Найти в Дзене

Можно ли отказывать клиенту?

Мы выбираем, нас выбирают... Не так давно с участниками тренинга вели интересную дискуссию. На предмет выбора не только поставщика клиентом, но и клиента поставщиком. Для многих продажников и специалистов в сфере обслуживания вторая часть мысли является подчас чем-то невероятным, особенно с учётом привычки интерпретировать фразу "Клиент всегда прав" не в маркетинговом смысле, а в смысле необходимости "прогибаться". Однако на деле не только клиент перебирает поставщиков/специалистов, выбирая лучший для себя вариант по своим критериям, но и тот, кто оказывает услугу/поставляет товар может соглашаться работать далеко не со всеми клиентами. А например, с теми, кто вовремя платит, кто корректно общается, кто своевременно предоставляет информацию, нужную для оказания услуги, кто не пропадает на полдороге на месяц и пр. ! И да, он может отказать клиенту, который не соответствует нужным критериям. Или выдвинуть дополнительные условия. Или назначить испытательный срок. И речь не про снобизм
Оглавление

Мы выбираем, нас выбирают...

Не так давно с участниками тренинга вели интересную дискуссию.
На предмет выбора не только поставщика клиентом, но и клиента поставщиком.

Отказывать - можно!

Для многих продажников и специалистов в сфере обслуживания вторая часть мысли является подчас чем-то невероятным, особенно с учётом привычки интерпретировать фразу "Клиент всегда прав" не в маркетинговом смысле, а в смысле необходимости "прогибаться".

Однако на деле не только клиент перебирает поставщиков/специалистов, выбирая лучший для себя вариант по своим критериям, но и тот, кто оказывает услугу/поставляет товар может соглашаться работать далеко не со всеми клиентами.

А например, с теми, кто вовремя платит, кто корректно общается, кто своевременно предоставляет информацию, нужную для оказания услуги, кто не пропадает на полдороге на месяц и пр.

! И да, он может отказать клиенту, который не соответствует нужным критериям.

Или выдвинуть дополнительные условия.

Или назначить испытательный срок.

И речь не про снобизм и попытку "прогнуть" клиента под себя.
Речь про позицию на равных и готовность к диалогу с обеих сторон.

Я вот лично периодически отказываю клиентам)) А вы?

На что обратить внимание в отказе?

В соцсетях в комментариях подсветили важный риск такого отказа - репутационный:

Очень важная тема! До недавнего времени, кажется, не вообразимая роскошь для исполнителя (поставщика). Но чем конкретнее мы определяемся с ЦА, тем яснее нам становится, что тот или иной клиент - не наш клиент. Тут, правда, большой риск получить негативный отклик в сети и в сарафанном радио. И тогда не понятно, как действовать чтобы этого избежать.

И да, конечно, форма отказа очень важна.
В частности, вот что я ответила на комментарий выше:

Согласна. А что касается сарафанного радио - важно отказывать с обоснованием. И конечно не агрессивно.
Тогда будут говорить, что поставщик принципиальный))) А это намного больше плюс, чем минус для репутации.

Кстати говоря, принципиальность поставщика в части соблюдения правил и обещаний, выстроенной системы работы (в том числе неготовности работать с определённым типом клиентов) обычно даёт ему большие бонусы на рынке.

Но конечно не тогда, когда отказы - просто каприз)))

Когда-то отдельно писала про отказ:

Как я недавно отказала клиенту

Относительно недавно, по рекомендации, ко мне пришёл клиент.
Он просил провести мини-тренинг на 2 часа (что уже вызвало некоторые вопросы) в определённую дату и в определённое время.
Естественно, я предположила, что тренинг будет вписан в какое-то более крупное мероприятие, и начала уточнять этот момент.

С трудом выцарапав у клиента информацию о том, что да, будет мероприятие праздничного толка, с алкоголем с самого утра (а тренинг не утром), я поняла, что не горю желанием браться за это.

Но окончательно расставила точки над Ё фраза заказчика (не ручаюсь за дословную цитату, но суть передам):

Да зачем вам вообще знать, что и кто там будет?! Ваша задача - просто приехать на 2 часа и провести свой тренинг! А то, что вы тут рассказываете - учёт специфики мероприятия, особенностей участников и прочее - полная ерунда! Хороший тренер в любом месте и с любой публикой проведёт мероприятие на отлично!

После неё я сразу вежливо отказалась от дальнейшего диалога, пожелав заказчику найти своего тренера.

Почему? - Потому что хороший тренер как раз тот, который готовится и к особенностям публики, и к специфике мероприятия, и учитывает в целом контекст происходящего в компании.

А тот, кто приехал и сделал всем "хорошо" вне зависимости от контекста - возможно, хороший шоумен или кто-то ещё, но точно не тренер (и не я))).

И ещё для меня дороже моя профессиональная репутация, чем гонорар, который мог бы заплатить заказчик. А судя по тому, что даже вначале, обратившись по рекомендации, он не шёл на диалог - скорее всего, шансы договориться дальше стремились к нулю. И он точно бы нашёл, к чему привязать своё недовольство.

А вы как считаете, можно ли и стоит ли отказывать клиенту?
Если отказывать - то в каких случаях?

Старая, но красивая фотография)
Старая, но красивая фотография)