ВВЕДЕНИЕ
Проверка контрагента при заключении и исполнении гражданско-правовых договоров — это элемент должной осмотрительности, необходимость которой прямо не закреплена в Налоговом кодексе РФ, но императивно сформулирована в правоприменительной практике арбитражных судов и методических подходах ФНС России. Данный принцип имеет сквозной характер и затрагивает налоговую, гражданско-правовую, административную и даже уголовную плоскости ответственности налогоплательщика.
Проявление осмотрительности при выборе контрагента предполагает, что организация должна объективно оценивать налоговые и правовые риски, связанные с взаимодействием с третьими лицами. В частности, это означает обязанность удостовериться, что контрагент действительно существует, осуществляет заявленную деятельность, обладает необходимыми ресурсами (персоналом, оборудованием, лицензиями), способен исполнить договорные обязательства, не находится в процессе ликвидации, банкротства или исключения из ЕГРЮЛ.
Фискальные последствия взаимодействия с недобросовестным контрагентом
При выявлении признаков формальности сделки с ненадёжным контрагентом налоговый орган вправе:
- отказать в признании расходов по налогу на прибыль;
- исключить налоговые вычеты по НДС;
- начислить пени и штрафы;
- инициировать налоговую проверку (камеральную или выездную);
- квалифицировать действия как умышленные (ст. 54.1 НК РФ);
- в ряде случаев — передать материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (например, по ст. 199 или 198 УК РФ).
Позиция налоговых органов в последние годы последовательно подтверждается в судебной практике. Как следует из Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2021), формальные документы, подтверждающие сделку, не являются достаточными при отсутствии подтверждения фактического исполнения обязательств и добросовестности сторон.
Налоговый орган при проведении проверки вправе оценивать не только юридические и бухгалтерские аспекты сделки, но и фактические обстоятельства, в том числе связанные с выбором контрагента. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 подчёркивается, что организация обязана предпринимать разумные меры для оценки надёжности своих деловых партнёров.
Если налогоплательщик не проявил должной осмотрительности — например, заключил договор с компанией, зарегистрированной по массовому адресу, не представившей отчётности, не уплачивающей налоги, или действующей через номинальных директоров, — налоговые органы и суд вправе квалифицировать такие действия как участие в схеме ухода от налогообложения.
Влияние на корпоративную практику
Проверка контрагента становится не только налоговой обязанностью, но и элементом корпоративной политики управления рисками (compliance). Во многих организациях это закрепляется в виде внутреннего регламента, предусматривающего обязательную проверку по установленному чек-листу, хранение подтверждающих документов, прохождение многоуровневого согласования.
Такая институционализация процесса позволяет продемонстрировать реальность проявленной осмотрительности и защитить организацию в случае налогового спора. Кроме того, систематическая проверка контрагентов способствует снижению вероятности деловых потерь, повышает корпоративную дисциплину и способствует построению репутации как добросовестного участника рынка.
ИНСТРУМЕНТЫ ПРОВЕРКИ КОНТРАГЕНТА НА САЙТЕ ФНС И ИХ ВОЗМОЖНОСТИ
Государственная налоговая политика последних лет ориентирована на прозрачность и прослеживаемость хозяйственной деятельности, в том числе с точки зрения взаимодействия между участниками оборота. Одним из ключевых элементов инфраструктуры налоговой открытости является система электронных сервисов, размещённых на официальном сайте Федеральной налоговой службы России — nalog.gov.ru.
Эти сервисы направлены на обеспечение открытого доступа к данным о налогоплательщиках, позволяющим другим субъектам предпринимательской деятельности (в том числе физическим лицам) осуществлять первичный и углублённый комплаенс-проверку своих контрагентов.
1. Прозрачный бизнес
Это базовый и наиболее функциональный раздел для оценки деловой репутации потенциального партнёра. Сервис даёт доступ к информации, полученной и обработанной налоговыми органами, в том числе на основе сданной отчётности и межведомственного обмена.
Возможности сервиса:
- идентификационные данные (ИНН, ОГРН, дата регистрации, адрес);
- система налогообложения (ОСН, УСН, ЕСХН и др.);
- сведения о долгах по налогам и сборам;
- факт представления налоговой и бухгалтерской отчетности;
- сведения о среднесписочной численности сотрудников;
- данные об участии в РПН (реестр проблемных налогоплательщиков);
- признаки массовости адреса и массовости руководителя;
- сведения о реорганизации, ликвидации, банкротстве;
- налоговая нагрузка (в процентах от выручки).
Данные обновляются регулярно и представляют собой достоверную картину текущего состояния юридического лица или ИП. Особую ценность представляет информация о стабильности налоговой отчётности и кадровой численности.
2. Риски бизнеса: проверь себя и контрагента
Сервис ориентирован на выявление формальных признаков недобросовестности. Через него можно выяснить:
- аннулирован ли ИНН;
- исключена ли компания из ЕГРЮЛ;
- указана ли в ЕГРЮЛ недостоверная информация;
- зарегистрирован ли контрагент по массовому адресу;
- не выявлены ли иные признаки сомнительного поведения.
В отличие от «Прозрачного бизнеса», этот сервис выдаёт короткую справку, фактически представляющую собой индикатор налогового риска.
3. Реестр дисквалифицированных лиц
Наличие дисквалифицированного лица в качестве руководителя организации указывает на потенциальные правовые риски. Сервис позволяет:
- установить факт наличия дисквалификации;
- определить срок и основание вынесенного судом решения;
- идентифицировать организации, в которых лицо пыталось продолжать деятельность.
Используется в рамках процедур внутреннего контроля, особенно при проверке смены руководства или аффилированных компаний.
4. Добровольная публикация бухгалтерской отчётности
Начиная с 2021 года, компании могут публиковать бухгалтерскую отчётность на сайте ФНС. Это делается через личный кабинет и позволяет:\n
- продемонстрировать открытость бизнеса;
- подтвердить платёжеспособность и масштаб деятельности;
- создать положительный репутационный профиль.
Наличие отчётности — дополнительный индикатор благонадёжности.
5. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц (fedresurs.ru)
Сервис создан в рамках 129-ФЗ. Через него можно проверить:
- публикации о начале процедуры банкротства;
- уведомления о ликвидации, реорганизации;
- заявления о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ;
- сведения о финансовых проблемах;
- уведомления об изменениях в структуре собственности.
Использование «Федресурса» наряду с сервисами ФНС даёт более полную картину состояния контрагента.
6. Судебная практика (сайт kad.arbitr.ru)
Формально это не сервис ФНС, однако он активно используется в практике комплаенс-проверки. Здесь можно:\n
- узнать, участвовал ли контрагент в судебных спорах;
- проверить, кто инициировал спор (ФНС, контрагенты, банки);\n
- выяснить, имеются ли решения о взыскании задолженности, применении обеспечительных мер, иные признаки ненадёжности.
Анализ судебной практики позволяет выявить системные проблемы в работе организации — признаки неплатёжеспособности, фиктивных операций, корпоративных конфликтов.
КАКИЕ ГАРАНТИИ ПРИ ПРОВЕРКЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ДАЁТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УКАЗАННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Налоговая осмотрительность как категория имеет не только фактическое, но и правовое значение. Вопрос о том, какие именно действия со стороны налогоплательщика являются достаточными для признания его добросовестным и разумным, регулярно становится предметом рассмотрения арбитражных судов. В условиях, когда налоговые органы продолжают применять ст. 54.1 НК РФ в расширительном ключе, документально подтверждённая проверка контрагента приобретает статус основного доказательства налоговой благонадёжности.
Использование инструментов, перечисленных в предыдущем разделе, влечёт следующие юридически значимые последствия:
1. Презумпция добросовестности налогоплательщика
Арбитражная практика исходит из того, что налогоплательщик не несёт ответственность за действия (или бездействие) контрагента, если он предпринял меры по предварительной проверке и получил подтверждение благонадёжности на момент заключения сделки.
Таким образом, фиксация результатов проверки формирует доказательственную базу, достаточную для защиты позиции налогоплательщика даже в случае последующего выявления нарушений у контрагента.
2. Признание вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль
Одним из частых последствий признания сделки недействительной является отказ в применении налоговых вычетов и исключение расходов. Однако если налогоплательщик подтвердит, что имел объективные основания полагать, что контрагент является надёжным, — вычеты и расходы признаются правомерными.
Ключевое условие — наличие доказательств, что на момент совершения сделки признаки фиктивности отсутствовали или были скрыты.
3. Формирование системы внутреннего контроля
Регламентированная и документируемая процедура проверки контрагентов служит не только доказательством осмотрительности, но и основанием для формирования системы управления налоговыми рисками. Это позволяет:
- распределить ответственность внутри организации;
- обеспечить контролируемость действий менеджеров и бухгалтеров;
- повысить корпоративную устойчивость при проверках.
Наличие внутреннего акта (например, «Положения о проверке контрагентов»), на основании которого фиксируется порядок действий, сроки и ответственные лица, существенно повышает доказательственную ценность проверки.
5. Смягчение последствий при налоговой проверке
А вот этот вопрос требует отдельного изучения, поскольку, хотя сервисы налогового органа для проверки контрагента и предусмотрены на сайте ФНС, использование их как доказательства добросовестности налогоплательщика будет отдельной темой для освещения в нашей следующей статье по данному вопросу!
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Проверка контрагента — не факультативная мера, а элемент обязательной налоговой стратегии организации. Она позволяет:
- подтверждать презумпцию реальности сделки;
- Повысить уровень внутреннего контроля;
- Возможно! - Повысить устойчивость к налоговым проверкам и претензиям ФНС.
Рекомендуется:
- Ввести регламент проверки контрагентов;
- Назначить ответственного сотрудника или отдел комплаенс-проверок;
- Проверять каждого контрагента до заключения договора;
- Хранить и систематизировать все результаты проверки;
- Регулярно пересматривать процедуры с учётом изменений законодательства и практики.
Проверка контрагента — это юридический щит, который может быть использован в суде. Это — доказательство вашей добросовестности, которое требует регулярности, системности и документального оформления.
Если же у вас остались вопросы по данной тематике, вы можете задать их нам в комментариях или по почте, указанной в описании канала. Мы всегда рады помочь вам!
Вам также может понравиться:
1. Налоговая проверка: опрос котрагентов налогоплательщика
2. Опрос "с пристрастием" или как налоговики опрашивают сотрудников компании
3. Этапы налоговой проверки: пошаговое руководство для налогоплательщиков
#налоги #налогооблажение #налогоплательщик #контрагенты #налоговоеправо #налоговоезаконодательство #налоговаяпроверка #ФНС #проверкаконтрагента
Статья выпущена 17.06.2025 года.