Каждый год вносит свои коррективы, но в 2024 году уже можно было выдохнуть после закрытия ковидного госпиталя и посвятить себя размеренной плановой работе. Но не зря мы, медики, люди довольно суеверные. Стоило только подумать о спокойствии, накопившихся отпусках... как в больницу попадает прадед моего хорошего знакомого, в возрасте 100 лет❗
100 лет.
Дело было в конце апреля, и родственники очень просили помочь дедушке, чтобы он смог ещё раз увидеть парад Победы. Ведь на фронт он попал с самого начала войны, 17-ти летним парнем и прошёл с честью всё, выпавшее на его долю. С тех самых пор он не привык жаловаться и болеть, старательно проходил диспансеризацию и стоял на учете по поводу Гипертонической болезни, своевременно принимая лечение.
- Со слов родственников дедушка до последних дней вел активную жизнь, обязательно ходил гулять хоть на десяток минут, но каждый день. Оттого что последние 4 дня он не вставал с постели и он и все его близкие были "чернее тучи".
Надо сказать, что за те 4 дня, что пациент считал себя больным поступал он уже повторно. 1️⃣ В первый раз скорая помощь привезла его 22 апреля с подозрением на инфаркт, так как пациент (назовём его Максим) жаловался на боли за грудиной. Но когда ОКС (*Острый коронарный синдром) был исключен и на компьютерной томограмме легких обнаружили эмпиему плевры, ⬇️ Максим вдруг отказался от госпитализации и уехал домой.
2️⃣ 24 апреля он приезжает повторно, к имеющимся жалобам добавились боли во всех отделах живота, при осмотре врач обнаруживает положительные симптомы раздражения брюшины и с предварительным диагнозом: "Острый перитонит" больной госпитализируется. В тот же день проводится операция, сначала врачи пытаются с помощью лапароскопии обнаружить причину перитонита, но когда это не получается переходят в открытому доступу. Во время операции обнаруживается разрыв желчного пузыря. Хирурги делают всё возможное, санируют брюшную полость и устанавливают дренажи.
После операции Максим находится под наблюдением в отделении реанимации, но в сознание он так и не придет, через несколько часов его состояние ещё ухудшится, снизится кислород в крови, давление и его переведут на Искусственную Вентиляцию Легких.
Несколько дней в реанимации, кома. Все усилия врачей не приносят эффекта. И как закономерный финал 28 апреля в 8:46 монитор рисует изолинию, сердце перестает биться, давление не определяется. Реанимационные мероприятия также без эффекта и спустя пол часа врачи констатируют смерть.
В справке о смерти будет написано: острая сердечная недостаточность, на фоне острого холецистита, осложнившегося перитонитом. А если говорить простыми словами, очень немолодой организм просто не выдержал острой хирургической патологии и довольно объемного оперативного вмешательства.
Могло бы всё закончится иначе, не откажись он от госпитализации на два дня раньше - никому не известно, но я думаю, что нет. Да и не хочется гневить Богов, которые дали этому удивительному человеку прожить столь долгую и активную жизнь.
После того как я уже написала эту историю, мне показалась, что она не полна и не до конца отражает суть современного общества. Поэтому я разыскала также самого молодого человека, умершего в стационаре в этом же году. Им оказался мужчина 38 лет.
У нас нет педиатрических коек, дети лечатся только на койках инфекционного отделения и к счастью, летальные исходы там крайне редки. Если же у вас всё же железобетонные нервы и вы хотите знать как с этим справлялась я, об этом есть часть дневника.
38 лет.
Алексея (имя изменено) привезла скорая помощь ночью 9 июля, с подозрением на острый панкреатит. Пациент был в сознании, но состояние его было очень тяжелым. Со слов Алексея стало понятно, что этот человек своими собственными руками делал всё, чтобы приблизить свой финал. Больной весил свыше 150 кг, из-за чего мы даже не могли сделать ему компьютерную томографию живота. Сказал, что боль в животе, тошнота и рвота появились только вчера после злоупотребления алкогольными напитками.
Не имел не жены, не детей, ни даже работы. Жил за счёт пенсии матери, большая часть из которой уходила на алкоголь.
Вы скажете зачем я это пишу, может я пытаюсь манипулировать читателем и показать больного с плохой стороны? Может вам кажется, что эта информация лишняя в медицинских статьях? Но мой ответ будет прост, пишу я это потому, что мы вынуждены об этом спрашивать, потому что от понимания того в каких условиях и как живёт человек строится верный диагноз. Не зря же в сериале "Доктор Хаус" именно эту мысль возвели в абсолют и ассистенты врача порой даже домой пробирались к заболевшим, чтобы что-то "такое эдакое" выяснить.
При первичном осмотре симптомы раздражения брюшины были отрицательные, но врачей смущала очень быстрая динамика ухудшения состояния. Буквально к утру того же дня у пациента начала падать сатурация и давление. Поэтому брать его в операционную до стабилизации было опасно.
В экстренном порядке ему успели сделать гастроскопию (лампочку 💡) -получив ожидаемую картину острого гастрита и дуоденита, и УЗИ живота, обнаружив там патологию печени и тот самый острый деструктивный* панкреатит (*-то есть начавшаяся разрушаться поджелудочная железа под действием вышедших из под контроля своих же ферментов).
При утреннем обходе, пациент пожаловался на усиление боли, кожа его была покрыта каплями пота, пульс "частил" в районе 120-130 ударов в минуту. К тому моменту симптомы раздражения брюшины уже стали слабо-положительными, а это означало, что идёт ухудшение воспаления и оно распространяется на брюшную полость.
Мы собрали консилиум.. но обсудить дальнейшую тактику не успели. У Алексея очень быстро нарастала одышка, так что сначала его подключили к кислороду а уже в 16.30 перевели на ИВЛ в реанимацию.
Не смотря на терапию организм больного не справлялся и постепенно один за одним начали угасать витальные функции, развивалась полиорганная недостаточность (выключение функции сразу нескольких органов или систем).
В тот же день, около 8 чечера пациент дал первую остановку сердца, его завели, затем через пол часа повторно. Замученный организм уже сдался, через пол часа реанимационных мероприятий, пришлось и нам.
Заключение:
Мне кажется, что прошлые поколения людей имели более жесткие условия жизни, что способствовало естественному отбору, борьбе за жизнь и здоровье, а сейчас из-за комфорта и технологий возникли новые проблемы. Эту тенденцию в своё время очень хорошо описал американский писатель-фантаст.
А если ещё учесть, что медицинские технологии улучшились, то значимость образа жизни, изменившегося в худшую сторону, трудно переоценить.
А вы согласны со мной? Ваше мнение, как всегда жду в комментариях. Подписывайтесь на канал, если ещё не сделали это. А прочитать предыдущие части дневников можно в соответствующей подборке. (кстати, только мне кажется в каждой следующей части становится всё меньше и меньше юмора🤔?)