Найти в Дзене

Смотрю сериал: «Таинственная страсть»

Кино о шестидесятниках — поэтах, писателях, художниках. Все спрятаны под вымышленными, но говорящими именами. 13 эпизодов по 50 мин. (2015). Это не экранизация одноименного романа Аксенова, а по мотивам. А поскольку и сам роман — по мотивам, то получается уже по мотивам мотивов. В подчеркивании «а это не они», не Аксёнов и компания, есть элемент лукавства. Потому что это «они», и ради них все затеяно. Ну невозможно исторических личностей воспринимать как вымышленных персонажей. А если бы я захотела увидеть вымышленных персонажей, то могла бы «Гордость и предубеждение» в двадцатый раз пересмотреть. Создатели и сами понимают, почему публика будет смотреть этот фильм, и на странице сериала собрана биографическая информация об Аксенове, Ахмадулиной, Евтушенко, Вознесенском, Рождественском и др. «Кто есть кто в сериале, в романе и в жизни». Очень удобно, если захочется что-то о поэтах узнать подробнее или сравнить киношные эпизоды с фактами. И портретное сходство соблюдено. Включая портрет

Кино о шестидесятниках — поэтах, писателях, художниках. Все спрятаны под вымышленными, но говорящими именами. 13 эпизодов по 50 мин. (2015).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Это не экранизация одноименного романа Аксенова, а по мотивам. А поскольку и сам роман — по мотивам, то получается уже по мотивам мотивов. В подчеркивании «а это не они», не Аксёнов и компания, есть элемент лукавства. Потому что это «они», и ради них все затеяно.

Ну невозможно исторических личностей воспринимать как вымышленных персонажей. А если бы я захотела увидеть вымышленных персонажей, то могла бы «Гордость и предубеждение» в двадцатый раз пересмотреть.

Скриншот сделан при просмотре фильма
Скриншот сделан при просмотре фильма

Создатели и сами понимают, почему публика будет смотреть этот фильм, и на странице сериала собрана биографическая информация об Аксенове, Ахмадулиной, Евтушенко, Вознесенском, Рождественском и др. «Кто есть кто в сериале, в романе и в жизни». Очень удобно, если захочется что-то о поэтах узнать подробнее или сравнить киношные эпизоды с фактами.

Василий Аксенов. Фото из открытых источников
Василий Аксенов. Фото из открытых источников

И портретное сходство соблюдено. Включая портрет эпохи: наряды и прически, интерьеры и автомобили — все воссоздано старательно и ностальгически. Переносишься в эпоху, когда родители были молодыми, а тебя самого еще не было. Джинсы — голубая мечта. В курортном городке запрещается ходить в шортах (облико морале). Генсек орет на художников. Советские чиновники-бюрократы как настоящие.

-4

Сериал в целом порадовал, сам факт его появления — у нас такая богатая история, культура, литература, столько выдающихся имен и интересных судеб, не все же бандитские сериалы снимать (потом узнала, что режиссер снимал «Бандитский Петербург», и тем более оценила прогресс).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вообще это задача на сопротивление — показать литературное творчество как процесс, и тут не обошлось без нарочитого закатывания глаз, летающих листов бумаги, потока сознания и бормотания рифм. Ну и фрагменты выступлений перед публикой, в цехах, коровниках и на стадионах.

Скриншот сделан при просмотре фильма
Скриншот сделан при просмотре фильма

В романе, например, есть незримый персонаж — Пролетающий, Мгновенно Тающий — дух поэзии (потому что таинственная страсть — не только «к предательству таинственная страсть», но и к стихосложению). Дух поэзии периодически проносится над головами остальных героев, над их пьянками, спорами, поражениями, неприглядностями и несуразностями жизни — и мгновенно все преображает, переводит в другое измерение.

Но это в книге. А на киноязык Пролетающего не перевели, и получилась только бытовая сторона жизни минус другое измерение. С переводом поэзии на киноязык справлялись актеры своей игрой, кто как мог.

Скриншот сделан при просмотре фильма
Скриншот сделан при просмотре фильма

Кто по-настоящему понравился, так это Чулпан Хаматова (ныне иноагент) в роли Нэллы Аххо (Беллы Ахмадулиной) и Артур Бесчастный в роли Якова Процкого (Бродского). Это высший пилотаж, настолько они органичны.

Скриншот сделан при просмотре фильма
Скриншот сделан при просмотре фильма
Скриншот сделан при просмотре фильма
Скриншот сделан при просмотре фильма

Интересно было увидеть Сергея Безрукова в роли Влада Вертикалова (Высоцкого) — казалось, Высоцкого с его своеобразным голосом и внешностью вообще невозможно сыграть.

Скриншот сделан при просмотре фильма
Скриншот сделан при просмотре фильма

Самый трогательный, обаятельный, человечный из всей компании — Роберт Эр (Рождественский), играет Александр Ильин-младший.

Скриншот сделан при просмотре фильма
Скриншот сделан при просмотре фильма

Очень жаль, что любимый Окуджава — Кукуш Октава остался в фильме только лишь декорацией, которая появлялась время от времени под оригинальное звучание песен.

Скриншот сделан при просмотре фильма
Скриншот сделан при просмотре фильма

Роман Ваксона и Ралиссы Кочевой показался слишком затянутым, в ущерб другим событиям, например изданию альманаха «МетрОполь» — я ждала этого эпизода, казалось, что такие слова из песни выкинуть невозможно, но эту историю опустили, увы.

Благодаря фильму перечитала множество стихов, параллельно посмотрела много интервью и видео — он дает мощный стимул больше узнавать о той эпохе, искать и сравнивать информацию. Смело можно рекомендовать всем, кто любит русскую литературу, причем и фильм, и книгу — это две отдельные самостоятельные сущности, каждая стоит потраченного времени.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А здесь — о книге:

Еще о сериалах:

Еще о фильмах: