Найти в Дзене
Мама в спорте

Не про блокаду, а про психически больную женщину и её несчастных дочерей: Зимний сад. Кристин Ханна.

Об этой книге одни пишут, что это невероятная история русской женщины, пережившей блокаду, а другие возмущаются, что это русофобская американская книга со сплошными клише о русских, где есть всё: балалайка, красный уголок, пьянство... Но я увидела совсем другое. Не отмеченное ни в одном отзыве, а прочитала я их с полсотни. Обычно забавно узнавать, как много различного видят люди, прочитав одно и то же. Но тут быстро стало скучно, так как сложилось впечатление, что авторы отзывов переписывают друг у друга. 1. Душераздирающая история из блокадного Ленинграда, всем рекомендую. 2. Фу, американщина, ложь, клише, никому не рекомендую. 3. Психологическая драма о недолюбленных дочерях, рекомендую тем, кто хочет разобраться в себе. взаимоотношениях с родителями и воспитании детей. *** И никто не посчитал, что это история сумасшествия и непростых сестринских отношений в связи с этим. *** Мне эта книга в целом не понравилась, как и другая книга этого автора "Соловей", не в том смысле, что "фу, н
Оглавление

Об этой книге одни пишут, что это невероятная история русской женщины, пережившей блокаду, а другие возмущаются, что это русофобская американская книга со сплошными клише о русских, где есть всё: балалайка, красный уголок, пьянство...

Но я увидела совсем другое. Не отмеченное ни в одном отзыве, а прочитала я их с полсотни.

Обычно забавно узнавать, как много различного видят люди, прочитав одно и то же. Но тут быстро стало скучно, так как сложилось впечатление, что авторы отзывов переписывают друг у друга.

Я увидела лишь три мнения о книге "Зимний сад" Кристин Ханны:

1. Душераздирающая история из блокадного Ленинграда, всем рекомендую.

2. Фу, американщина, ложь, клише, никому не рекомендую.

3. Психологическая драма о недолюбленных дочерях, рекомендую тем, кто хочет разобраться в себе. взаимоотношениях с родителями и воспитании детей.

***

И никто не посчитал, что это история сумасшествия и непростых сестринских отношений в связи с этим.

***

Мне эта книга в целом не понравилась, как и другая книга этого автора "Соловей", не в том смысле, что "фу, никому не рекомендую", а в том, что сюжеты затянуты, герои показались неинтересными, их поступки нелогичными, второй раз перечитывать не буду, но из первого чтения я постаралась извлечь уроки и получить новые знания.

Не верю хеппи-эндам

Больше всего, как это ни странно, мне не понравились счастливые финалы обеих книг ("Соловей" и "Зимний сад", но здесь говорю лишь о "Зимнем саде").

На мой взгляд, неуместно и неправдоподобно счастливые финалы у книг. Я бы назвала их псевдосчастливыми.

Ну потому, что, какое же это счастье, когда мать считала дочь погибшей и не искала её? А она оказалась жива и все эти годы ухаживала за пустой могилой матери (это ж додуматься надо, ничего не зная о судьбе человека, соорудить ему могилу в собственном саду!) и тоже, судя по всему, не искала мать. И любимый муж был жив. И никто никого не искал, потому что все поверили в смерть, хоть тела и не видели.

Больше, чем полвека прошло и – здрасте, встреча, любовь, понимание и нежность? Да откуда? Они чужие люди, иностранцы с иначе сформированным годами жизни на чужбине менталитетом. Тут только обняться и плакать о напрасно прожитых годах и упущенных возможностях. Только уж не вернуть ничего на краю могилы. И всё.

Подлинные истории потерянных в годы войны детей показывают нам, что спустя десятилетия взрослые дети не хотят воссоединяться с кровными родителями, и остаются с теми, кто их воспитал.

Исторические неточности и клише

Однако книга "Зимний сад" откликнулась мне, зацепила за живое. Но не тем, чем зацепила большинство других читателей.

Про войну и блокаду Ленинграда я не узнала ничего нового, и нет, меня не смутили исторические неточности и клише о русских.

Хотя забавно было читать о том, как героиня пешком, да к тому же по снегу босиком (но с чемоданом) дошла от Вологды до линии фронта к немцам, чтобы они её убили (жить без мужа и детей не могла, и самоубиться тоже не могла, вот и пошла к немцам), но подлые немцы не убили её, а забрали в концлагерь. Я аж полезла смотреть карту военных действий за 1942 год, чтобы узнать на каком расстоянии от Вологды был фронт. Так что даже сомнительные художественные книги могут быть полезными для развития.

Красное – это наши территории, карандашом показана Вологда.
Красное – это наши территории, карандашом показана Вологда.

Но всё же это не документальная книга, а художественная и не стоит смотреть на неё, как на учебник. Автор имеет право что-то не знать и не выяснять подробностей, потому что участники событий тоже могут не знать, как всё происходит на самом деле.

Далеко за примерами ходить не стоит, оглянитесь сейчас вокруг, присмотритесь к своим знакомым, родственникам, соседям, наверняка кто-то из них убеждён, что сейчас мы защищаем свой народ, а кто-то уверен, что страна вероломно напала на соседей. И что через полвека о нашем времени напишет писатель? И что скажет его читатель? Очевидно, что кто-то скажет, что автор не изучил матчасть, и всё было не так. А что уж говорить про события начала 20 века, когда получать информацию было весьма затруднительно, и работала пропаганда с обеих сторон? Я убеждена, что, например, кто-то из поляков искренне мог считать, что на их бедную Польшу с одной стороны напали немцы, а с другой – русские. И то, что концлагерь освобождали американцы, а не русские тоже могли искренне считать. Потому что свидетели в полубессознательном состоянии от измождения были, и с повреждённым рассудком. А главная героиня "Зимнего сада" явно не в себе всю жизнь нелеченная прожила.

Что же касается клише в книгах – водка, лампадка, балет и прочее – так ведь не на пустом месте оно родилось, бывают и совпадения. Вполне может быть, что бывшая русская старуха на закате дней вдруг захотела пить водку с дочерьми и не гасить лампадку. Почему бы нет?

Считаю всё это деталями, не заслуживающими ни особого внимания, ни обсуждения.

Я не оцениваю события книги, как правда/неправда, достоверно/недостоверно. Это художественная книга, значит, для её героев всё происходящее – правда. И можно оценивать поступки персонажей и их личностные качества, в связи с которыми они поступили именно так, а не иначе. Можно поразмышлять на тему "а как бы я поступила в аналогичной ситуации".

О чём книга "Зимний сад" Кристин Ханны

Книга "Зимний сад" Кристин Ханны написана в 2010 году, возрастное ограничение 16+

Эта книга о том, как старуха перестала владеть собой после смерти мужа. И перед их примерно 40-летними дочерьми встала задача ухаживать за мамой.

Но дочь Нина вся такая занятая собой, вечно в разъездах по миру. Она фотокорреспондент. Экстремальный фотограф. Нина любит бывать в горячих точках и богом забытых местах и фотографировать измождённых, но не сломленных женщин.

Нина обижена на мать. Считает, что та никогда не любила её, и, в отличие от отца, всегда была холодна. Перед смертью отец попросил Нину узнать мать поближе и помочь ей не сойти с ума без него. Отец попросил Нину узнать у матери окончание сказки, которую она иногда рассказывала детям. Сказал, что это важно.

Впоследствии выяснится, что под видом сказки мать иногда рассказывала о своей жизни в Ленинграде, называя Сталина чёрным колдуном (или троллем, простите, не запомнила), своего мужа – принцем, а себя – бедной крестьянкой.

Нина попросила мать рассказать сказку, та отказалась, и Нина умотала в очередную горячую точку к своему любовнику.

Вообще в книге много внимания уделяется плотским утехам. Все всегда в любых обстоятельствах думают об этом и хотят этого. В театре, под пулями Великой отечественной войны и современных локальных конфликтов, не останавливает ни блокадное истощение, ни смрадное дыхание и умирающие родственники в соседней кровати... Ну да не будем об этом, если я не могу так чувствовать, то это не значит, что другие не могут.

Нина за мать спокойна – с ней же осталась сестра Мередит. Ну а что? Это Нина должна быть там – на передовой, чтобы сделать снимок, достойный первой полосы. А Мередит живёт оседло, ей не сложно приглядывать за мамой, она должна.

А Мередит, между тем, работает и разрывается между своим и маминым домом. Переехать к маме она не может, этого не поймёт муж, с ним и так напряжённые отношения, семья на грани распада. Но Мередит даже поделиться этим не с кем: сестра вечно занята и недоступна, матери всё равно, дети уже взрослые и беспокоить их не хочется.

А Аня (так зовут мать) сдирает обои и варит из них суп, прячет ценные вещи, засовывает еду в карманы, и упаковывает ремни в чемодан. Потому что ремни можно съесть...

Ане за 80 лет, она русская, но после войны живёт в Америке. Потом мы узнаем, что её из концлагеря забрал американец и почему-то полюбил холодную, больную, почти сумасшедшую.

Мередит возит мать к врачу и вызывает его на дом. Но Аня с ясным взором говорит врачу, что дома давно не было ремонта, вот она и решила содрать обои, и руки умышленно не резала, так получилось случайно.

Мередит звонит Нине, чтобы заручиться поддержкой сестры в вопросе определения матери в специализированное учреждение. Но Нина категорически против и Мередит не решается признаться, что всё уже решила. А Нина говорит сестре что-то вроде: "Ты же сильная, ты справишься", и не хочет вникать в проблему, и не верит в существование проблемы. Только талдычит, что сказку нужно попросить мать рассказать.

Мередит злится, какие, к чёрту сказки, когда неизвестно чего мать учудит, она и так сказки врачу рассказывает, выставляя Мередит жестокой дурочкой, сочиняющей про мать небылицы.

А мать продолжает чудить: бегает босая и полуодетая по снегу в своём саду, бормочет что-то про голодного львёнка и Аню.

Мередит всё таки определила мать в учреждение. Но Нине не сказала об этом, боясь осуждения.

А Нина вдруг приехала и не обнаружила мать дома. Кинулась к дому сестры. Муж Мередит сообщил, что Аня в доме престарелых.

Нина устроила скандал и забрала мать домой. Но при этом сообщила Мередит, что не сможет постоянно жить с мамой и ухаживать за ней. А место в доме престарелых уже занято. Бедная Мередит сама на грани отчаяния или безумия, и муж от неё уходит...

И вот только тут читатель начинает узнавать блокадную историю Ани, которую на самом деле зовут Вера. Это малая часть книги. Аня-Вера, видимо, двинулась рассудком ещё тогда, в молодости, в блокаду и после неё. Постравматический синдром, как минимум. О себе Аня никому ничего не рассказывала. Может только американский муж знал. Правда, непонятно, почему такой понимающий и любящий отец ничего не рассказал дочерям, чтобы и они поняли мать и не обижались на неё.

Самое забавное, что дочери даже возраста своей матери не знали, и в дом престарелых наверно не заглядывая в документы определяли, и у врача тоже без документов. Или мать не давала им своё удостоверение личности, вместе с пельменями в одном кармане держала, наверно. А ведь нам рассказывают, как Мередит роется в вещах матери и просматривает ее документы.

Не буду пересказывать всю книгу, может кто-то из вас захочет прочитать. Но разрешается там всё под рюмку водки, все всё всем прощают, и у всех любовь.

Про хэпи-энд, я выше уже рассказала. Но дополню, что, по моему мнению, произведение заканчивается не счастливой смертью героини, а её окончательным сумасшествием.

И любила она всю жизнь только свою первую семью и первых русских детей. А умер её первый муж (или настоящий, ведь она с ним не разводилась) в один год со вторым. И, выходит, что если бы Аня его нашла, то ушла бы от второго любимого мужа и дочерей.

  • Ссылки на мои обзоры других книг о войне здесь:

  • А если хотите узнать больше о блокаде Ленинграда, то рекомендую дневник Лены Мухиной: