Николас Кейдж, перешагнув 60-летний юбилей, определенно, переживает творческий ренессанс. Он по-прежнему не сильно разборчив в выборе материала, но режиссеры, словно сговорившись, раз за разом подкидывают ему роли в интересных авторских проектах, которые хоть и не претендуют на «Оскар», но позволяют ему полноценно продемонстрировать свой богатый актерский диапазон. Сегодня я порекомендую вам обратить внимание на пять фильмов, снятых за последние три года. Хорош каждый – по своему.
«Сёрфер» (Австралия, США, Ирландия, Великобритания, 2024)
Формально «Сёрфер» можно было бы назвать параноидальным триллером, но по факту это, конечно, притча. Ирландец Лоркан Финнеган хорошо умеет именно это – без кровищи, скримеров и откровенного треша рассказывать изящно-жуткие истории со вторым дном, в которых «все события происходят, когда вы моргаете», как сказал кто-то из критиков. Достаточно вспомнить его предыдущие работы – «Вивариум» с Джесси Айзенбергом или «Дурной глаз» с Евой Грин.
Анонсы к фильму неизбежно запутывают, поскольку сама история, поначалу поданная вполне реалистично и «жизненно», кажется простой и понятной. Отец с сыном приезжают на побережье развлечься серфингом, но местная банда отморозков, оккупировавшая берег не пускает чужаков. Но дальше на маленькой локации автомобильной парковки над дивным австралийским пляжем разворачивается насыщенная библейскими аллюзиями притча о потере и обретении идентичности в современном мире, застывшем на тонкой грани между обществом всеобщего благоденствия и дикими джунглями, где царствует право силы. Отменная операторская работа и несколько головокружительных твистов дополняют картину, оставляющую ощущение эпической мощи.
Кейдж, который до сих пор считает своей лучшей ролью работу в «Диких сердцем», говорит о Финнегане так: «Он режиссер, который, как и Дэвид Линч, не боится погрузить вас в пучину хаоса и ужаса, но в то же время привнести в это что-то комедийное. Мне нравится этот баланс. На мой взгляд, это восхитительное сочетание».
«Герой наших снов» (США, Канада, 2023)
Неожиданная для фильмографии Кейджа трагикомедия, в которой он предстает в необычном образе обрюзгшего профессора, внезапно оказавшегося участником снов миллионов людей по всему миру. Сам по себе подобный сюжетный ход мог бы породить массу комических ситуаций, но режиссер Кристоффер Боргли, изучивший, как говорят, перед написанием сценария труды Юнга, не стал ограничиваться только ими.
Здесь авторы погружают банального персонажа в фантастические (и даже абсудрные) обстоятельства и следят за тем, как меняется под их воздействием главный герой. Заметим, при этом, что ни сам герой, ни его окружение оказывается не готово воспринять изменившуюся реальность, не выходя из привычных социальных клише, которые навязывает общество. В первоначальном кастинге на главную роль планировался Адам Сэндлер, но это наверняка было бы совсем другое кино. Кейдж прилагает здесь максимум усилий, чтобы выйти из привычных рамок своего устоявшегося образа, одновременно обыгрывая свою реальную историю, в которой он сам стал персонажем мемов и постоянным объектом насмешек.
Сам Кейдж в своих многочисленных интервью любит вспоминать о работе в Линчем в «Диких сердцем» или с Кауфманом в «Адаптации». Уверен, роль в «Герое наших снов» (Dream Scenario в оригинале) вполне сопоставима и уровню воплощения, и по значимости в его карьере. Он говорит об этой работе так: «Слово «катарсис» идеально описывает то, что я чувствовал на съемках. Это как гора с плеч. Я вложил энергию в нечто конструктивное, а не деструктивное».
«Схватка с дьяволом» (США, Великобритания, Нидерланды, 2023)
Как часто бывает с российскими локализациями, оригинальное название обещает нам прямо противоположное, фильм на самом деле называется Sympathy for the Devil (Симпатия к дьяволу) – и здесь речь пойдет не столько о противостоянии с темной силой, сколько о попытке примирения с ней. Хотя внешне это выглядит как остросюжетный (и по-своему камерный) триллер.
Здесь есть два прекрасных актера (в паре с Кейджем работает Юэль Киннаман), традиционная завязка в жанре «нежелательный попутчик», яркое и эмоциональное противостояние в замкнутом пространстве и несколько эффектных сюжетных поворотов.
Это, можно сказать, первая попытка израильского режиссера Юваля Адлера попробовать себя в коммерческом кино, до этого снимавшего большей частью социальные драмы в жанровой упаковке шпионских триллеров («Вифлеем» или «Связной», сделанных на ближневосточном материале и проблематике) и здесь его подход к жанру слишком уж старателен и отчасти даже стерилен, но Кейдж своей игрой компенсирует большую часть недостатков фильма. Здесь он высекает искру на контрасте, знакомом нам, например, по «Без лица» Джона Ву, балансируя от гротеска до откровенной сентиментальности.
Сам Кейдж о своем актерском методе говорит так: «Я всегда стараюсь найти что-то в характере своего героя, что позволит мне проникнуться истинной эмоцией, странным поведением, которое я передам в духе театра кабуки. Мои герои могут быть совершенно дикими не ради дикости в прямом смысле слова, но ради эмоциональной искренности. Я всегда стремлюсь к эмоциональной наготе, стараясь избегать сарказма и иронии».
«В поисках зверя» (США, 2022)
Неовестерн Гейба Польски, который снимал до этого, в основном, спортивные документалки про хоккей, скорее, можно назвать антивестерном – суровая история охотников на бизонов в диких краях, скорее развенчивает иллюзии о героических подвигах первооткрывателей на окраине фронтира, чем романтизирует их нравы и быт.
Кейдж здесь в привычном для себя образе монстра в человеческом обличии, но здесь он играет на минимуме выразительных средств. Его герой, охотник-ветеран, ведет команду искателей приключений в дебри Скалистых гор. На этом пути их ждет множество испытаний и победа, которая оборачивается в итоге грандиозным поражением.
Сами бизоны здесь это и деньги, и душа Америки, а сам человек превращен в машину по добыче ресурсов. Фильм медленный, тяжелый и беспощадный, но восхитительно красивый. Это не «стрелялка», а похороны,в том числе и той самой «свободы», ради которой все едут на Запад. Для Кейджа эта роль – еще один поворот в карьере, демонстрирующий его умение раскрыть своего персонажа на минимуме эмоций, за счет глубокого психологического рисунка роли.
Николас Кейдж: «Современные актеры ничем не отличаются от древних шаманов, которые в дохристианские времена уносились в полет своего воображения с целью дать какие-то ответы на вопросы, назревшие в их деревнях. И кино, на самом деле, ничем от этого не отличается!»
«Невыносимая тяжесть огромного таланта» (США, 2022)
Пожалуй, самый необычный фильм в поздней фильмографии Кейджа. Здесь он включает самоиронию на полную катушку, поскольку играет почти самого себя, актера в возрасте, чья карьера и жизнь медленно но верно идут под откос (главного героя зовут так же – Николас Кейдж, и фильм насыщен отсылками к его знаковым ролям). Перед нами гибрид боевика, комедии и исповеди, где под прикрытием абсурда скрывается неожиданно трогательная история.
Сюжет строится вокруг вымышленной версии Кейджа – обедневшей суперзвезды, потерявшего семью и соглашающегося на платный выезд к фанату (Педро Паскаль в роли эксцентричного миллиардера). Дальше в сюжет вклиниваются агенты ЦРУ, торговцы оружием и прочая дичь, но на первом плане – обезоруживающая самоирония прекрасного актера, доходящего местами до ироничной пародии на самого себя. Фильм очень смешной, но одновременно и трогательный, как искреннее признание в любви к кино, которое одновременно возносит тебя на вершину славы, но и превращает при этом в мем.
Сам Кейдж говорил, что эта роль далась ему наиболее тяжело, хотя и подчеркивает: «Я хочу играть героев, с которыми я мог бы себя ассоциировать, вживаться в роль моментально, чтобы мне особо и не приходилось играть».
Я рассказал здесь только о пяти недавних фильмах с участием Николаса Кейджа, но на самом деле достойных работ у него в последние годы гораздо больше. Здесь и экзистенциальный боевик «Свинья», и комедийный экшен «Папа из спецназа» (The Retirement Plan – «Пенсионный План» на самом деле), классический криминальный триллер «Собиратель душ», вестерн «Отзвуки прошлого» и многое другое. Похоже, актер, на радость своим поклонникам, не собирается останавливаться, а режиссеры приглашают к его в те работы, где есть место риску и актерскому бесстрашию.
Николас Кейдж: «Я всегда возвращаюсь к независимому кинематографу, именно здесь всегда живёт оригинальность. Там, где слишком много денег на кону, и шагу не ступишь. В инди-кино больше воздуха, свободы, больше возможностей. Здесь сохранена новизна и свежесть, искры вовсю летают. Да, это каждый раз риск, но сами условия съёмок независимого кино продуцируют креативность, здесь всегда создаются новые и необычные истории».
Обязательно расскажите в комментариях, какие из последних работ Николаса Кейджа запомнились вам больше всего и подпишитесь на этот канал, где вы всегда найдете честные рекомендации и обзоры фильмов, которые могли пройти мимо вас.