Найти в Дзене

ТОП‑5 мифов о тормозных дисках, в которые до сих пор верят даже опытные водители

Начнем с пугающего вида – рыжая ржавчина на диске. Бытует мнение, что если на тормозном диске появилась ржавчина, его необходимо немедленно заменить. На самом деле легкий налет ржавчины – явление вполне обычное. Достаточно оставить машину на улице в сырость или мокрый снег, и уже через пару недель на поверхности дисков образуется тонкий слой коррозии. Небольшая поверхностная ржавчина сама счищается тормозными колодками при первых же торможениях – металлический блеск возвращается, и никакой опасности в таком налете нет. Проблемы начинаются, если автомобиль простоял очень долго или в условиях повышенной влажности. Тогда рыжий налет может проникнуть глубоко в металл. Колодки уже не успевают полностью “стачивать” такой слой, потому что ржавчина тверже фрикционного материала. В итоге диск покрыт сплошной коркой ржавчины, которая действует на колодки как наждачная бумага. Тормоза перегреваются, колодки стремительно изнашиваются, а эффективность торможения падает. В такой ситуации действитель
Оглавление
Ржавый налёт на тормозном диске за спицами колеса – знакомая картина после долгой стоянки автомобиля.
Ржавый налёт на тормозном диске за спицами колеса – знакомая картина после долгой стоянки автомобиля.

Миф №1: Ржавый тормозной диск нужно сразу менять

Начнем с пугающего вида – рыжая ржавчина на диске. Бытует мнение, что если на тормозном диске появилась ржавчина, его необходимо немедленно заменить. На самом деле легкий налет ржавчины – явление вполне обычное. Достаточно оставить машину на улице в сырость или мокрый снег, и уже через пару недель на поверхности дисков образуется тонкий слой коррозии. Небольшая поверхностная ржавчина сама счищается тормозными колодками при первых же торможениях – металлический блеск возвращается, и никакой опасности в таком налете нет.

Проблемы начинаются, если автомобиль простоял очень долго или в условиях повышенной влажности. Тогда рыжий налет может проникнуть глубоко в металл. Колодки уже не успевают полностью “стачивать” такой слой, потому что ржавчина тверже фрикционного материала. В итоге диск покрыт сплошной коркой ржавчины, которая действует на колодки как наждачная бумага. Тормоза перегреваются, колодки стремительно изнашиваются, а эффективность торможения падает. В такой ситуации действительно лучше заменить диски на новые, не пытаясь их спасти проточкой. Грамотная шлифовка может убрать неглубокую коррозию, но часто момент упущен, и ржавчина успела сделать свое дело.

Реальность: легкая ржавчина после короткой стоянки – не повод бить тревогу. Она обычно исчезает при активном торможении. Но если автомобиль долго стоял и диски покрылись толстым ржавым слоем, лучше не рисковать – такой диск надежнее сразу заменить, чем пытаться “оживить”. Совет водителям: при длительной парковке просушите тормоза – несколько резких торможений перед стоянкой испарят влагу и задержат появление ржавчины.

Миф №2: При перегреве тормозов диск «ведёт» (деформируется)

Пример последствий экстремального перегрева: на сильно изношенном тормозном диске появились радиальные трещины. Часто такие дефекты ошибочно принимают за «поведенный» диск.
Пример последствий экстремального перегрева: на сильно изношенном тормозном диске появились радиальные трещины. Часто такие дефекты ошибочно принимают за «поведенный» диск.

Многие автолюбители убеждены, что если при торможении бьет руль и машину трясет – значит, тормозные диски перегрелись и покоробились. Отсюда пошло народное выражение “диск повело”. В сервисе нередко подтверждают этот миф: мол, виноваты “кривые диски”. Однако реальность более прозаична. В большинстве случаев вибрация при торможении – не от того, что диск физически согнулся пропеллером, а из-за неравномерного слоя материала колодок на нем. Что это значит? Во время торможения фрикционная накладка оставляет микроскопический слой на поверхности диска. Если тормоза перегреть или неправильно притереть новые колодки, этот слой распределяется пятнами. Получается, что в одних местах диск чуть толще, а в других тоньше – отсюда и биение, и дрожь на руле.

На самом деле чугунный тормозной диск крайне сложно деформировать до заметной “восьмерки” – он раскаляется равномерно и остывает тоже. Заводской брак в виде действительно кривого диска встречается лишь в единичных случаях (по статистике, порядка 1 на 10 тысяч). Конечно, при грубом нарушении технологии (например, резкое охлаждение раскаленных тормозов ледяной водой или существенное превышение температурных режимов) на диске могут появиться трещины или локальные деформации. Но это уже экстремальные случаи. Куда чаще после сильного перегрева возникают именно микротрещины по поверхности (особенно вокруг перфорации, если диск с отверстиями). Такие сеточки трещин пугают глаз, но считаются допустимым естественным износом, если их размеры невелики (не более половины ширины диска).

Реальность: при обычной езде мифические “кривые диски” – это обычно следствие неправильной эксплуатации. Например, новый комплект колодок-дисков нужно бережно притереть: первые 200–300 км избегать резких торможений, чтобы слой фрикционного материала лег равномерно. Если же сразу дать им нагреваться “в пол”, велика вероятность получить вибрацию. Лекарство тут одно – повторная проточка или замена дисков, а затем правильная обкатка. Так что вибрация – не диск виноват, а условия его работы. Следите за состоянием суппортов и качеством колодок: когда колодка ведет себя слишком агрессивно (слишком твердая смесь) или подклинивает, проблемы с диском не заставят ждать.

Остальные 3 мифа будут разобраны в следующем посте,благодарим за внимание.