В прошлый раз я начал разговор о парковых зонах столицы, представляя их в том порядке, в котором я первые в них вошёл. Парковых зон в Москве очень много. Понятно, что я обошёл не все из них, но и их тоже полно. Поэтому рассказ о них уйдёт на несколько публикаций, иначе все статьи попросту разбухнут…
Новогорский (Митинский) лесопарк
Вот уж мало кто ожидал, что эта парковая зона сюда попадёт! Но что поделать — одна из моих самых любимых в Москве… И тихо, и интересно, даже в пару историй попал! Вон, раз летом 2016 г. на ясной погоде провалился в грязи рядом с водой, ещё и чумазые штаны у меня были, пока домой не заехал (тогда мы ещё жили в Восточном Измайлове, на противоположном конце Арбатско-Покровской линии метро)!…
Парк один из двух, о которых я тут буду писать, что находится в Москве только частично. Московская часть парка находится в районе Митино, уже за МКАД. Областная — в городском округе Красногорск Московской области. В состав парка входит часть долины реки Сходни, которую некоторое время назад пытались застроить, но неподалёку ЖК "Мир Митино" и правда построен. Впрочем, удобного входа оттуда в парк я так и не увидел, из частного сектора проще пройти сначала к пруду, а потом и в полноценную парковую зону. Выход из ЖК если и есть, то только через церковь и кладбище. Во всяком случае, на моей памяти был.
История парка, правда, не очень богатая, но восходит к одному элементу, который я ещё буду вспоминать, — лесопарковый защитный пояс. Суть этой идеи, проходящей через все генпланы развития Москвы, заключается в том, чтобы обеспечивать столице поток постоянного свежего воздуха. Мало кто знает, но в 1960 г. произошло не только расширение Москвы до МКАД, про которое многие знают, в подчинение Моссовета также попал весь лесопарковый защитный пояс вокруг Москвы, в столичной прессе даже публиковались заметки из этих районов, также я запомнил идеи по абсолютному расселению всей лесозащитной полосы и полному её переводу под экологию и отдых, и только. Проблема была в том, что Моссовет с такой слишком обширной территорией управиться не смог, и в 1961 г. лесозащитный пояс вернулся в Московскую область, а границей Москвы стала та самая МКАД. Так вот, Новогорский лесопарк был создан в 1935 г. как составляющая лесозащитной полосы столицы. Только в 1986 г. он стал отдельным лесопарком, когда его часть уже вошла в состав Москвы (это случилось в 1984 г.)
Как добраться?
Ближайшая к парку станция метро — "Пятницкое шоссе", действующая северо-западная конечная Арбатско-Покровской линии метро, дальше которой её продление в нынешний момент сомнительно. Есть также небольшая часть, где ближе будет "Митино", оттуда пройтись по Дубравной улице до Пятницкого шоссе — там сразу будет вход в парковую зону.
ПКиО "Сокольники"
Расположение: на севере границей парка является Ростокинский проезд (там далее "Сокольники" переходят в нечто другое, о чём далее), на западе — Ярославское направление МЖД, на юге и востоке — улица Сокольнический Вал/Богородское шоссе (одно переходит в другое).
Это место исторически было одним из ключевых мест отдыха в столице. Ещё цари тут любили охоты устраивать. Отсюда, к слову, и имя парка, потому что тут была очень активная соколиная охота. Многие просеки были прорублены даже до Отечественной войны 1812 года. Собственно, в состав Москвы эта территория вошла, по сути, давным-давно, так как Сокольники оказались в черте Камер-Коллежского вала, на востоке и северо-востоке вышедшего сильно за границы современного 3-го кольца, построенного ещё в 1742 г. как таможенную границу Москвы, с 1806 г. вал — полицейская граница Москвы, а фактической границей столицы он стал ещё в конце XVIII века. И в 1878 г. Московская городская дума выкупила эту территорию и организовала здесь общедоступный парк. После Гражданской войны парк, правда, пришёл в запустение, но в 1930-е гг. парк вновь ожил и получил статус, да, того самого парка культуры и отдыха. Со всеми вытекающими. В парке появились рестораны, театр, розарии (правда, он появился лишь к фестивалю молодёжи и студентов 1957 г.) — всё как положено! Правда, выставочные залы в Сокольниках появились лишь в 1959 г., к приезду в Москву тогдашнего вице-президента США Ричарда Никсона (президентом США тогда был Эйзенхауэр). Потом на их базе был создан выставочный центр, ныне известный как Конгрессно-выставочный центр "Сокольники". Также на территории музея открыт и музей каллиграфии.
Парк я открыл для себя лишь осенью 2013 г., когда начал использовать маршрутку, соединявшую Новокосино, Новогиреево, Ивановское, Южное Измайлово, Восточное Измайлово и станции метро "Щёлковская" и "Черкизовская". Потом нашёл ещё одну, следовавшую не в Новокосино, а в Перово. Сейчас, правда, нет их обеих, вместо них теперь по той же схеме, но сквозь всё Южное Измайлово ходит автобус до той же "Черкизовской", да и из Перова автобус до той же "Черкизовской" прямо по Большому Купавенскому проезду остался (он заместил собой маршрутку по той же трассе). Вот эта центральная аллея с арками для меня настоящим символом парка и стала, больше таких нигде не видел. Разные активности в парке есть и поныне, из них почему-то сильнее всех запомнил "The Bassein" (да, прямо с таким именем!). Ну и каток каждую почти сразу за арками, да.
Чем севернее, тем далее это уже обычная лесопарковая зона. А про то, что находится севернее Ростокинского проезда, будет уже позже.
Как добраться?
У главного входа в парк открыта станция метро, по нумерации считающаяся самой первой в его истории — "Сокольники". Это — северо-восточная конечная самой первой очереди метро, откуда ваши родители любого порядка могли уехать или на Арбат, или на угол Садового кольца с нынешним переходом Остоженки в Комсомольский проспект (последний тогда ещё не был пробит, его проложили только в 1950-е гг., судя по публикациям в профильной прессе Москвы, и тогда же застроен). Остоженку, к слову, в честь открытия первой очереди метро переименовали в Метростроевскую, однако уже в 1986 г. её вернули историческое название, первой из всех. И лишь спустя очень много лет, в 2023 г., открыли одноимённую станцию метро на Большой кольцевой линии. Кроме того, по западной границе парка стоят 2 платформы Ярославского направления МЖД, Маленковская и Москва-3 (привозить бы сюда людей по железной дороге сюда, а? Только вот для этого надо ж/д интегрировать в городские тарифы здесь наконец…).
"Музей-заповедник" "Царицыно"
Расположение: Новоцарицынский проезд и Курское направление МЖД на севере (далее переход через Новоцарицынский проезд в парковую зону Борисовские пруды), Шипиловский проезд на востоке, Липецкая улица на западе, южную границу точную не смогу обозначить — там происходит переход в Бирюлёвский дендро- и лесной парки.
История этого места началась с того, что тут изначально было село Богородское, принадлежавшее сестре Бориса Годунова Ирине, затем, уже после Смутного времени, оно стало называться Чёрная Грязь. Переходило оно из рук в руки Стрешневым, Голицыным, Кантемирам, пока в 1775 г. это место не выкупила Екатерина II — ей понравилось это поместье, даже лучше Коломенского! Ещё и Потёмкин заморочился с организацией встречи государыни… Тут же, кстати, подтверждена ратификация Османской империей мирного договора, заключённого годом ранее (это по которому ещё Крым был объявлен независимым от неё, в состав России он войдёт только в 1783 г.). С этим мирным договором же основание Царицына в таком виде и связали (даже в начале XIX века!), в том числе потому, что в празднике на Ходынском поле, организованном по этому случаю, приняли участие будущие архитекторы Царицына.
Василий Баженов в проекте задумал, конечно, грандиозную затею! Вплоть до того, что Царицыно с Коломенским должны были соединиться! В 1776 г. началась стройка, но с её финансированием и поставками затягивали, Баженов даже в кредиты влез, но в 1785 г. Екатерина результат не оценила и спустя год приказала дворец разобрать (есть версия, что это из-за того, что архитектор годом ранее вступил в масонскую ложу, что нашло отражение на постройках, плюс ко всему контактировал с Павлом, которого Екатерина даже к управлению страной не подпускала, помнится, даже думала передать трон в обход сына — Павла — внуку, Александру). Новый проект дворца составил другой известный московский архитектор, Матвей Казаков, но и его проект полностью не реализован, на этот раз по более житейской причине: Екатерина к концу 1780-х гг. охладела к стройке, да и Потёмкин, и в 1790 г. проект заглох. В 1793 г. проект был несколько изменён, но после смерти Екатерины, когда дворец осталось уже только отделать, Павел постановил более тут ничего не строить. Александр I открыл Царицыно всем, а в 1860 г. его окончательно передали в Департамент уделов — то есть это более не была личная собственность императорской фамилии. И здесь образовалось дачное место, тем более, что здесь прошла Курская железная дорога — открыта станция Царицыно.
В советские годы всё это было частью посёлка Ленино, и в таком качестве в 1960 г. Москва его поглотила. Парковую зону открыли только в 1984 г., когда был образован музей декоративно-прикладного искусства СССР. В 1993 г. он был перепрофилирован и получил своё нынешнее название. В 2004 г. закончили научную реставрацию. Так почему же я заключил музей-заповедник в кавычки?
Дело всё в том, что после передачи Царицына в ведение правительства Москвы то, выбирая между реставрацией и стилизацией под XVIII век выбрало именно последнее. Тут можно посмотреть на образцы построек того времени. В них даже можно устроить фотосессию в том стиле (многим мои такие образы, к слову, понравились). Но… это не подлинные строения, и этом-то вся и проблема. Впрочем, этот проект получил признание среди многих, включая и некоторых реставраторов, даже был премирован, не говоря уже о том, что поднял популярность этого места…
В сам парк я попал впервые в 2014 году (может и раньше, но уже не вспомню этого), собственно, там же эта фотосессия и состоялась. И тогда не придавал этому всему значения…
Как добраться?
У севера парковой зоны находятся станции метро и Курского направления "Царицыно", а у восточных выходов — станция метро "Орехово".
Следующая часть — ещё несколько парковых зон, где я ходил, и представлять их буду по тому же принципу — в последовательности, когда я для себя её открыл.