Найти в Дзене
Hard Volume Radio

СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ: ИСТОРИЯ ОДНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (ДК ИМ. ГОРБУНОВА, 2003) (часть 1)

Группы Соломенные Еноты, как и её лидера, довольно давно нет на свете. Однако в связи с продолжающимися изданиями альбомов этого коллектива нет-нет, да и всплывёт в сети упоминание выступления Соломенных Енотов 25 октября 2003 года. Всплывает с разными аннотациями и оценками, очень зависящими от отношения пишущих к этой группе.

Почему именно оно? Потому что в этот день первый и единственный раз Еноты оказались на довольно большой сцене перед довольно многочисленным залом. И не просто на большой сцене, а в легендарном ДК им. Горбунова. Оказались они там в качестве разогрева Гражданской Обороны, и незаметным такое событие не могло пройти тогда и не может оставаться даже сегодня. Имеется желание расставить точки над Ё с той стороны, с какой это вижу я.

Борис Усов (фото из издания "КонтрКультУра" за 2000 год, взято из группы Вконтакте "Соломенные Еноты")
Борис Усов (фото из издания "КонтрКультУра" за 2000 год, взято из группы Вконтакте "Соломенные Еноты")

Ненадолго забегая вперёд, скажу, что публика Соломенных Енотов не приняла. Традиционно одни связывают это с плохим выступлением группы, другие – с тем, что широкие массы поклонников ГО не въезжают в великолепное творчество Енотов и вообще суть некультурное быдло. Истина в обоих вариантах где-то рядом, однако же, как всегда, чуть сложнее и чуть в стороне.

Борис Усов. Фото из открытых источников.
Борис Усов. Фото из открытых источников.

Борис Усов – незаурядный, интересный поэт, концептуалист, архитектор собственных художественных миров, активный деятель московского андеграунда 90х. Мне нравятся такие люди, у которых собственное самобытное видение мира доходит до воплощения в цельное интересное творчество. Причём такие люди, не будучи профессионалами, но действуя смело и наобум, берутся абсолютно за всё – самиздат, рисунки, стихи, музыка, даже кино (тут уж кто куда дотянется) – и всё в итоге получается пусть очень на любителя, но интересно. Таковым был, собственно, Егор Летов, таковыми были, например, омичи братья Лищенко, таковым был и Борис Усов.

Другой вопрос, что если ты решаешь залезть в музыку, приходится считаться с существованием определённых законов – даже и не законов музыкальной гармонии, а законов физических. Человеческое ухо и психика определённым образом реагируют на разные раздражители – есть сочетания звуков приятные, неприятные, а есть явно отталкивающие, и чем менее мелодично и гармонично творчество, тем меньше шансов оно имеет быть услышанным и понятым.

Усов категорически не умел петь и имел проблемы с музыкальным слухом. Нет, речь даже не о том, что кто-то иногда не попадает в ноты, но если соберётся, то может спеть очень даже неплохо (как Неумоев, например). Речь о том, что Усов был совсем не певец – да в общем он на такое звание и не претендовал, называя своё исполнение декламацией. Тем не менее, Усов собрал музыкальную группу, давал концерты и делал альбомы. Их ценность может быть понятна только в контексте его поэзии и вообще широко понимаемого концептуального действия, которым он был занят в наиболее активные периоды жизни. Поэтому альбомы и живые выступления Енотов в основном негармоничны, изрядно хаотичны, с непривычки режут слух – при этом в тех случаях, когда на первый план выходит определённым образом излагаемая усовская поэзия, а инструменты не пытаются тянуть одеяло на себя, а спокойно и ненавязчиво находятся на заднем плане и подчёркивают текст, всё получается (альбом «Дневник Лили Мурлыкиной», например – стопроцентное попадание в цель).

Обложка альбома "Дневник Лили Мурлыкиной". Фото из открытых источников.
Обложка альбома "Дневник Лили Мурлыкиной". Фото из открытых источников.

Однако же творчество Енотов является очень камерным и домашним – творчеством для узкого круга своих. Я не представляю, что нужно было бы с ним сделать, чтобы оно стало творчеством большой аудитории и больших концертных площадок – Усов как человек неглупый явно это осознавал и на большие площадки не стремился, плюс к тому категорически не желал идти ни на какие уступки ради роста популярности. Здесь «вы идёте ко мне» категорически преобладало над «я иду к вам». Если вы не пришли, или же вам не понравилось, то вы здесь и не особо нужны, и Еноты прекрасно обойдутся без вас.

Само собой, вокруг таких малоизвестных, но ярких людей неизбежно возникает малочисленный, но рьяный круг почитателей. Психология и атмосфера этого круга непроста – с одной стороны, это врубающиеся единомышленники с нестандартным и небанальным мышлением, с другой – почти всегда здесь имеют место раздувание культа сверх положенного и эффект голого короля. Мол, если ты не способен понять вот это всё гениальное, то ты, наверное, лох, быдло и не шаришь – и как-то сами собой упускаются неловкие моменты вроде технически плохого исполнения. Здесь приходится делать выбор – играется и поётся плохо потому, что от хорошей игры принципиально отказались в угоду концепции, или потому, что попросту не умеют? Тот же Летов-то смог бы при желании и так, и эдак, а вот смогли бы остальные концептуалисты и обитатели андеграунда – это вопрос. Условный Карандышев не берёт взяток потому, что честен и принципиален, или потому, что не дают?

Поскольку речь идёт не просто о домашнем проекте, но о живых концертах, вдобавок к сказанному стоит учитывать нестабильность концертного состава СЕ. Концерты требуют репетиций и сыгранности – если их нет, присутствуют хаос, неразбериха и нестроения. Это может прокатить как очередной концептуальный акт для своих, а вот насколько это можно вынести на постороннюю публику?

Здесь нужно немного отвлечься от Усова и его домашнего детища и поговорить о публике, перед которой предстали Еноты в тот октябрьский вечер.

Сегодняшняя аудитория (особенно молодая, чьё взросление пришлось на 21 век) с трудом может представить себе атмосферу рок-концертов и посещавшую их публику 90х годов, особенно что касается концертов Гражданской Обороны.

Публика на концерте Гражданской Обороны (1988 год). Фото из открытых источников.
Публика на концерте Гражданской Обороны (1988 год). Фото из открытых источников.

Нынче концерты проводятся на довольно высоком организационном уровне. Охрана и полиция довольно цепко реагируют на нарушения порядка. Везде понатыканы видеокамеры – и в залах, и рядом с ними особо не пошалишь. Сама публика довольно спокойна – уличный хаос стал уходить в прошлое, на улицах стало спокойнее. Изменения, отделяющие нас от 90х, не прошли даром. Молодёжь погружена в гаджеты, отчасти действующие на неё как сильные успокоительные на психов. И положительная, и отрицательная энергия канализируется и направляется в устройства, и человек в изрядной мере превращается в безобидный овощ, не способный ни на большое хулиганство, ни на большое публичное творчество. А вот тогда…

Аудитория концертов ГО была не просто собранием панков и прочих неформалов. Она была концентрированным оголтелым злом. Людей распирала энергия. Люди жаждали действия здесь и сейчас, не знали, что с этой энергией делать, и выплескивали её куда попало самым диким образом. И при этом люди были заведены боевым, атомным творчеством Летова сотоварищи – творчеством, заряда которого хватило бы не на одну революцию, окажись оно в нужное время в нужном месте.

Такой молодой человек не любил социум – не по какой-то осознанной причине, а просто в силу того, что социум «не такой» (как большинство собак не любит большинство кошек):

Я совсем не похож
А ты похож
И ты похож
И она похожа — она спит она тёплая
И он похож — у него лицо железяка
И они все похожи — кровь так и брызжет
А я совсем не похож.
(Егор Летов, 15.05.1986)

Социум слишком культурен, слишком спокоен, слишком встроен в правила – человек ходит по этому социуму в состоянии войны с ним. Социум считает человека разгильдяем, неудачником и выскочкой – человек платит социуму презрением, потому что у человека есть своё сокровище, социуму непонятное и недоступное – своя музыка, своё сообщество, свои жизненные понятия, своя культура. Вы не такие – мы не такие – вы нас не любите – мы платим тем же.

Публика на концерте Гражданской Обороны. Фото из открытых источников.
Публика на концерте Гражданской Обороны. Фото из открытых источников.

В сочетании с летовской агрессией это превращалось в разрушительную активность, тогда ещё не купированную ни посиделками в гаджетах, ни вездесущими силами правопорядка. Вандалились общественные места. Переворачивались мусорные баки. Ломался транспорт. Ломались концертные залы. Грабились продуктовые магазины. Обыватели, попавшие под руку, становились объектами и шуток (от невинных до недопустимых), и прямой агрессии. Любая охрана на концерте, слишком ощутимо встававшая между публикой и артистом, становилась врагом и заплёвывалась – а если везло, то и избивалась. Где-то здесь же находились уличные драки с вражескими элементами (скины, футбольные хулиганы и т.п.), однако по причине нездорового образа жизни и слабой боевой подготовки в этих случаях панки, скорее, получали, нежели били.

Публика на концерте Гражданской Обороны. Фото из открытых источников.
Публика на концерте Гражданской Обороны. Фото из открытых источников.

Почему я так уверенно об этом говорю? Потому что я (хотя и прошёл летовскую публику очень по касательной, и панком никогда не был) сам был таким человеком и в чём-то подобном участвовал, будучи и нетрезв, и под влиянием массового психологического возбуждения. Всё это дела очень давно минувших дней, однако это помнится даже не в голове, а на каком-то мышечном, рефлекторном уровне – помнится то, что я чувствовал. «Помнят руки-то, помнят, родимые…»

Подобное оголтелое зло в неформальской среде я видел разве что среди алисоманов. Однако алисоманы с подачи лидера группы всегда стремились к организации – с созданием фан-клуба, членством, перепиской и т.п. Возможно, это могло от чего-то удержать и направить энергию куда-то в более позитивное русло – не знаю точно, но хотелось бы верить. Любители ГО, напротив, всегда были категорически децентрализованы, не имели лидеров и организационных центров, не имели какого-то устойчивого контакта с Летовым (он их последовательно избегал), и, думаю, оттого их ярость была как-то ещё злее и отчаяннее.