Многие из нас, друзья, не раз были свидетелями очень грубого, а порой и жестокого обращения детей к родителям. И особенно – к матерям.
Прошло больше 20 лет, а я до сих пор помню, как взрослый сын нашей классной руководительницы и любимой учительницы по французскому Марь Ивановны при нас, детях, кричал на нее и даже оскорблял. Уже после окончания школы, проведывая её, мы видели на её руках и лице кровоподтеки и синяки.
- Он вас бьет, а вы терпите?!! – возмущались мы.
- Нет-нет, - отмахивалась она, - не сочиняйте! Только попробуйте в полицию обратиться – я всё буду отрицать! А вас ни за что не прощу!
Так и жила Марь Ивановна со своим сыном-злодеем до самой смерти, не давая нам, бывшим ученикам, ни единого шанса позаботиться, обеспечив ей спокойную старость.
А вспомнил я ту давнюю историю, прочитав проникновенные наставления одного из последних Глинских старцев схиархимандрита Виталия (Сидоренко).
О чем они, спросите? Об отношении к родителям и не только.
Наставления эти, замечу, очень необычные, потому что построены, как маленькие рассказики или просто факты. И человек уже сам должен выводы делать.
Вот, к примеру, приехала одна женщина к отцу Виталию, целует ему руки. А он ей говорит: «Тебе легко мне целовать руки, а ты дома матери целуешь руки?».
— Нет.
— Значит, твоя любовь лицемерная.
Часто спрашивал тех, кто к нему приходил:
«Как ты с матерью обращаешься? Берешь ли у нее благословение?».
И учил брать у родителей благословение, целовать у них руки, слушаться, смиряться перед ними.
…Дочь после размолвки с родителями умерла без примирения. Матери часто снился ее гроб, стоящий в доме. Тогда отец Виталий дал совет пойти на могилку и сказать:
«Прощаю от всех руганий, проклятий и обид, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», — крестя при этом могилу. После того, как это было исполнено, такие сновидения прекратились.
И в письмах Батюшка постоянно учил почитать родителей:
«Маму простите, и если она жива, пойдите к ней и просите прощения, а если не жива, пойдите на могилку, поклонитесь до земли и скажите:
«Мама, прости меня во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». И сами скажите: «Прощаю, мама, Вас, когда ругали или кляли. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Перекрести могилку, поцелуй землю».
Батюшка Виталий неустанно твердил, что маму надо любить и ежедневно брать у нее благословение. И у папы благословение брать. Непокой от неповиновения родителю.
И сами родители должны любить детей, всех благословлять. Не укорять их, а ласково обращаться. Ведь ласковое слово, аки вода: вода мягкая, а камень пробивает…
И о христианских добродетелях не забывать. Терпение, благодарение, молитвенный труд – все недоумения, препятствия и скорби сотрут, и в тихое пристанище приведут.
Будете любить – ни тоски, ни уныния не будет.
Господь учит нас быть подобно детям, не осуждать, не обижаться, всех любить, терпеть, благодарить, на промысел Божий возлагаться.
Никогда не должно падать духом, а всегда уповать на помощь Божию и на милость Его.
Знайте, что за послушание Господь подаст терпение, великую милость и спасение.
Смиряйтесь, терпите, любите. Любовь будет – и стены разойдутся.
Любовь – единственное, что надо стяжать.
Батюшка Виталий учил со всеми жить в мире. «Лучше пусть дело разорится, чем нарушать мир» - говорил он.
В письмах Батюшка постоянно повторял, чтобы никого не осуждали, ибо от сего греха «благодать уходит, а тогда – тоска, уныние, леность, ожирение, похоти, алчность, жадность, шутки, многословие находят, а также нетерпение, неделание ничего доброго».
«Чтобы научиться любить, - говорил отец Виталий, - надо молиться так: «Господи, благослови всех, кого я осудил (имена), и их святыми молитвами и мя, окаянного, помилуй». С этой молитвой 12 поясных поклонов».
И при этом добавлял:
«Так учил нас отец Серафим - духовник Глинской пустыни (схиархимандрит Серафим (Романцов). – Прим. Автора), и мы все ежедневно сие совершаем.
Когда не можешь отстать от осуждения, тогда надо совершать 150 раз «Богородице Дево, радуйся», – и Матерь Божия поможет никого не осуждать».
Одна духовная дочь отца Виталия вспоминала:
«Как-то Батюшка на ходу, как бы между делом, сказал: «Лучше бы вы объелись, чем осудили человека».
Другая его духовная дочь поехала в Сочи. В храме она соблазнилась тем, что на престоле не горели свечи и сокращают службу, и не стала причащаться. На это Батюшка ответил:
«Причащаться надо, и надо самому гореть свечой. За то, что привыкли осуждать, покоя нигде не находят люди».
«Осуждай себя каждый человек. Все грехи нас борют потому, что мы горды, - неустанно твердил батюшка Виталий. - При злопамятности, когда зло внутри гнездится, тогда скажи себе: «Бог – Любовь, а я не люблю, значит меня Бог отринет!» – и сим помыслом выгонишь злопамятство.
Не осуждай, люби, себя вини, всех за Ангелов считай – и будут слезы.
Батюшка приучил в общении с людьми постоянно думать: «Все как Ангелы, а я хуже всех». А если кто на тебя обижен или недоволен, ты за него поклончики положи, а то и гостинчик пошли».
(Источник: https://prikormrebenka.ru/materinstvo-i-vera/hram-v-nikolo-rozhke-seliger.html; "Записки пустынножителя". Монах Меркурий (Попов).)
Коротко о пастыре
Последний Глинский старец Виталий (Сидоренко) родился в 1928 году. Был монастырским послушником, странником-юродивым, монахом-пустынником, пастырем многих Христовых овец. После закрытия Глинской пустыни вместе с другими подвижниками уехал на Кавказ для продолжения монашеских подвигов. Много чудес совершил при своей жизни.
И даже по смерти его в 1992 году не ушли безутешными люди. Когда священник вкладывал в руку старца разрешительную молитву, большой палец руки отца Виталия отогнулся, и его рука сама взяла молитву. От неожиданности священник вскрикнул. Свидетелями этому стали и другие люди. Старец почил в Грузии.
К отцу Виталию люди при жизни относились как к святому. И хотя батюшка официально не канонизирован (единственный из Глинских старцев!), есть его иконы. И люди молятся ему, как святому, не взирая ни на какие установленные правила и каноны…
ВСЕМ-ВСЕМ – КРЕПКОЙ ВЕРЫ, ОТЛИЧНОГО ЗДОРОВЬЯ И БОЖИЕЙ БЛАГОДАТИ ВО ВСЕМ И ВСЕГДА!!!
Читайте также: