Найти в Дзене

Почему Air Serbia - плохой выбор для перелетов в Европу

Не планировал вообще такую статью выдавать в эфир, но получил столько негативных эмоций от перелёта с Air Serbia, что пришлось поменять свои ближайшие планы по публикациям. Так и хочется начать прямо с гадостей, но постараюсь изложить всё по порядку.

В прошлом уже имелся негативный опыт с Air Serbia, но видимо наступать повторно на грабли - это заложено у нас в генетике. Примерно год назад я опубликовал статью о сербской авиакомпании, с которой летал в Рим.

Решил твёрдо, что больше не выберу сербов для своих европейских путешествий никогда в жизни. Но как говорится, жизнь заставила. Пришлось нарушить своё обещание по причине того, что у Air Serbia был самый удобный вариант перелёта из сицилийской Катании в Москву. Приятным бонусом стала возможность посмотреть одним днём Белград и составить своё собственное впечатление о столице Сербии.

Вылет рейса из Катании до Белграда был запланирован в 14-30. Приехали с супругой в аэропорт за два с половиной часа. Быстро нашли на табло информацию о номере стойки, где проходит регистрация и направились туда. На стойке увидели внушительного размера очередь, но сама регистрация не была ещё даже открыта.

Стали выяснять причину и увидели объявление, что вылет рейса задерживается на 20 минут по причине позднего прибытия борта в Катанию. Сильно нас это не напугало, всё находилось в рамках "дипломатического ожидания". С момента открытия регистрации не прошло и 15 минут, как мы добрались до стойки. Никаких особых трудностей не встретили. Однако и на этот раз нам выдали посадочные не по всему маршруту до Москвы, а всего лишь на первый сегмент до Белграда. Сразу всплывают прошлогодние флэшбеки, когда такая же история произошла с нами на вылете из Шереметьево, где мы получили посадочные тоже только до сербской столицы. А далее в аэропорту Белграда ты должен был "отвоёвывать место под Солнцем" в толпе транзитных пассажиров, чтобы урвать свои посадочные на следующий рейс, если смог конечно расслышать фамилию в несмолкающем людском гуле. Ну почему Turkish Airlines сразу выдает посадочные на оба сегмента перелёта? Ну что за проблема такая сложная? Я попытался узнать у итальянской девушки на стойке, а почему нам не могут оформить посадочные сразу в Катании? На что был получен лаконичный ответ, что "система не позволяет" это сделать. И я подумал, как же хорошо, что у нас ночёвка в Белграде. Второй раз вступать в битву за посадочные на транзите очень не хочется.

Все предполётные процедуры мы прошли буквально за 10 минут. Нигде не было столпотворений, к которым мы так привыкли в российских аэропортах. Всё было организовано просто идеально. Уже только в чистой зоне я обратил внимание, что свободных мест невозможно было найти ни в одном из кафе аэропорта. Но это не самая большая неприятность.

Гораздо серьёзнее проблема нас ожидала с задержкой рейса и организацией посадки. Вместо ожидаемых 20 минут задержки, рейс вылетел с опозданием на час из Катании. А при посадке пассажиров на борт творилась такая неразбериха, что не в сказке сказать, ни пером описать. Сотрудники Air Serbia давали абсолютно противоположные указания, в какую очередь следует вставать тем или иным пассажирам.

-2

Путались в показаниях, какие ряды должны проходить первыми. Другого слова, чем хаос, сложно подобрать для описания этого броуновского движения. Каким-то невероятным образом и нам удалось проникнуть на борт, чему мы были бесконечно рады.

Покормили нас "отменно" за двухчасовой перелёт. Всего лишь водичка 250мл и печеньки.

-3

Надо заметить, что Air Serbia - никакой не дискаунтер, а полноценная авиакомпания. Не могу припомнить, чтобы где-то ещё так "богато" кормили. И это при стоимости билета в районе 500 Евро в одну сторону. Просто форменное издевательство над пассажирами.

По прилёту в Белград, особых сложностей не возникло. Оперативно получили багаж и стремительно прошли паспортный контроль.

Но то, что происходило на следующий день, реально возмутило меня до глубины души.

Приехали в аэропорт "Никола Тесла" за три часа. Сразу бросилось в глаза, что пассажиров не очень много в терминале.

-4

Мы спокойно направились на стойку регистрации, но нас попросили сначала пройти в специальное помещение для досмотра багажа. Первый раз в жизни с таким требованием встретился. Какой смысл в досмотре багажа перед регистрацией? Ведь когда ты сдаешь багаж, все чемоданы и так в обязательном порядке проходят досмотр в рентгено-телевизионных аппаратах. Ну да ладно. Сфотографировать этот момент у меня не получилось, к сожалению. Нас попросили открыть чемоданы и сотрудник авиационной безопасности использовал специальную салфетку для проведения теста на наличие следов взрывчатых и наркотических веществ в нашем багаже. Только после этой процедуры нам разрешили пройти на стойку регистрации. Тут нас ожидал очередной сюрприз от Air Serbia. Всего у нас было три чемодана - два, отправляющиеся в багаж и один маленький в качестве ручной клади. Неожиданно девушка на стойке регистрации сообщает нам, что три чемодана в багаж не могут быть сданы по причине полной загрузки рейса. А разве такое бывает? И какое значение имеет, где полетит наш чемодан, в грузовом отсеке или в салоне? Мы ей в ответ, что и не собирались третий чемодан отправлять в багаж и планировали взять его с собой в качестве ручной клади. Сотрудница сильно порадовалась нашему решению, а мы так и не поняли, что это было за "показательное выступление".

И опять какие-то трудности с прохождением досмотра. Абсолютно вся ручная кладь была повторно проверена уже хорошо знакомыми салфетками. И это при том, что для досмотра в Белграде используются дорогущие томографы, от которых ничего в принципе не может быть скрыто в чемоданах. Ни в одном аэропорту мира не встречал такие экстра-меры безопасности. Ну может только в Тель-Авиве.

-5

Ну ладно, и с этим справились. Далее пограничный контроль прошли буквально за 5 минут.

-6

Прошлогоднее посещение аэропорта оставило у меня только негативные впечатления. Проводилась полная реконструкция, в каждом уголке шел ремонт и находиться в здании терминала было не очень приятно. Но по сообщениям новостных каналов, все ремонтные работы наконец-то были завершены и аэропорт Белграда теперь исключительно радует своих пассажиров. Вот новость от июня 2024-го года: "Аэропорт Белграда завершает реконструкцию, модернизацию и расширение. Учтены все предыдущие недоработки и проведены соответствующие изменения. Теперь доступны 90 стоек регистрации вместо 57 в прошлом году, а вылетающие пассажиры получат доступ к 16 стойкам паспортного контроля и к 12 устройствам досмотра с новой технологией проверки, которая позволяет электроустройствам оставаться в ручной клади во время досмотра. Также открылся новый торговый павильон Free Shop, площадь которого в три раза больше прежней. Новая центральная зона представит разнообразные коммерческие предложения, представляющие собой сочетание местных вкусов и известных мировых брендов". Но оказалось, что это всё теория, а на практике ничего особо не поменялось за год и реконструкция как шла полным ходом, так до сих пор и продолжается.

Как и в предыдущий раз, номером выхода на посадку был назначен А1. Видимо это закрепленный за Россией "привилегированный выход" с отдельным дополнительным досмотром.

-8

Очередь собирается перед входом приличная.

-9

Опять же цитата из своей прошлогодней статьи: "Досмотр происходит непосредственно перед выходом на посадку. Всех начинают загонять в закрытый отсек еще за 1:45 до вылета. Мне это стало непонятно и я подошел к работнику, проверяющему посадочные перед отсеком. Спросил, а воду отбирают или нет? Там же досмотр и по идее должны отбирать. Внутри, соотвественно никакой воды нет. Так работник мне ответил, что да, всю воду заберут. Да и непосредственно перед досмотром вы можете видеть знаки, согласно которым запрещено перевозить жидкость. Я, как послушный пассажир, выкинул всю свою воду из рюкзака в мусор. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что у супруги в сумке после досмотра, вода осталась незамеченной. Впрочем, как оказалось, и у других «непослушных» пассажиров, воду не отобрали. И вот опять вспоминаем про эти правила и двойные стандарты авиакомпании".

Ну и снова по кругу. Мы, как "опытные" пассажиры, не стали выбрасывать свои бутылки с водой перед досмотром. Но теперь блюститель авиационной безопасности обнаружил бутылочку и отобрал нашу воду. Тут я не смог сдержать эмоции и спросил, а с какой стати вы отбираете нашу воду? Может деньги тогда мне вернёте? На что сотрудник на досмотре отвечает, а где вы её купили? Я в ответ, что в Дьюти Фри приобрёл. Он мне, мол надо было в пакет герметичный упаковать воду. А я ему, а с какой стати, если воду я покупал в чистой зоне аэропорта, а это уже третий досмотр багажа? В результате наш спор закончился ничем и он забрал таки мою воду. После этого мы находились в замкнутом отсеке еще на протяжении полутора часов, не имея возможности элементарно утолить жажду. Ну хоть краники с питьевой водой можно же поставить в этом отсеке, как делают во всех нормальных аэропортах мира?

На этом бардак с Air Serbia не закончился, так как началась посадка. Очередь сформировалась минут за 30 до этого момента. Девушка на сербском и английском объявила, что первыми проходят бизнес-класс и пассажиры с детьми. Это ещё как-то толпа пережила, с трудом пропуская вышеупомянутые категории пассажиров. А вот дальше наступил полный хаос. Случилось это в тот момент, когда девушка дала отмашку на посадку для пассажиров с 35 по 40 ряды. Наш среднестатистический российский пассажир плохо знает английский, а тем более сербский язык. Поэтому немногие смогли понять, о чём именно вещала девушка на стойке. И естественно, вся очередь мощно "ломанулась" со своими посадочными, невзирая на номер ряда, где находилось их место. Пассажиров разворачивали, не разрешали посадку в салон, пытались что-то объяснить, но нашего человека так просто не сломать. Народ заходил и на вторую, и на третью попытку. В результате посадка превратилась в натуральную давку, где занявшие заблаговременно очередь, не пропускали пассажиров нужных рядов, тем самым защищая своё "законное" место. К сожалению фото не передает всей полноты происходящего.

-10

В какой-то момент, после нескольких безуспешных проб пассажиров проникнуть на борт вне диапазона рядов, представитель авиакомпании показала кто кому дядя расставила все точки над i, громогласно объявив: "Вы будете стоять здесь столько, сколько будет нужно. И только когда я разрешу, тогда и сможете пройти на посадку". И я осознал тотчас, что Air Serbia может гордо носить звание самой "доброжелательной и клиентоориентированной" авиакомпании в мире. Девушка продолжала чувствовать себя хозяйкой положения и контролировать ситуацию, но её коллега "подложила ей свинью", открыв вторую калитку, куда ринулись все подряд и вне зависимости от ряда, указанного в посадочном. Как ни странно, стройности в рядах сразу стало больше и посадка пошла гораздо интенсивнее. Это как раз тот случай, когда сотрудник более вредит, нежели помогает пассажирам своими действиями.

Но феерия сюрпризов от Air Serbia продолжалась. Перед входом на борт меня останавил сотрудник авиакомпании и с грозным лицом, не предполагающим никаких пререканий, попытался забрать мою ручную кладь, которую так слёзно просили забрать в салон на этапе регистрации. Сотрудник пояснил, что салон полный и нет места даже для моего небольшого чемоданчика. Я ему на эмоциях объясняю, что делаю это исключительно по настоянию самой авиакомпании и не отдам ему свою ручную кладь ни при каких обстоятельствах. Видимо эмоции в тот момент у меня уже зашкаливали и сотрудник не стал более настаивать на своём. Интересно, что эту причину авиакомпания выдумала прямо на ходу. Специально сфотографировал пустые багажные полки в салоне.

-11

В моём рейтинге самых непунктуальных авиакомпаний мира Air Serbia заслуженно занимает первое место.

-12

Из шести совершенных перелетов абсолютно все были с опозданием и среднее время задержки каждого из рейсов составило более одного часа.

Питание и на трёхчасовом перелёте не отличалось изысканностью. Всё та же вода 250мл и несъедобный сэндвич.

-13

Кстати, остатки от бутербродов никто из персонала особо и не стремился забрать. Так и пролежали на соседнем кресле примерно полтора часа.

-14

А всё потому, что стюардессы были заняты продвижением платных услуг для пассажиров.

-15

Так как притронуться к "роскошному" бутерброду многие из пассажиров не решились, то активно изучали меню, где предлагалось всё уже за денежки.

Салон убрать перед вылетом толком не смогли. Нашли вот такое послание в виде жевательной резинки от пассажира предыдущего рейса.

-16

В какой-то момент обратил внимание на пассажира соседнего ряда, сидевшего также у аварийного выхода. Тот закрывал окно пледом, потому что солнце весь полёт находилось на его стороне, а шторка иллюминатора была сломана. Но Air Serbia оказалась креативной компанией и нашла выход из положения, заменив шторку на инструкции по безопасности.

-17

В процессе полёта ещё много занимательного происходило, доказывая, что сервис авиакомпании находится на "беспредельном уровне". Например, в середине полёта к нам подошёл один из пассажиров и пытался занять свободное соседнее кресло. Как потом выяснилось, он заплатил 25 Евро за кресло у аварийного выхода, но авиакомпания не смогла найти его платеж и посадила на бесплатное место.

В прошлогодней статье я нашел единственное достоинство в Air Serbia - великолепную бортовую команду. Но видимо это были впечатления пассажира из бизнес-класса. А вот эконом расставил всё по своим местам и мои оценки стали диаметрально противоположными. Персонал неприветливый, если не сказать грубый. Стюардессы смотрят на тебя с пренебрежением или скорее презрением. Доброго слова здесь не дождёшься. Как пример, я пытался дважды вызвать стюардессу нажатием кнопки, чтобы приобрести воду по меню. Мой вызов дважды сбрасывали и никто не появлялся. Ну это же бред? Ну где ещё вы видели такое?

Ну и чем в итоге хочется завершить статью? Я считаю, что Air Serbia - одна из самых бардачных авиакомпаний в мире и полет с ней не доставит никому ни малейшего удовольствия.

-18

Уровень сервиса - скорее отрицательный, чем даже нулевой, организация любой из предполетных процедур - примерно та же минусовая оценка. Всё делается через одно место. При этом тарифы на перелет заоблачные и мне лично очень жалко заплаченных 500 Евро за билет. Поэтому моя рекомендация для всех, собирающихся в Европу, ни в коем случае не приобретайте билеты Air Serbia. Так вы сможете сберечь денежки и свои нервы.

На контрасте можете почитать мою статью о перелете в Европу рейсами Turkish Airlines.

Ну и в концовке хотел поделиться свежими июньскими фото, которые дадут примерное представление, чем вас порадует аэропорт Шереметьево по прилёту на Родину. Мы простояли в очереди на паспортный контроль более полутора часов.

-19

Выглядит всё достаточно дико, особенно на фоне пустых европейских терминалов. Поэтому не только сербской авиакомпании, но и нам есть, куда стремиться. Но это уже совсем другая история.

Спасибо и удачных путешествий!

Пожалуйста обратите внимание на материал ниже. Даже если вы прекрасно осведомлены о всех возможных способах бронирования билетов и отелей, то советую всё-таки прочитать мою статью, которая рассказывает про нетривиальный путь дополнительно экономить в любом случае и со стопроцентной вероятностью, невзирая на все ваши кэшбэки и участие в программах лояльности.