрю
Поросяш печеный.
Не бойтесь, кушайте,
Мою сказочку слушайте.
- Да только не так просто туды папасть, кто знает как (Мухоморы и волшебные слова)
- Есть у меня метла заговорённая:
Кручу верчу - в сказку хочу
Два раза хлопни, три раза топни,
Глазами вокруг себя обернись
И в сказочной стране очутись!
- Я так понимаю, Вы, ребята, смелые? (Да)
- Вы, ребята, умелые? (Да!)Находчивые? (Да)
- Сказки любите? (Да)
- А вы их знаете? (Да)
А вот это я сейчас и проверю! Буду вас испытывать, можно ли вам тайны волшебства открывать, за правду не кривду яблочки молодильные давать.
Молодильные яблочки
Есть в Лукоморье остров Березань. На острове Рипейские горы, старики рассказывали, что небесный Ирий (славянский рай) расположен в этих горах, над Белой Алатырьской горой, от которой течет Белая молочная река. Самая же высокая из гор носит такое же название, как и сам остров, Березань. И растёт на той горе солнечная береза вниз ветвями и вверх кореньями (мировое древо), растут там молодильные яблоки - любимая еда Жар - птицы. Видели её в последний раз аж в 1109 году на Киевской Руси:
"Явилась в Киеве на церкви Святого Архангела Михаила Златоверхой птица незнаемая. Величиной была с барана, и сияла всяческими цветами, и песни беспрестанные со многою усладою от неё истекали. И сидела на церкви той 6 дней, и улетела, и никто нигде с того времени не видал её." (Никоновская летопись)
1 испытание (ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК)
- Баба - Яга, Матушка - Ягиня, Жар - Птица, Кощей - Бессмертный, Елена - Прекрасная, Василиса - Премудрая, Сестрица - Алёнушка, Братец - Иванушка, Крошечка - Хаврошечка, Змей - Горыныч, Сивка - Бурка, Конёк - горбунок, Иван - царевич (дурак), Марья - Моревна, Тридесятое - государство, Тридевятое - царство, Дедушка - соседушка, Царь - девица, Лисичка - сестричка, Кикимора - болотная (домашняя), Рыба - кит, Царевна - Лебедь, Лягушка - царевна, Волчок - серый бочок, Дедушка - Мороз, Финист - ясный Сокол, Илья - Муромец, Добрыня - Никитич, Алёша - Попович, Мышка - Норушка, Гуси - лебеди, Емеля и - Щука, Курочка - Ряба, Летучий - корабль, Избушка - на курьих ножках(лубяная, ледяная), Кот - учёный (боян), Михаил - Потапыч, Серый - волк.
- Кто первым испытал и использует до сих пор летательный аппарат с сказках? (Баба Яга)
- Какая изба имеет родственные связи с курицами? (Избушка на курьих ножках)
- Какой волшебный инструмент есть и у меня и дворника (что меня с дворником объединяет)? (Помело)
- Где без бани, душа, ванной молодца помыть? (В печке)
2 испытание (СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ)
- Сейчас проверим, как вы знаете сказочных героев.Только будьте очень внимательны, загадки очень хитрые. Ну что? Готовы?
- Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке … (не Иван, а Емеля)
- Дернуть за веревочку - такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый … (не Кот, а Волк)
- В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
- Толстый хваста и зазнайка с Малышом дружил… (не Незнайка, а Карлсон)
- В пруду, покрытом вязкой тиной, пиявок ловит… (не Буратино, а Дуремар)
- Найти жену помог клубок, был счастлив очень… (не Колобок, а Иван-царевич)
- Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
- От старушки-хулиганки всем беда и горе. Поведенье исправлять следует… (не Федоре, а Шапокляк)
- Крыска Лариска ей дорога, ею пугает прохожих … (не Яга, а Шапокляк)
- Умел он дружить и петь под гармошку, друзья полюбили за это… ( не Антошку, а Гену Крокодила)
- Знает даже и малыш, что Матроскин – это …(не мышь, а кот)
- Рассказал про Буратино, про Мальвину, про Пьеро, про Тортилу, Карабаса русский сказочник… (не Перро, а Алексей Толстой)
- Здесь какие сказки были? (Литературные и народные)
3 испытание (САЛАТ ИЗ СКАЗОК)
- К бабе Яге пришли, помыть не помою - воду отключили, печка по делам поехала, ступа сама по себе, кот гуляет где хочет. Салатом накормлю - Кикимора с ним подмогла, как делать понимаю, а из чего не ведаю, помогите понять из чего состоит салат:
"Стоял в поле теремок, что не низок, не высок. Муха летела, домик увидала, жить в нем стала. Как-то по полю она пошла да вдруг денежку нашла. Пошла Муха на базар. Идет она по базару посмотреть кое-какого товару. Навстречу Мухе Балда идет, сам не зная куда. Согласился он работать у Мухи славно, усердно и очень исправно. Живет Балда у нее, работает не покладая рук за четверых, есть же ему Муха дает вареную полбу. Кашу она в горшочке волшебном варит. А горшочек тот ей старушка подарила за то, что Муха ее в лесу сладкими ягодами угостила-накормила. Из той каш топор показался да солдат забрал, как как колобок это увидал и дал деру."
("Теремок" - русская народная сказка, "Муха-Цокотуха" - К.И.Чуковский, "Сказка о попе и о работнике его Балде" - А.С.Пушкин, "Горшочек каши" - русская народная сказка, братья Гримм, "Колобок" - русская народная сказка)
4 испытание (КАША НА РУСИ)
- Каша, каша, как же я позабыла, в старину говорили "Щи да каша пища наша".
Бабка моя варила щи, да кашу помешивала, приговаривая: "Щи душу греют, каша силу даёт!" Гость городской нос воротил, а отведав, хвалил: "Ваша правда, сытно!" Вот и я бы кашу сварила, да куры зерно поклевали всё перемешали. Помогите разобраться.
Руси каши делятся на 3 вида: кашицы (жиденькие), размазни (вязкие) и крутые (рассыпчатые). Каждый из этих видов имеет свой смысл и своё предназначение. Наиболее часто каши известны по видам круп: гречневая, пшённая, овсяная, перловая (ячневая), манная, полбенная (каша из полбы), гороховая, позже рисовая. Еще по географическому признаку: каша смоленская, каша костромская, каша тихвинская, каша белёвская.
- Гречка - королева стола. Варили её и на воде, и на молоке, и с мясом. А если добавляли грибов и лука - соседи с завистью заглядывали в окна, притворяясь, что ищут свою кошку.
- Пшёнка - золотистое солнце в горшочке. Её ели с тыквой, мёдом и маслом. Пшёнка отгоняет дурные мысли и привлекает деньги.
- Перловка - "жемчужная крупа" - каша для особых случаев. Если подать перловку на стол,ты не просто гостей уважаешь, а буквально считаешь частью царской свиты.
- Гороховая каша - когда закончились все запасы, варили её густой, добавляя шкварки и лук.
- Картофельная каша на Руси называлась "картофельница" или "картофная каша".С появлением на Руси картофеля (в XVIII–XIX веках) начали варить каши с добавлением картофеля - "кулеш". Эту кашу заправляли постным маслом и луком. Также на Руси готовили кашу "Сливуха" - пшённую с картофелем и луком. Её делали при длительных переходах обозов из города в город, позже - на полевых станах.
- "Березовая каша"- это достаточно популярное выражение, которое используется сегодня в некоторых регионах России только в переносном значении, когда говорят о наказании розгами. Сложно поверить, что наши предкам приходилось есть такое.
Питание крестьян на Руси сильно зависело от земли. Все что попадало на стол добывалось именно с нее: злаковые, овощи, ягоды, грибы. На это сильно влияли погодные условия. И если урожай не удался то приходилось идти на крайние меры. Блюдо, которое ели не с самым большим удовольствием. В отличие от сказочной каши из топора, каша из берёзы была реальной. Она выручала крестьян и не давала умереть с голоду во времена неурожая.
Надирали заболонь (мягкую флоэму - третий слой коры). Необходимо было снять внутреннюю тонкую кору, которая находится под берестой. Этот слой богат питательными веществами и при правильной обработке становится съедобным. Делали это в период активного сокодвижения. Сырье замачивали на несколько часов так, чтобы оно хорошо пропиталось водой. После чего заболонь варили до желеобразного состояния. В кашу добавляли только соль. По плотности такая каша чем-то напоминала манную.
"Без каши ни дитя родить, ни в дальний путь проводить."
- Рождение - бабина каша - крутая, пересоленная, должен был съесть отец. Рождался мальчик-к каше запекали петуха, девочка-курицу.
- Именины-каша в шапке с потехой (бильно сдобрялась перцем, хреном, горчицей и солью, создавая весьма острое и пряное блюдо). Отец должен съесть всю кашу, независимо от её жгучего вкуса. Этот обряд силы и терпение отца, его готовность преодолеть любые трудности ради благополучия своего ребёнка.
- Каша на свадьбу была не просто блюдом, а участником ритуала! Молодые варили её вместе, угощали гостей. Вкусная каша - значит, и семья будет ладной. Если подгорела- жди визита бабки-знахарки с мешком обрядов и заклинаний.
- Готовилась каша перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу, в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу.
- И даже на похоронах, провожали человека в последний путь кашей кутьей.
И праздник "кашей" звали, в летописи описывая свадьбу А. Невского (1239) упоминают, что "кашу чинили", то есть устраивали застолье. - Позднее кашу готовили при коллективных работах, когда работали артелью: "Мы с ним в одной каше" - в одном коллективе.
Бабушка когда кашу варила над горшочком колдовала: "Не приправишь - не доваришь, пересластишь, пересолишь - не доешь." Кашу на соль, сахар пробовать будем.
5 испытание (ОГНЁМ)
- Кушу заправили, огонь надобно. А печь то по делам уехала, тут на в помощь дары царские, от самого Морского царя, что на озере Ильмень обитает.
- У каждого своё желание, а я телепорт загадала. Да тут не только огонь, много чего есть, будем разбираться.
Первая кукла
По легенде, первая кукла появилась так. Давным-давно, когда не было игрушек, а люди жили далеко друг от друга, жила-была девочка. Она очень скучала, потому что родители постоянно работали, и ей не с кем было играть.
Однажды, когда папа рубил дрова, девочка взяла в руки полено, подержала его, покрутила, а потом ей захотелось прижать его к себе. Девочка обернула полено лоскутами, и оно стало похоже на маленького ребёнка. Так появилась первая кукла.
Кукла на ложке
На Руси у каждого члена семьи была своя собственная ложка. Она считалась личным предметом, как, например, зубная щётка в современном мире. Люди принимали пищу только своим столовым прибором, который отличался по форме, украшенным узорам или по нанесённым инициалам.
Выделение каждому отдельной ложки было целесообразным с точки зрения гигиены: так снижался риск заражения в случае, если кто-то из членов семьи простудился или подцепил другой недуг. Кроме того, каждый сам мыл свою ложку после еды с той тщательностью, которую считал необходимой.
Традиция персонализировать ложку сохранилась и в советские времена: так, например, делали солдаты Великой Отечественной войны, иголкой или тонким ножом вырезая инициалы или фамилию на рукоятке ложки, привезённой из дома.
Кукла на ложке делалась для понятия меры, как помощник на кухне, на нее наговаривали блага. Она делалась после еды, как друг за правильно съеденный обед. Ребенок играл с ней и засыпал, а в 7-14 лет девочка делала ее самостоятельно для более младших детей.
6 испытание "Я КАШУ ВАРЮ, А ТЫ СКАЗКУ СЛУШАЙ МОЮ: УМОМ - РАЗУМОМ СМЕКАЙ, ДА НА УС СЕБЕ МОТАЙ", - гласит русская пословица
- Кашу едят и многие герои сказок помните ли вы их?
- Сдобрили кашу. - Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть! - Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает: - Служивый! Когда ж … будем есть? ("Каша из топора" Русская народная сказка) Что хотела отведать старуха? (Топор)
- Жила-была бедная девочка со своею матерью одна, и есть у них стало нечего. Тогда вышла она в лес и повстречалась там со старухою.И подарила та старуха ей горшочек, да такой, что ему стоило только сказать: ( "Горшочек, вари!" - Сладкая каша, горшочек каши)
- Балда говорит: "Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно,В год за три щелка тебе по лбу. Есть же мне давай варёную полбу".("Сказка о попе и о работнике его Балде" А.С.Пушкин) Что такое вареная полба? (Каша из особого сорта пшеницы)
- Ты к царю теперь поди И скажи ему открыто: "Надо, царь, мне два корыта Белоярова пшена Да заморского вина." ("Конек-Горбунок" П.П.Ершов)
Что называли наши предки белояровым пшеном? (Пшеницу) - Пришла ночь. Девка затопила печурку, заварила кашу, откуда ни возьмись мышка и говорит: "Девица, девица, дай мне ложечку каши". - "Ох, моя мышенька! Разбай мою скуку; я тебе дам не одну ложку каши, а и досыта накормлю". ("Дочь и падчерица" Русская народная сказка)
- Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Хорошо жили. Сядут за стол - не нахвалятся. А воробей кашу ест, похваливает: - Ай каша, ну и каша - горазд горяча!("Крылатый, мохнатый да масленый" русская народная сказка) Кто готовил такую вкусную кашу в этой сказке? (Блин масленый)
- Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: "Кто же здесь живёт? Вернулся вечером … (медведь), увидел Машеньку, обрадовался.- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить." ("Маша и медведь". Кто наказал Маше кашу варить?
- Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! (Лиса и журавль)
7 испытание (ВОТ И КАША ПОДОШЛА НАДО МАСЛА ДОБАВИТЬ, ГДЕ ВЗЯТЬ?)
- Корова – это домашнее или дикое животное? (Домашнее)
- Корова – это жвачное животное? (Да)
- Что является кормом для коровы? Ссвежая трава, травянистые растения, сено, корнеплоды, силос)
- Как называется дом, где обитает корова? (Коровник)
- Какой продукт вырабатывает корова? (Молоко)
- Как называются детеныши коровы? (Телята)
- Пьют ли телята мамино молоко? (Да)
- Что изготавливают из молока? (Сметану, масло, сыр, творог, сливки)
- Сбрасывает ли корова рога? (Нет)
- Как выдумаете, крепкие или слабые копыта у коровы? (Крепкие, служат для защиты ног)
- Существуют ли морские коровы или это миф? (Существуют)
- Почему у коровы большие уши? (Так распорядилась природа)
- Знает ли корова своё имя? (Да)
- Как среди множества телят корова узнает своего детеныша? (По запаху)
- Что такое стадо? (Группа коров)
Маслобойка у славян — приспособление для изготовления сливочного масла из слегка скисшего молока, сливок или сметаны путём сбивания.
- Кто знает сколько масла нужно на чугунок каши? (ответы) А том знает кукла наша, знакомьтесь кукла "Каша". Это народная кукла, которую делали как поваренную книгу для семилетней девочки, которая уже привлекалась для работы по дому.
Куклу изготавливали по размеру того горшка или чугунка, в котором обычно готовилась каша. На кукле были особые метки: вода в горшок наливалась по шейку, по ручки масло клалось, а по ножки насыпалась крупа. То есть кукла помогала девочке соблюсти пропорции и запомнить их.
Это была личная вещь девочки, которая могла её использовать по своему усмотрению - одевать, украшать, пришивать волосы.
8 испытание (МАСЛО ВЗБИВАЕМ)
9 испытание (КАШУ СДОБРИЛИ, С ЧЕС НА СТОЛ ПОДАТЬ - ИРГА ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА)
По данным на 2022 год, в среднем один русский человек на Руси съедал 2 килограмма хлеба в день
- Хлеб - всему (голова)
- Без хлеба сыт не (будешь)
- Без хлеба куска везде (тоска)
- Будет день - будет и (хлеб)
- Все едино, что хлеб, что (мякина)
- Горькая работа, зато сладок (хлеб)
- Доплясались, что без хлеба (остались)
- Много снегу - много (хлеба)
- Не хлебом единым жив (человек)
- Отрезанный ломоть к хлебу не (приставишь)
- Хлеб вскормит, вода (вспоит)
- Как думаете что первее появилось хлеб или каша?
Истории о том, как каша создала хлеб, наполняют воздух ароматами сказов и легенд.По археологическим данным, хлеб появился на Земле по меньшей мере 30 тысяч лет назад. До этого долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде. Но затем они научились растирать их между камнями и варить получившуюся крупу - первый хлеб имел вид жидкой каши. Отсюда и связка слов "хлеб – хлёбово" (любая жидкая пища), перетёкшая в пословицу "щи да каша - пища наша" .Именно каша, а не хлеб. По легенде, древний повар, готовя кашу, переложил сверх меры зерна и получил в результате хлебную лепешку.
В былые времена пекли хлеб не только из зерна, а из корней рогоза и папоротника, желудей. Делали ее из корней растений, которые предварительно чистили и высушивали, а затем перетирали. Полученный порошок смешивали с водой и запекали тесто на камнях.В более близкие к нам времена на Руси поначалу пекли только белый хлеб. Ржаной появился позже, но полюбился чрезвычайно. К тому же он был дешевле и сытнее. В старину говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь». Выпечка такого хлеба считалась искусством, в основе которого лежало применение специальных заквасок. Секрет их приготовления пекари держали в тайне и передавали из поколения в поколение. Кстати, к XVI веку пекари уже разделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников и блинников.
- По старинным правилам гостеприимства я вас не только помыть, накормить и спать уложить должна. Развлеченьице и гостинцы надобны, а как в старину развлекались?
Русская народная кукла "Хороводница"
Издревле хоровод считается неотъемлемой частью русской культуры. В переводе с греческого это означает групповой танец с песней.
Обычно при слове «хоровод» люди представляют движение по кругу девушек в сарафанах.
В давние времена все имело смысл. Очень часто даже игровая кукла делалась не только для забавы, но и для того, чтобы помогла приобрести нужный в работе навык.
Хороводница - это игровая кукла, которая развивает мелкую моторику рук, внимание, творческое воображение.
Кукол нужно делать сразу две, потому как Хороводница кукла парная.
Две таких куклы мама делала дочке, когда та подрастала. Когда прокручивается палочка, на которой крепится куколка, кажется, что она кружится в хороводе!
Для чего было нужно две куклы? Девочка крутила куколок и одновременно развивала две руки.
Точно такими же движениями, когда девочка сядет за прялку, она будет одной рукой крутить веретено, а другой скручивать пряжу.
10 испытание (КРОССВОРД)
- Все по сказочным правилам - я вас накормила, хороводы с вами водила, теперь в дорогу собрать надобно. А что я вам за гостинца (по старому подарочки) припасла отгадать надобно.
(Баба Яга помогла: клубочек дала, горшок, веретено, шапку, меч, дудку, сапоги.. Вложила - в эти предметы силу волшебную: СИЛУ... ВСЕ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ ПРИСУТСТВУЮТ В МИФАХ И ЛЕГЕНДАХ СЕЙ МИГРАД ЗЕМЛИ)
- КЛУБОК помогал выбираться из тёмного леса и добираться до нужного места. Бывало так, что клубку давали голос. ("Царевна-лягушка", "Три царства - медное, серебряное и золотое", "Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде", "Звериное молоко", "Волшебный клубочек", "Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что".)
- ГОРШОК - Сказка о волшебном горшочке в русском фольклоре повествует о волшебнице, которая дарит бедной семье, потерявшей кормильца, чудесный горшочек. По заклинанию он начинает варить сладкую пшённую кашу, а по другому заклинанию - перестаёт. Секретные слова волшебница сказала только маленькой дочке вдовы.
- ВЕРЕТЕНО - помогает переместиться в тридевятое царство. ("Пёрышко Финиста ясна сокола". По сюжету красна девица отправляется в тридесятое царство на поиски своего жениха с помощью нити, прядущейся из "серебряного донца - золотого веретенца". Также фраза "Села девочка кудель прясть" встречается в русской народной сказке "Гуси-лебеди".)
- ШАПКА - Это головной убор, обладающий свойством делать невидимкой того, кто её надевает. Бывает, что в народных сказках шапку хранят в запертом волшебном ларце. ("Шапка-невидимка", "Там, на неведомых дорожках...", "Вниз по волшебной реке", "Царевич Проша", "Заколдованная королевна", "Руслан и Людмила", "Вещий сон", "Понедельник начинается в субботу", "Ночные пляски".)
- МЕЧ КЛАДЕНЕЦ , САМОСЕК- холодное оружие, обладает магическими свойствами и обеспечивает поражение противника в битве. ИЛИ МЕЧ
- САМОРУБ - по приказу своего хозяина может вырубить целый лес или большое вражеское войско. ("Буря-богатырь Иван коровий сын" ( оружие Буря-богатыря). "О молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде". Иван царевич берёт меч и отправляется на поиски девы. "Заколдованная королевна". Иван-сын купеческий побеждает змеев с помощью меча-кладенца. "Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня богатыри". Меч лежит возле бабы Яги, и если до него дотронуться, то она проснётся. "Василиса Прекрасная". Иван-младший сын, чтобы спасти свою невесту от Змея Горыныча, должен найти меч-кладенец. "Бова Королевич". Сюжет о королевиче, гонимом злокозненной мачехой и вынужденном скитаться на чужбине, лёг в основу "Сказки о царе Салтане" А. С. Пушкина. Бова-королевич находит подобный меч в темнице, куда был посажен. Князь Пётр Муромский из "Повести о Петре и Февронии" убивает змея, совращающего жену его брата Павла, с помощью меча-кладенца, который принадлежал Агрику - легендарному сыну и преемнику иудейского царя Ирода.
- ДУДОЧКА - не просто музыкальный инструмент, а многослойный символ, отражающий глубокие человеческие чувства и идеи, связывает мир человека и природы. Её звук может вызывать смену настроения, призывать животных, мирно убаюкивать врагов или, наоборот, внезапно наводить ужас. (В сказке "Волшебная дудочка" и "Серебряное блюдечко и наливное яблочко" дудочка помогает спасти главную героиню от злодеяния. Многие герои начинают свои приключения именно с дудочкой в руках. Она становится не только символом начала пути, но и проводником в неизведанные миры. С его помощью они могут отправиться в далёкие края, встретить новых друзей или преодолеть трудности.)
- САПОГИ СКОРОХОДЫ ИЛИ СЕМИМИЛЬНЫЕ - помогают быстро преодолевать расстояния, хранятся в запертом волшебном ларце. ("Вещий сон". Иван - купеческий сын, приобретя шапку-невидимку, ковёр - самолёт и сапоги - скороходы, использует их для быстрого перемещения в пространстве).
Ну и в путь дорогу помощницу дам - куколку "Обережку". Токма её самому смотать надобно.
Кукла-оберег
Это особая кукла, задача которой в народной культуре - оберегать мир людей от злых духов, а также помогать в исполнении праведных желаний.
Такие куклы делались специально для защиты детей, для молодых людей, для беременных, для благополучия и процветания рода.
У традиционной народной тряпичной куклы-оберега, как правило, нет лица. Место, где должно быть кукольное лицо, мастера оставляют пустым, свободным.
Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в неё злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребёнка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
А дальше яблочки считаем и гостинца получаем...
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку
- Может быть, вчерашний снег?!
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить!
В сказке звери оживают,
Начинают говорить…
В сказке всё бывает честно:
И начало, и конец…
Смелый принц ведёт принцессу
Непременно под венец!
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном
- Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом!
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.