Найти в Дзене
Мама в спорте

Восторгов не поняла: "Соловей". Кристин Ханна.

Я внезапно открыла для себя историю Франции во Второй мировой войне. Я же с детства привыкла считать, что больше всего в той войне досталось нам, то есть СССР. Я, конечно, по-прежнему так считаю, однако теперь знаю, что и жителям других стран хлебнуть горя пришлось. Через художественную литературу это понимание лучше, чем через учебник, даже если книга не вполне достоверна. Раньше просто не задумывалась о судьбах других стран в этой войне, а теперь с подачи художественной книги почитала. Книга "Соловей" написана в 2015 году. Возрастное ограничение 16+ (есть описание сцен насилия, но без подробностей и крови). В книге "Соловей" повествование идёт и из условно нашего времени – 30 лет назад, 1995 год; и из военных лет. Книга мне, откровенно говоря, не понравилась, если б не аудиовариант, то наверно и не осилила бы. Но у этой книги множество положительных отзывов на различных литературных площадках. Когда слушала, терзалась вопросом, а французов книга также раздражает, как, например, мног

Я внезапно открыла для себя историю Франции во Второй мировой войне. Я же с детства привыкла считать, что больше всего в той войне досталось нам, то есть СССР. Я, конечно, по-прежнему так считаю, однако теперь знаю, что и жителям других стран хлебнуть горя пришлось. Через художественную литературу это понимание лучше, чем через учебник, даже если книга не вполне достоверна.

Раньше просто не задумывалась о судьбах других стран в этой войне, а теперь с подачи художественной книги почитала.

Книга "Соловей" написана в 2015 году. Возрастное ограничение 16+ (есть описание сцен насилия, но без подробностей и крови).

В книге "Соловей" повествование идёт и из условно нашего времени – 30 лет назад, 1995 год; и из военных лет.

Книга мне, откровенно говоря, не понравилась, если б не аудиовариант, то наверно и не осилила бы. Но у этой книги множество положительных отзывов на различных литературных площадках.

Когда слушала, терзалась вопросом, а французов книга также раздражает, как, например, многих русских книга с описаниями событий с блокадном Ленинграде "Зимний сад" этого же автора?

О чём книга "Соловей" Кристин Ханны

Пожилая женщина собирается ехать на мероприятие, посвящённое празднованию 50-летия Победы. Она едет в Париж из Америки.

Далее нам рассказывается о жизни сестёр Вианны Мориак и Изабель Россиньоль в оккупированной Франции. Вернее в капитулировавшей Франции.

Читатели узнают, что после смерти матери отец, участник Первой мировой войны, отказывается от воспитания дочерей и передаёт их на воспитание чужим людям.

На начало Второй мировой войны старшая сестра Вианна уже замужняя женщина, воспитывающая 8-летнюю дочь Софи. Они живут в сельском городке Карриво. Её муж Антуан призван в армию, попал в плен и лагерь. Вианна работает учителем в школе, потом лишается работы из-за неравнодушия к евреям.

С сестрой у Вианны сложные отношения. Изабель 18 лет. Вианна отправила её учиться в закрытую школу, откуда та сбежала к отцу, но теперь снова живёт с сестрой, потому что так велел отец, посчитавший, что в сельской местности вдали от Парижа девушке будет безопаснее.

В доме Вианны поселился немецкий офицер – капитан Вольфганг Бек. Вианна всё безропотно терпит, боится навредить себе и дочери, составляет для Бека по его просьбе списки коммунистов и евреев в своей школе, она верит, что это всего лишь формальность, но все, названные ею, уволены.

Изабель возмущена капитуляцией своей страны, презирает и ненавидит нацистов, хочет сражаться против них, не поддерживает сестру в её поступках. И обе они понимают, что поведение Изабель может навлечь беду.

Изабель примыкает к движению сопротивления и покидает дом Вианны. Та вздыхает с облегчением. И её "квартирант" –немец – говорит, что это к лучшему. Вианна хорошо живёт с немцем, он ей покровительствует, между ними пробегает искра, и они еле сдерживаются.

Изабель под позывным "Соловей" помогает сбитым лётчикам союзников через Пиренеи бежать из страны от фашистов. Живёт у отца в Париже, хоть и презирает его и считает, что он работает на нацистов, а он потом своей жизнью жертвует пытаясь спасти дочь. У Изабель есть возлюбленный Гаэтан, который тоже участвует в сопротивлении, но любовь Изабель он не принимает.

Самый душераздирающий для меня момент в книге – когда у маленького еврейского мальчика, сына подруги Вианны, которого она спасла и дала имя Даниель вместо Ари, нашлись после войны родственники-евреи и потребовали вернуть ребёнка ради сохранения еврейской нации.

А мальчик считал Вианну матерью, он забыл своих родителей, он плакал. А им даже переписку запретили. Сказали, что ребёнку нужно всё забыть, чтобы стать правильным евреем. Ребёнка забрали, хотя Вианна и обещала водить его в синагогу и рассказать ему, что он еврей.

Но ведь, если так разобраться, не воспитала бы она еврея. Я не знаю, как правильно. Я читала другие книги про потерянных из-за войны детей и нашедших родителей через десятилетия, и было жаль до слёз, что дети не нашлись пока были детьми. А став взрослыми они свой выбор делали в пользу приёмных родителей, потому что родные уже были чужими. А вот в этой книге ребёнок ещё был ребёнком, и его забрали кровные родственники. Но почему-то всё равно больно.

В финале книги, через 50 лет после войны, Ари находит Вианну и говорит, что не забывал её и сестру (дочь Вианны). И, судя, по всему, он стал респектабельным преуспевающим евреем.

Здесь не пересказ книги, а её основные моменты, там много чего ещё было, и про политику, и про быт. Вианна спасала еврейских детей и похоронила дочь подруги у себя в огороде, подругу не спасла.

Второй момент, когда мне было больно и обуревали эмоции (на самом деле это первый момент, но по моим эмоциям, второй) – это когда Вианна убила Бека. Нациста Бека, которому обязана жизнью и своей, и дочери, и Ари. Бек Вианну с детьми не притеснял, наоборот, и подкармливал, и с обогревом дома помогал, и лекарство дал, когда дочка уже при смерти лежала, и фальшивые документы для еврейского мальчика Ари сделал, и мать его пытался спасти... Просто в голове не укладывается.

Да, Бек вот-вот заметил бы Изабель, прячущую в сарае сестры лётчика, но разве стоит рисковать собственной жизнью и жизнью своих детей ради какого-то неизвестного лётчика и взбалмошной сестры, которая не думает о безопасности родственников? Вианна даже на 100% не знала сестра там в сарае или нет, так как та без спросу залезла. Может Бек и отпустил бы Изабель, помогал же он спастись подруге Вианны – еврейке, матери Ари. Бек помогал Вианне, рискуя собственным благополучием и может жизнью. А она его лопатой...

Возмущена я таким поступком! Да, речь шла о спасении сестры, но на другой чаше весов была жизнь своих детей и собственная. У сестры в случае обнаружения был шанс спастись, а вот у детей и Вианны в случае нападения на фашиста такого шанса можно сказать и не было. В реальной жизни не было бы. Не отпустили бы нацисты Вианну.

И ради чего всё это? Лётчик к тому моменту уже умер от ранения, а сестра всё равно уехала за смертью. А Вианна осталась терпеть допросы в гестапо из-за пропажи Бека (друзья Изабель спрятали тело), голодала с детьми, мёрзла и обслуживала нового, поселившегося в её доме, немца фон Рихтера, который её насиловал, издевался психологически и физически, захватил лучшие комнаты и всё имущество. Бек-то жил себе в маленькой комнатушке и во всём помогал.

Ещё и ребёнка родила от этого нациста и врала мужу, что недоношенный. Муж вернулся как раз тогда, когда она только-только забеременела.

А Изабель, которая, между прочим, без ведома сестры притащила в её сарай лётчика, была поймана в конце концов и отправлена в концлагерь Равенсбрюк. Из него она вернётся живой, но почти сразу умрёт от болезней и истощения.

В конце книги становится ясно, что женщина из 1995 года – это Вианна, а её сын – это ребёнок от нациста, а дочь Софи не так давно умерла от онкологии.

Я прочитала, что книга основана на истории жизни Андре де Йонг, бельгийки, организовавшей в годы Второй мировой "Линию кометы" – подпольную организацию, которая помогала сбитым лётчикам союзников избежать нацистского плена и добраться до безопасного места.

Но книга не документальная и даже не везде достоверная.

Например, в ней сказано, что Равенсбрюк освободили американцы. Я проверила – этот концлагерь освободили советские войска.

Я в истории слаба, возможно, и чему-то ещё из книги не стоит доверять.

Видела в отзывах об этой книге люди возмущаются, что автор не написал, что Париж освобождала советская армия.

Так она его и не освобождала. На что уж я не могу похвалиться знанием истории, но все медали за освобождение и взятие европейских городов на слуху, некоторые воспеты в песнях.

Кто, читая следующую строку, услышит в голове музыку? Хмелел солдат, слеза катилась, слеза несбывшихся надежд, и на груди его светилась медаль за город Будапешт.

Есть медали за освобождение Варшавы, Праги, Белграда; есть за взятие Будапешта, Кёнигсберга, Вены. В этом списке нет медали за Париж, значит, наши его не освобождали, во всяком случае официально.

Кстати, зная название медалей, можно легко понять, кто в той войне был нашим союзником, а кто – на стороне фашистов. Если медаль "за освобождение", то речь идёт об оккупированных территориях, а если "за взятие", то значит город (и страна) был на стороне фашистов.

  • Ссылки на мои обзоры других книг о войне в этой статье: