В СССР автомобиль был мечтой, но не все модели были безопасными. Некоторые из-за слабой конструкции, плохой управляемости и отсутствия элементарных средств защиты заслужили мрачное прозвище — «гроб на колесах».
Водители и пассажиры таких машин в случае аварии имели крайне низкие шансы на выживание.
Далее посмотрим на одни из опасных советских автомобилей, которые при ДТП превращались в смертельные ловушки.
«Запорожец» (ЗАЗ-965, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968)
Народный автомобиль, который убивал своих владельцев. «Запорожец» был одним из самых доступных автомобилей в СССР.
Его покупали те, кто не мог ждать годы в очереди на «Жигули» или «Москвич». Но дешевизна и простота конструкции оборачивались смертельной опасностью.
Почему он был опасным:
- Слабый кузов – тонкий металл, который при ударе сминался, как фольга. Даже незначительное столкновение могло привести к тяжелым травмам.
- Заднее расположение двигателя – при лобовом ударе мотор летел прямо в салон, калеча пассажиров.
- Плохая устойчивость – короткая база и высокий центр тяжести делали его склонным к опрокидыванию.
- Отсутствие ремней безопасности – в ранних моделях их не было, а в поздних — часто игнорировали.
- Ненадежная тормозная система – барабанные тормоза быстро перегревались и отказывали.
***Реальная история, от подписчика.
Это произошло летом 1978 года. В Ростовской области шел обычный день. "Запорожец" модели ЗАЗ-966 ехал по трассе. Водитель был трезв и осторожен.
Навстречу ему двигался грузовик ГАЗ-53. Водитель грузовика немного отвлекся. Произошло лобовое столкновение. Удар был средней силы, но для "Запорожца" этого хватило. Следователи позже писали в отчетах: "Конструкция автомобиля усугубила последствия ДТП".
Эта авария была типичной для "Запорожца". Такие случаи происходили регулярно. Но машину продолжали выпускать, ведь она была дешевой и доступной.
После этого ДТП местные водители стали называть ЗАЗ-966 "металлическим гробом". Многие всерьез боялись этих машин. Но выбирать тогда было не из чего.
«Москвич-412»
«Надежный» седан, который горел и заживо хоронил людей в салоне.
«Москвич-412» считался прогрессивной моделью, но его безопасность оставляла желать лучшего.
Главные опасности:
- Бензобак под задним сиденьем – при ударе сзади топливо выливалось в салон, и машина вспыхивала.
- Слабые двери – при боковом ударе их заклинивало, и люди не могли выбраться.
- Плохая управляемость на скорости – уже на 90 км/ч машина становилась неустойчивой.
Отсутствие энергопоглощающей рулевой колонки – при лобовом столкновении руль пробивал грудную клетку водителя.
Статистика: В 70-х годах «Москвичи» часто горели после ДТП, и спасти пассажиров было почти невозможно.
ГАЗ-24 «Волга»
Автомобиль начальников, который при аварии калечил всех.
«Волга» была мечтой советского человека, но в авариях она вела себя как танк — сминала другие машины, но сама деформировалась так, что выжить было сложно.
Что не так было с «Волгой»:
- Острые углы панели приборов – при ударе водитель и пассажиры получали страшные травмы головы.
- Жесткий руль без подушки безопасности – при столкновении водитель бился грудью о металлический обод.
- Отсутствие подголовников – при ударе сзади — перелом шеи гарантирован.
- Тяжелый кузов – если «Волга» летела в кювет, она переворачивалась и придавливала людей.
Факт: В 1985 году в Подмосковье «Волга» на скорости 100 км/ч вылетела в дерево. Водитель погиб на месте — руль пробил ему сердце.
УАЗ-469
Внедорожник, который любил переворачиваться.
УАЗ был надежным на бездорожье, но на трассе превращался в неуправляемый снаряд.
Основные риски:
- Высокий центр тяжести – на поворотах легко опрокидывался.
- Деревянные элементы в салоне – при ударе разлетались на острые щепки.
- Жесткая подвеска – на скорости машина «плыла» по дороге.
Случай из жизни: В 1983 году в Казахстане УАЗ перевернулся на ровном месте. Погибли трое пассажиров — их выбросило через открытый верх.
ЛуАЗ-969 «Волынь»
Пластиковый гроб для сельских дорог. Этот микро-внедорожник был дешевым, но его конструкция пугала даже бывалых водителей.
Чем он был страшен:
- Пластиковый кузов – не защищал даже при слабых ударах.
- Открытый бензобак – при опрокидывании бензин заливал салон.
- Слабые тормоза – на грязи или снегу машина просто не останавливалась.
Последствия: Водители ЛуАЗов часто гибли в несерьезных, на первый взгляд, авариях.
Советские автомобили создавались без оглядки на безопасность. В них не было подушек, ремней, зон деформации. В ДТП эти машины превращались в смертельные ловушки.
Стоит ли сейчас покупать такие авто? Только если вы готовы рисковать жизнью.