В послании апостола Иакова есть такие слова:
"Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть".
В грехопадении, по учению православной Церкви, человек был страшно изменён. Скажем, те свойства души и направления деятельности человека, которые были благословлены Богом, переродились до неузнаваемости.
Святые отцы говорят о том, что, например, гнев вложен Богом в человека до грехопадения. Адам знал, что такое гнев. Гнев должен был быть отвергнут предложением сатаны, но Адам этого не захотел.
Господь сказал человеку: "Плодитесь и размножайтесь" в раю до грехопадения. Но после грехопадения половая сфера человека претерпела наиболее катастрофические изменения.
Можно провести параллель с едой: человеку нужно есть? Да. Но человек ест до обжорства, до болезней, потому что не может остановиться. Примерно то же самое происходит и с благословенным Богом даром деторождения.
У замечательного исповедника Сергея Фуделя, богослова XX века, есть удивительный образ. Он говорит, что если собака находится под столом и ест из миски то, что вы туда кладете с благодарностью, она на месте. Если же она запрыгнула на стол и ест из вашей тарелки, когда вы пытаетесь остановить её, она кусает вас за руку. Она не на месте.
Вот он говорит, что точно то же самое произошло с этим даром деторождения, который дан по замыслу Божию и вложен в человека, но теперь искажен. Этот дар превратился в страшного пса, который управляет человеком.
У меня был такой эпизод в моей священнической практике, который очень тяжело поразил меня. Я сидел и принимал посетителей в так называемой канонической группе при епархиальном совете. Там рассматриваются вопросы вторых и третьих браков, разводов и отпевания самоубийц.
Однажды пришла пожилая женщина, вся в слезах, и говорит:
"Муж застрелился".
Я спросил, есть ли какие-то основания полагать, что его можно отпевать:
"Был ли он душевно больным?"
Она отвечает:
"Нет"
Тогда нет оснований. "Почему он застрелился?" — спрашиваю я. Она говорит:
"Перестал иметь возможность супружеского общения".
Я пришёл в ужас, потому что для человека это было смыслом жизни. Если, естественно, по старости это прекратилось, а больше для него в жизни значимого ничего не было — ни молитвы, ни любви к детям и внукам, ни заботы о них, ни служения. Ничего! И он закончил эту жизнь.
Эот пес, который не просто запрыгнул на стол и кусает руку, а который перегрыз горло хозяину — кто из них хозяин: пес или человек? Вот не дать этому урагану вырваться наружу и управлять моей жизнью. Вот что должны делать христиане.
Есть люди, которые полностью перекрывают себе эту часть жизни. Они называются монашествующими. Они ведут эту долгую, изнурительную борьбу, и те дары Божии, которые даются в ответ на эту борьбу, превосходят всё, что доступно людям мирским.
Но каждый ли на это способен? Конечно, нет. Поэтому надо хранить целомудрие, создавать семью с целомудренным человеком и эту сферу жизни держать под контролем. Она должна быть под контролем твоего духа, чтобы, как и было в раю, телесное должно быть полностью подчинено духовному. А не наоборот.
Как ещё раз проведу параллель с такой знаменитой фразой: "Есть, чтобы жить", а не "Жить, чтобы есть". Вот когда всё на своём месте. Христианин призван к этому.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте ещё: