В течение последнего полугода в самых верхних эшелонах власти постоянно обсуждалась тема выставления целого ряда жестких условий компаниям, ушедшим из России, которые захотят вернуться. Об этом не раз высказывался даже лично президент, это обсуждалось на всех встречах с бизнесом, были розданы поручения по разработке таких условий и критериев отбора: кого пускать, кого не пускать.
Звучало, например, что такие компании, прежде всего, должны извиниться, но одних извинений будет недостаточно.
Однако до сих пор за все это время ни одна из ушедших компаний так и не изъявила желания вернуться. Обо всем этом я уже не раз писал.
Но теперь, как оказалось, компании не то что не хотят возвращаться, а по-прежнему, хотят уходить из страны! Очередь выстраивается не на вход, а на выход! Несмотря на все эти предостережения, что войти обратно потом будет совсем непросто, а кому-то - и вообще невозможно.
Об этом рассказал в интервью на ПМЭФ непосредственно замглавы Минфина Иван Чебесков.
По его словам, созданная правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России ежемесячно рассматривает десятки заявок на уход иностранцев из российского бизнеса. В целом обращений поступает около 100, среди них есть также вопросы сделок купли-продажи активов, выплаты дивидендов и другие вопросы, но конкретно "на выход" поступают десятки заявок ежемесячно. А на вход, как вы уже догадались, ни одной.
На подкомиссии мы рассматриваем не только сделки, связанные с «выходом» компаний, но и сделки купли-продажи недвижимости, выплату дивидендов. В совокупности это не менее ста заявок в месяц, но если говорить о сделках «на выход», их десятки.
И это несмотря на многократные ужесточения условий такого выхода. Согласно последним принятым изменениям, уходящая компания может продать бизнес с дисконтом не менее 60% от его текущей стоимости (ранее было 50%), а также обязана заплатить в бюджет 35% стоимости бизнеса в качестве "добровольного взноса" (ранее было 15%).
Таким образом, нетрудно подсчитать, что максимум на что может рассчитывать уходящая компания - это 5% (!!!) стоимости своего российского бизнеса. Примечательно, что Чебесков считает эти условия "выполнимыми, но не запретительными":
Несмотря на ужесточение условий, они остались выполнимыми, это не запретительные условия.
И несмотря на все это, продолжает выстраиваться очередь на выход, состоящая из десятков компаний ежемесячно!
Ну а далее г-н Чебесков перешел к разговорам о... правильно, опять об условиях возвращения ушедших компаний, которые не хотят возвращаться.
В частности, он отметил следующее:
1. Условия опционов обратного выкупа за 1 рубль действовать не будут. Ну и что, что сделка была заключена с таким условием.
Многие иностранцы могли заключить опционы, чтобы вернуться через десять лет и купить бизнес у российского инвестора за 1 руб. Все три года российский инвестор мог вкладывать деньги, и, наверное, ему не очень выгодно сейчас за рубль опять продавать актив.
А то что все много лет до этого иностранный инвестор вкладывал миллионы долларов в бизнес, и передал все это российскому инвестору за 1 рубль - это вот нормально, выгодно, это не отменяется, конечно же.
2. Для каждой отрасли будут введены индивидуальные требования для «входа» иностранцев, разрабатывать такие критерии будут профильные министерства — Минпромторг, Минсельхоз, Минтранс, Минэнерго. В частности, одними из требований станут высокий уровень локализации производства, использование российских технологий и комплектующих и контролирующая доля в бизнесе российских соучредителей:
Хочешь у нас собирать автомобили — должен быть высокий уровень локализации, должно быть использование российских технологий, комплектующих. Если ты открываешь какое-то существенное производство, должен брать в партнеры российского акционера.
В общем, если условный Мерседес решит вернуться, то это не на иномарку теперь надо будет клеить российский шильдик, а на Ладу клеить шильдик "Мерседес". Вот так получается, по условиям.
3. Ну и конечно же, власти будут смотреть, кто как уходил. А не делали ли компании каких-то неприятных ("не совсем красивых") для них заявлений:
Они уходили хорошо или это были «плохиши», которые ушли не совсем красиво и потом использовали средства от продажи бизнеса не очень правильно? Здесь нужен будет какой-то особый подход.
Как напоминают СМИ, ко внесению в Госдуму уже готовятся поправки, предусматривающие дальнейшее ужесточение условий по возврату иностранных компаний. В проекте документа говорится, что, если доля, которую хотят купить ушедшие иностранные владельцы, превышает 10% голосующих акций, для сделки нужно специальное разрешение правительственной комиссии. Также поправки предусматривают возможность одностороннего отказа продавца от сделки с иностранцем, даже если есть опцион на обратный выкуп или аналогичный договор.
В общем, для возвращения компаний, которые не хотят возвращаться, принимается целый свод жестких законов, а тем временем, продолжает собираться очередь на выход из желающих избавиться от российского бизнеса хотя бы за 5% его стоимости.
Примечательно, что все эти заявления прозвучали в интервью на ПМЭФ, "международном" форуме, проводящемся с целью привлечения иностранных инвестиций. Г-н Чебесков так и сказал:
Россия, как и другие страны, заинтересована в привлечении внешних инвестиций и технологий.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.
Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.