Уолтер Кристи "заболел" безбашенными танками на всю оставшуюся жизнь.
Впрочем некоторые его изделия назвать танком, сильное преувеличение.
Но самую громкую славу и признание он заработал сделав революционный башенный танк.
М.1919.
Командование Американской армии, присоединившись к Антанте в Европе, быстро осознало необходимость создания собственных танков. И широким веером сделало заказы на создание собственной бронетехники. Не остался в стороне и Кристи.
Уже имея в своем активе рабочие боевые машины, он решил добавить в связку ещё одну. Ходовая танка получившего впоследствии индекс М.1919, по прежнему являлась экспериментальной. И менялась в ходе работ. Так первоначально она состояла из трёх катков на борт. Но по мере изготовления шасси, средний каток превратился в сложную систему из двух катков малого диаметра на винтовом подъёмном механизме.
Предполагалось что это облегчит преодоление препятствий. В движении на гусеницах, танк - теоретически - поднимался на двух центральных катках и мог двигаться с большей скоростью. Но это всё в теории. На практике, танк массой в 13.3 тонны, не хотел подниматься над дорогой на двух катках в движении и плыть как на мягкой подушке. Частично идея срабатывала при подъёме носовой части на неподвижном танке. В движении эффект пропадал. Но, почему-то конструктор не снабдил передние и задние катки мягкой подвеской. И тряска на ходу сильно изматывала экипаж.
Уже традиционно, танк был колесно\гусеничным. При снятой гусенице центральные катки "поджимались" вверх не мешая движению.
Тем не менее танк и без этих выкрутасов был новаторской машиной.
Это был один из немногих танков тех лет с классической компоновкой по типу Рено ФТ. При этом двигатель в 120 л.с., расположенный сзади и приводящий задние катки - располагался поперёк корпуса.
Корпус танка имел форму простой призмы с сильно скошенными лобовыми и кормовыми листами. Такая форма корпуса стала привычной только в 30-х годах. А в начале 20-х, была мода на многогранные параллелепипеды с огромным количеством скосов в разные стороны. Буквально куда попало.
М.1919 - один из первых в мире танков с двухярусной башней. Такое расположение долго повторялось в разных танках. Вплоть до М60Паттон 60-х годов.
Впервые в мире, в маске орудия стоял спаренный с орудием пулемёт.
Двигатель: Christie, 6-цилиндровый, 120 л.с. Скорость на дороге на колесах: 21 км/час. Скорость на гусеницах: 11,3 км/час.
Вооружение - 57мм пушка и два пулемёта
С окончанием войны работы над танком замедлились. А в 20-21 годах произошла реорганизация со сменой заказчиков. К руководству пришли дремучие коноводы, которые вообще не понимали что такое бронемашина и как её употреблять. Вот лошадЪ - другое дело!!
За несколько лет они полностью дезорганизовали разработку бронетехники в США, и впоследствии все 30-е годы ушли на восстановление порушенного.
Кристи М.1921.
Первый танк Кристи оказался крайне хрупким "автоматоном". Постоянные отказы механизмов дали повод снять танк с испытаний и отправить на переделку.
Пока танк переделывался, заказчик наглухо забыл чего он вообще хотел.
А когда увидел новый-старый танк, то вообще застыл в полном недоумении.
Чего-чего, но ЭТО наверняка не влезало ни в какие хотелки.
Была снова изменена ходовая. Центральные катки выросли в диаметре и лишились мягкой подвески. Зато мощные пружины протянулись к передним каткам. Даже не знаю чем это вообще могло помочь...
Изменилась носовая часть танка. Исчезла башня с башенкой. Вместо них образовался каземат с пушкой. Спаренная установка пулемёта исчезла. Но теперь пулемёты стояли к скулах каземата.
Водителю не осталось места в носовой части. И он теперь сидел позади орудийного расчёта рядом с командиром. Выглядывая на дорогу поверх крыши каземата-рубки.
В общем получилась классическая самоходная арт.установка, какие были очень популярны во время 2й мировой и Великой Отечественной.
Только на 20 лет раньше "штуга", и на 15 лет раньше АТ-1.
Масса машины - 12.8 тонны. Скорость немного выросла. Но надёжнее и полезнее от этого танк не стал. Наоборот.
Когда заказчик очухался, начал развиваться скандал с оплатой за изготовленные машины. В итоге с Кристи на какое-то время перестали сотрудничать.
Машина с большим скрипом была выкуплена и сдана в музей. А Кристи указали на дверь.
Кристи М.1927.
В 1925 году Польша объявила конкурс на создание танка для своей армии. Ну как объявила... Разослала некоторым оружейным фирмам техусловия на ожидаемый танк. Кристи не получил пакета документов но решил вписаться. И предложил полякам улучшенный вариант танка-САУ 21 года. Предполагалось орудие 47мм или 75мм. Два пулемёта в скосах рубки и один спаренный с орудием в большой полусферической маске. Углы поворота орудия должны были увеличиться.
Ходовая по опыту новейших разработок состояла из 4 катков одинакового диаметра на каждый борт.
Однако поляки предпочли французский полугусеничник и английский танк Виккерс 6тонн. Обиженный Кристи предал их анафеме, и впоследствии отказывался контактировать когда поляки делали свой колесно-гусеничный танк.
Carro di Rottura. 1935г.
Но идею Кристи в части безбашенности подхватили итальянцы. Построившие "средний штурмовой танк" массой 9 тонн. Вооружение - 65мм пушка и пулемёт.
Экипаж 3 человека, скорость 20 км\ч.
T1 Cunningham.
Попытка Американской армии справиться с танком без участия талантливого, но неуправляемого и склочного Уолтера Кристи.
За работу взялась тракторостроительная фирма Каннингем, совместно со специалистами по вооружению из Академии американской армии. В создании танка принял участие, будущий ведущий специалист по танковым шасси, Гарри Нокс. Создатель шасси почти всех американских танков вплоть до М47 Паттон.
В итоге, был сделан танк, почти во всем такой, какой хотели генералы. Маленький, тесный, неудобный, с пушкой-картечницей и тонкой броней. Мехвод в танке буквально грел своими ляжками картер сцепления и КПП. Ну или они его грели.
Тем не менее, ходовые качества танка были достаточно высоки. И он рассматривался как полноценная замена танкам Рено ФТ ещё состоявшим на вооружении. И даже была попытка продать машину СССРу, который на тот момент, активно искал замену МС-1.
Боевая масса: 6.8 т. Компоновка: моторно-трансмиссионное отделение спереди, управления и боевое — сзади. Экипаж: 2 человека. Тип брони: стальная катаная 6.4-9.5мм. Вооружение: 37-мм пушка M1916, пулемёт — 7,62-мм M1919. Тип двигателя: V-образный, 8-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения 110 л.с. Скорость по шоссе: 29 км/ч.
Фактически, очень тяжёлая ходовая часть от трактора, сильно перегружала танк. И последующие 8 лет, постепенных модернизаций, привели к созданию лёгкого танка М2\М3, будущего "Стюарт".
Тем не менее, если не считать танки Кристи, Т1 был практически самым быстроходным танком конца 20-х годов.
Christie M 1928 (M1940)
Но тут вернулся Ржевский и всё опошлил Уолтер Кристи вернулся. И всё испортил.
Он предложил ходовой макет\демонстратор, который в той-же массе нёс 12-цилиндровый V-образный Liberty L-12 мощностью 338 л.с. М1928 развил максимальную скорость на колесах 120 км\ч и 67 км\ч на гусеницах. Все эти чудеса были куплены полным отсутствием башни. Хотя броня была лучше чем у "трактора" - до 12.7мм. Всё вооружение состояло из двух пулемётов винтовочного калибра.
Машина получила знаменитую "свечную" подвеску. Которая сначала стала панацеей, а впоследствии проклятием.
И два члена экипажа сидели не на загривке друг у друга как в Т1 Каннингем. А с относительным простором.
Новый бронетанк Кристи вызвал среди военных состояние "грогги".
Вообще, начиная с этой машины, сам Кристи называл свои творения бронеавтомобилями. А гусеничный ход был как бы бесплатным бонусом.
Но формалисты военные видели только танк.
В итоге, заказчик настоятельно рекомендовал конструктору сделать вращающуюся башню. Иначе заказа не будет. И Кристи, только что выплывшему из тотального безденежья и предбанкротного состояния, пришлось согласиться.
Но это уже другая история.
На этом сегодня всё.
Ещё немного разного здесь: