Найти в Дзене
СВОЛО

Почти мой ровесник

Сколько же копий было сломано мной на одном форуме, когда Церетели предложил поставить стеллу на Соловках в память о заключенных. И, кстати, я победил. 1. Пункт: многие утверждали, что там сидели только политические. – Я нашел статистику в архиве ФСБ: политические даже в 37 не превышали 30% . Уголовникам памятник собрались ставить? 2. Хорошо, говорят, но 30 % политических? И что, - говорю я, - у нас что: шпионы, контрреволюционеры, куда то в 20-е 30-е делись? Политзаключенные это обыденность того времени в любой стране, иди-ка попроповедуй идеи коммунизма в 30-е в Британии, в Германии, в США . Ага. Алексей Сергеев Богомолов, Дмитрий Иванович. 1934 года рождения. На 4 года раньше меня. Странно, что он стал антисоветчиком, что выразилось в постаменте под Соловецким камнем в Петербурге. Правда, и я стал антисоветчиком, но левым. А он, получается, правый. Тем паче, что в Соловки ссылали контрреволюционеров, хотевших возвращения к капитализму: дворян, белогвардейцев. При

Сколько же копий было сломано мной на одном форуме, когда Церетели предложил поставить стеллу на Соловках в память о заключенных.

И, кстати, я победил.

1. Пункт: многие утверждали, что там сидели только политические. – Я нашел статистику в архиве ФСБ: политические даже в 37 не превышали 30% . Уголовникам памятник собрались ставить?

2. Хорошо, говорят, но 30 % политических? И что, - говорю я, - у нас что: шпионы, контрреволюционеры, куда то в 20-е 30-е делись? Политзаключенные это обыденность того времени в любой стране, иди-ка попроповедуй идеи коммунизма в 30-е в Британии, в Германии, в США . Ага.

Алексей Сергеев

Богомолов, Дмитрий Иванович. 1934 года рождения. На 4 года раньше меня. Странно, что он стал антисоветчиком, что выразилось в постаменте под Соловецким камнем в Петербурге.

Правда, и я стал антисоветчиком, но левым. А он, получается, правый. Тем паче, что в Соловки ссылали контрреволюционеров, хотевших возвращения к капитализму: дворян, белогвардейцев. Причём, в духе революционного времени, те были склонны к крайним мерам. Богомолов достаточно искренно, наверно, им сочувствовал, но не мог не знать и цели Сталина: построить социализм (как он его, централистский, называл) и не мог не знать и слов Луначарского, что социализм (уже без акцента на централизм) отличается от капитализм тем, что капитализм – строй контрастный, следовательно, социализм – серый. И правда, привилегии правящей номенклатуры были ерунда сравнительно с капиталистами даже и средней руки.

Поэтому в работу архитектора Богомолова над постаментом не могла не вкрасться фальшь.

В чём она?

Контраст давящей силе власти тёмных масс (грубому камню, похожему на слона – вспоминается идиома: как слон в посудной лавке) обеспечен полировкой постамента. Меньшинство контрреволюционеров относительно народа, Сталина поддерживающего, отображено тонкостью постамента. Здесь фальши нет. Но обращение памятника ко всему народу само по себе было фальшью, и было возможно лишь при колоссальной оболганности Сталина Хрущёвым, лишь обманом народа, что тоже могло теплиться в глубине подсознания образованного всё-таки архитектора. И прорвалось литературностью, так сказать постамента. Целых 4 надписи несёт каждая из граней черытёхугольника-постамента.

«Хотелось бы всех поимённо назвать / Анна Ахматова» – левая надпись на картинке.

Это само по себе фальшиво – см. эпиграф – ибо большинство в лагерь попали за дело: уголовное или политическое. Причём в соответствии со своей революционностью даже желающие социализмов, иных, чем сталинский (анархисты – немедленной отменой государства, при том, что естественно срывались в бандитизм, за что Махно лично расстреливал сорвавшихся, но унять не мог; эсеры – за крестьянский социализм, который не обеспечивал выживание страны в будущеё Второй мировой войне; троцкисты – вообще гробили страну, ориентируя её на экспорт революции {пришлось Троцкого даже убить}, бухаринцы с их «Обогащайтесь!» не подготовили б страну к войне, как и эсеры), были жуткие враги, приведшие б к исчезновению страны на политической карте мира, а Ахматова, получается же, ассоциирует их с невинными.

Это ж толкает архитектора на фальшь

Правая надпись на картинке: «Жертвам коммунистического террора», - тоже полностью лживая по отношению ко второму слову. Коммунизм – это саморазвитие человека. Какие-то элементы саморазвития именно на Соловках таки были: театр, спортивные соревнования и др. Но вообще-то, как теперь пишут, Сталин считал, что теории построения коммунизма нет, и это погубит-де строй, подводящий к нему, если теория не появится. Пока же был строй политаризм: у номенклатуры общая собственность (вместе с управлением ею) на всё. Отсюда и террор, в частности. Боголюбов не мог не знать, что никаким коммунизмом в СССР и не пахло, а слово «коммунизм» вписал.

Архитектура сама по себе не давала себя втянуть во враньё, так он её изнасиловал ей противоестественной литературщиной.

Ещё одна надпись: «Узникам ГУЛАГа». Тут фальшь прорвалась из-за того, что держит постамент – неизвестно насколько обтёсанный снизу природный валун, в одном из ракурсов напоминающий слона, тогда как СЛОН – сокращённое название (Соловецкий лагерь особого назначения).

Пусть выбор этого валуна пришёлся на оголтелых антисоветчиков Рыбакова и Ухналёва, сидевших в советских тюрьмах за разны акции. Одна чуть не чудо: намерение вырыть подкоп из Ленинграда в Москву под мавзолей Ленина для осуществления теракта. – При такой злобе сорвать голос ничего не стоит. Они и сорвали. Не человекоподобный валун подобрали (что было б естественно для вечной памяти о погибших в Соловках), а слоноподобный. Увековечили грубую физическую силу, признак государства. Ровно обратное желаемому.

А архитектор не только их не остановил, а взял и закрепил, пусть и словесно, а не архитектурно (что само по себе есть не достоинство, а наоборот).

Четвёртая надпись: «Борцам за свободу». Она тоже достаточно абсурдна в связи с слоном в профиль. Разве что в самое последнее время обретает смысл – в связи со скатыванием на Западе либерализма к фашизму. Например, протестное движение в США «Жизнь чёрных имеет значение», подавлять которое полиции нельзя ни при каких условиях, даже при, скажем, разграблении магазина. Ассоциация с воспеванием (свобода) слона в посудной лавке оказывается адекватной.

19 июня 2025 г.