Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

КрАЗ-6010: Вершина советского автогиганта в проекте «Открытие»

В истории отечественного машиностроения немало героических страниц, но одна из них – почти незаметная для широкой публики – принадлежит амбициозному, технологически смелому и по-своему революционному проекту «Открытие». Именно в его рамках в середине 1970-х годов был создан уникальный активный автопоезд КрАЗ-6010 – венец инженерной мысли, призванный преобразить облик Советской Армии. Вызов времени: с гусениц – на колёса Военная стратегия 1970-х столкнулась с необходимостью радикального пересмотра концепции передвижения тяжелой техники. Гусеничная техника, хоть и проходима, оставалась слишком дорогой, громоздкой и сложной в обслуживании. Ответом стала инициатива перевода ряда вооружений на колесные платформы. Ожидалось, что это решение снизит стоимость шасси в 3-4 раза, при этом сохранив проходимость и надежность на высоком уровне. Вызов приняли на Кременчугском автозаводе – флагмане тяжёлого автопрома СССР. Так родилась идея создания целого семейства армейских автомобилей с колёсными ф

В истории отечественного машиностроения немало героических страниц, но одна из них – почти незаметная для широкой публики – принадлежит амбициозному, технологически смелому и по-своему революционному проекту «Открытие». Именно в его рамках в середине 1970-х годов был создан уникальный активный автопоезд КрАЗ-6010 – венец инженерной мысли, призванный преобразить облик Советской Армии.

КрАЗ-4Э6010
КрАЗ-4Э6010

Вызов времени: с гусениц – на колёса

Военная стратегия 1970-х столкнулась с необходимостью радикального пересмотра концепции передвижения тяжелой техники. Гусеничная техника, хоть и проходима, оставалась слишком дорогой, громоздкой и сложной в обслуживании. Ответом стала инициатива перевода ряда вооружений на колесные платформы. Ожидалось, что это решение снизит стоимость шасси в 3-4 раза, при этом сохранив проходимость и надежность на высоком уровне. Вызов приняли на Кременчугском автозаводе – флагмане тяжёлого автопрома СССР.

Так родилась идея создания целого семейства армейских автомобилей с колёсными формулами от 6×6 до 10×10. Главной точкой притяжения этого семейства стал КрАЗ-6010 – активный автопоезд с уникальной конструкцией и функционалом.

Инженерная элита и технический замысел

Проект «Открытие» был поручен выдающемуся инженеру Владиславу Константиновичу Левскому. За архитектуру кабин отвечал Игорь Николаевич Румшевич – начальник отдела кузовных бюро, которому предстояло адаптировать серийные кабины от КрАЗ-260 к новой технике.

КрАЗ-4Э6440
КрАЗ-4Э6440

В составе «Открытия» КрАЗ-6010 стал единственным представителем пятимостовой компоновки 10×10. Он представлял собой активный автопоезд, в который входил седельный тягач КрАЗ-64401 и двухосный активный полуприцеп КрАЗ-9485. Через раздаточную коробку и специальное седло крутящий момент передавался не только на ведущие мосты тягача, но и на мосты полуприцепа. Такая схема делала автопоезд исключительно проходимым – настоящим монстром пересечённой местности.

Испытания на пределе возможностей

Опытные образцы прошли испытания, которые сегодня по праву можно считать эпопеей. Автомобили проекта «Открытие» работали в условиях от палящего зноя в +42° до полярного холода в -52°. География маршрутов испытаний поражает: от песков Каракумов до высокогорий Памира, от границ Китая и Афганистана до побережья Северного Ледовитого океана. Они преодолели пустыни, скальные ущелья, болота и ледяные тракты – доказав, что способны работать в любой точке Советского Союза. Общий пробег опытных машин составил 226 тысяч километров – цифра, внушительная даже по современным меркам.

КрАЗ-4Э6010
КрАЗ-4Э6010

От КрАЗ-3Э6010 к КрАЗ-4Э6010

В 1986 году, в рамках совершенствования конструкции, автопоезд прошёл глубокую модернизацию. На смену «третьему поколению» пришло «четвёртое». Новый тягач получил индекс КрАЗ-4Э6440, а автопоезд в целом – КрАЗ-4Э6010. Были устранены основные недостатки прежних версий: снижены вибрации в кабине, улучшена управляемость.

КрАЗ-3Э6010
КрАЗ-3Э6010

Новый облик тягача отличался характерной высокой капотной частью с боковыми воздушными фильтрами и двухсекционной облицовкой радиатора. Полуприцепы использовались как модели ЧМЗАП-93861, так и разработка самого КрАЗа – модифицированный 4Э9485. Это был настоящий тяжеловес, способный перевозить грузы там, где обычная техника оказывалась бессильной.

Сердце машины – многотопливный двигатель

Особого внимания заслуживает силовая установка – многотопливный двигатель ЯМЗ-8425 мощностью 360 л. с. Это был один из немногих моторов в истории СССР, способный работать не только на дизеле, но и на бензине, керосине, их смесях и даже на ракетном топливе. Такая универсальность в условиях возможной войны или форс-мажора делала КрАЗ-6010 почти неубиваемым в боевых условиях.

Судьба «Открытия»

К сожалению, проект «Открытие», как и многие технические прорывы позднесоветского периода, так и не был запущен в массовое производство. Экспериментальные образцы, включая КрАЗ-4Э6010, остались уникальными экспонатами, лишь изредка появляясь на фото из музеев или архивов. Один из таких автопоездов был передан в Рязанский музей военной автомобильной техники, где его следы теряются.

КрАЗ-4Э6010
КрАЗ-4Э6010

Заключение

КрАЗ-6010 – это не просто машина. Это воплощение инженерной дерзости, технической амбиции и веры в то, что отечественная техника может быть не хуже, а порой и лучше зарубежных аналогов. Он не стал серийным, но остался в истории как символ потенциала, который Советский Союз был способен реализовать даже в самых суровых условиях. В условиях, где выживают только лучшие – как и КрАЗ-6010.

© Алексей Виноградов