Не секрет, что времена сильно поменялись с наступлением определенных событий и теперь, чтобы добраться в Европу, нужно платить втридорога и лететь, как минимум с одной пересадкой. Самые оптимальные по стоимости маршруты в Европу сейчас можно найти с пересадкой в Ереване, Баку, Тбилиси или Стамбуле. Причем в большинстве случаев нужно будет останавливаться на ночь в этих городах, так как второй рейс будет со сменой авиакомпании и сквозная регистрация багажа до места назначения в таком случае не предусмотрена.
Проанализировав все возможные варианты перелета до Рима, мы остановились на Air Serbia. Почему мы остановили свой выбор именно на этой авиакомпании? Ключевым фактором в процессе принятии решения стала продолжительность перелета. Ни одна компания не может сравниться по этому параметру с Air Serbia. Всего 3 часа до Белграда и 1,5 часа из Белграда до Рима. Таким образом уже через 6 часов после вылета вы окажетесь в столице Италии. Самый быстрый вариант на Turkish Airlines или Pegasus отнимут у вас уже больше 8 часов.
Однако есть одно большое НО в случае с Air Serbia. Все их рейсы из Москвы с удобной пересадкой стартуют глубоко за полночь. У нас время вылета было в 03-45. Тем не менее, мы все-таки решились пойти на такие неудобства и приобрели авиабилеты.
Цена авиабилета туда-обратно в эконом-классе была около 100 тысяч, в бизнесе по спецпредложению 130 тысяч рублей. Взвесив все преимущества и недостатки, мы приняли решение, что готовы потратить лишние 30 тысяч на бизнес-класс, компенсировав таким образом недостатки ночного перелета.
В процессе подготовки к путешествию, решили взять с собой еще и своего карликового пуделя. Никаких вопросов здесь с авиакомпанией не возникло. Я просто позвонил в их представительство в России и они любезно за 300 Евро добавили пса в наши билеты.
И если в итоге оценивать покупку с точки зрения финансов, то однозначно это не самое выгодное приобретение, даже в текущих условиях повышенных тарифов из России. Стоимость билетов явно завышена в несколько раз, да и стоимость перевозки животного также не порадовала. Я хорошо помню времена, когда билет в бизнес-класс AlItalia обходился нам в 700-800 Евро, а перевозка животного стоила 50 Евро туда-обратно.
Ну а теперь весь мой негативный опыт по пунктам:
- Бронировали мы путешествие примерно за 6 месяцев до даты начала. За это время авиакомпания успела поменять несколько раз не только время вылета рейсов, но и собственно, сами номера рейсов, что стало для нас неприятной неожиданностью, так как при оформлении сертификата для вывоза животного, требуется указывать точные данные о перелете. Пришлось повторно обращаться в ветеринарную клинику и просить изменить данные рейсов авиакомпании и поставить дополнительно печать на документ. Самое интересное, что при получении информации на электронную почту с от Air Serbia об изменении времени вылета, тебе не высылают новые маршрутные квитанции и ты оперируешь только теми документами, которые получил при первоначальном бронировании
- На этапе регистрации в аэропорту Шереметьево нас зачем-то обязали заполнить еще какие-то документы на животное: имя собаки, имя владельца, маршрут и так далее. На наш вопрос, а зачем тогда все эти с трудом полученные декларации и сертификаты, сотрудница лишь развела руками… Но на этом траблы с регистрацией не закончились. Нам неожиданно вручили посадочные только до Белграда…. При этом багаж наш зарегистрировали уже до Рима. На мой вопрос, а где собственно посадочные до Рима, сотрудница ответила, что получу их уже в Белграде. Сразу закралась легкая паника, так как на пересадку отводилось всего час. В Белграде на стойке авиакомпании в зоне трансфера творилось нечто невообразимое. Сотрудницы авиакомпании в хаотичном порядке выкрикивали фамилии пассажиров и направления перелета и в случае бинго, ты должен был растолкать толпящихся у стойки пассажиров и забрать свой посадочный талон. Ну так себе аттракцион конечно. Такого я еще нигде не встречал. Но Слава Богу свои посадочные мы получили и быстрее рванули к своему выходу на посадку
- Отдельно хочется сказать про задержку рейсов Air Serbia. Оказалось, что это крайне непунктуальная авиакомпания. У нас было четыре перелета на пути туда-обратно. Если не вдаваться в детали, то каждый рейс вылетал с опозданием примерно в час. Вас запускают на борт самолета и начинают пытку музыкой. Примерно тот самый час опоздания ты слушаешь без перерыва гимн Air Serbia. И желание у тебя в этот момент только одно, скорее бы эту музыку выключили. Наверное, если бы эту тему включали на 10-15 минут, то было бы здорово, но вот слушать часами такой современный фолк, крайне сложно. Проверить совместимость ваших ушей с гимном Air Serbia можете здесь
- Отдельно хочу отметить абсолютно разные наполнения салонов бизнес-класса на отдельных сегментах перелета. На перелетах из Москвы и в Москву используется стандартная европейская компоновка бизнес-класса. По сути, это эконом-класс, но со свободным креслом посередине. Это нас не удивляет, так как до этого часто летали бизнесом Austrian, Lufthansa и Swiss. Но вот, что нас действительно удивило, так это то, что на рейсах из Белграда и обратно кресла бизнес-класса были полноценными и по два в ряду. Ну как такое может быть? Почему у авиакомпании разные подходы к оснащению салонов?
- Ну и отдельные моменты про работу персонала на борту. Ну например, каждый раз правила менялись вместе с составом команды. На первом перелете наш пудель летел на «свободном» кресле в перевозке и был пристегнут ремнем. Никто нам не сказал ни слова. На обратном перелете перевозку попросили опустить на пол салона, мол правилами запрещено размещать ее на сиденье. На перелете из Белграда в Рим у нас был 1-й ряд и полет прошел замечательно. На симметричном обратном перелете из Рима в Белград нам запретили занимать свои места на 1-м ряду. Объяснили это тем, что произошла ошибка и мы вообще не имеем права лететь с питомцем, поэтому просят нас пересесть на 2-й ряд. Я сейчас даже не про правила, а про то, что на каждом борту свои порядки и все зависит от команды. Я за то, чтобы соблюдать правила, но против их вариаций и различных толкований
- Еще интересный эпизод произойдет с вами в Белграде на обратном перелете. Досмотр происходит непосредственно перед выходом на посадку. Всех начинают загонять в закрытый отсек еще за 1:45 до вылета. Мне это стало непонятно и я подошел к работнику, проверяющему посадочные перед отсеком. Спросил, а воду отбирают или нет? Там же досмотр и по идее должны отбирать. Внутри, соотвественно никакой воды нет. Так работник мне ответил, что да, всю воду заберут. Да и непосредственно перед досмотром вы можете видеть знаки, согласно которым запрещено перевозить жидкость. Я, как послушный пассажир, выкинул всю свою воду из рюкзака в мусор. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что у супруги в сумке после досмотра, вода осталась незамеченной. Впрочем, как оказалось, и у других «непослушных» пассажиров, воду не отобрали. И вот опять вспоминаем про эти правила и двойные стандарты авиакомпании
- В качестве еды, даже в бизнес-классе, вы не получите ничего достойного. Ну это давно уже и не удивляет. Вот не помню, чтобы авиакомпании предлагали что-то съедобное и ты получил вкусный обед или ужин на борту. Мне часто кажется, что еда в экономе гораздо вкуснее, чем в бизнесе. По этим причинам, обычно весь наш ужин состоит из булочки с маслом. И на этом все. Ну не получаю я удовольствия от авиа-гастрономии. Но вот что действительно удивило, так это выбор алкогольных напитков. Он очень скуден и вино, например, представлено исключительно по одной позиции – красное, белое и игристое. У тебя даже возможности выбрать нет. И первый раз в жизни видел, что белое вино может предлагаться в единственном полусладком виде… Очень странный подход авиакомпании к составлению меню напитков.
А есть какие-то положительные моменты у Air Serbia? Сложно ответить, так как пребываю до сих пор в негативных впечатлениях после перелета. Но поразмышляв на досуге, я понял, что самые позитивные впечатления у меня остались от персонала на борту. Мне показалось, что это вообще отличительная черта сербов, они в большинстве своем радушны и доброжелательны. И невзирая на наличие двойных стандартов в обслуживании, они в итоге все-таки стараются тебе помочь, а не игнорировать твои запросы.