Найти в Дзене
С Богом по жизни

Характеристика закона Моисея

В Ветхом Завете слово «закон», употребленное без каких-либо дополнительных определений, означает законы, которые Бог передал Израилю через Моисея на горе Синай, плюс все те, что были даны во время хождения по пустыне. Когда пророки призывали Израиль соблюдать закон или угрожали Израилю бедами за нарушение закона, они имели в виду закон Моисея, записанный в книгах Исход и Второзаконие. Остальные книги Ветхого Завета, исключая Пятикнижие, ничего не прибавляют к Закону. Они только показывают, как Закон соблюдался или нарушался. Толкователи сегодня говорят о «нравственном законе» и «обрядовом законе». Некоторые заявляют, что если «обрядовый закон» ушел в небытие, то «нравственный закон» по-прежнему действует. Сам Закон не проводил такого разграничения. Даже Десять заповедей содержат как законы, относящиеся к обрядовой стороне, или поклонению (первые четыре закона), так и законы, относящиеся к морали (последние шесть). В многочисленных ветхозаветных отрывках эти два типа смешиваются, указыв
Оглавление

В Ветхом Завете слово «закон», употребленное без каких-либо дополнительных определений, означает законы, которые Бог передал Израилю через Моисея на горе Синай, плюс все те, что были даны во время хождения по пустыне. Когда пророки призывали Израиль соблюдать закон или угрожали Израилю бедами за нарушение закона, они имели в виду закон Моисея, записанный в книгах Исход и Второзаконие. Остальные книги Ветхого Завета, исключая Пятикнижие, ничего не прибавляют к Закону. Они только показывают, как Закон соблюдался или нарушался.

Толкователи сегодня говорят о «нравственном законе» и «обрядовом законе». Некоторые заявляют, что если «обрядовый закон» ушел в небытие, то «нравственный закон» по-прежнему действует. Сам Закон не проводил такого разграничения. Даже Десять заповедей содержат как законы, относящиеся к обрядовой стороне, или поклонению (первые четыре закона), так и законы, относящиеся к морали (последние шесть). В многочисленных ветхозаветных отрывках эти два типа смешиваются, указывая на отсутствие различий между ними. В Новом Завете Павел разрешил проблему различия между «заповедями» (нравственный закон) и «учением» (обрядовый закон), сказав о «законе заповедей, состоявшем из предписаний» (Еф. 2:15; Славянское Евангельское Общество; см. Восстановительный пер.; НРП; РБО; Совр. пер.).

Закон, записанный в книгах от Исхода до Второзакония, во многих отношениях был хорошим законом. Он был дан для блага Божьего народа. Давайте отметим различные характеристики Закона, которые делали его хорошим.

ОН БЫЛ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИМ

Закон Моисея был всеобъемлющим и касался всех аспектов жизни. Это обеспечивало Израиль сводом религиозных и моральных законов. Он также содержал много правил в отношении следующего:

1. Семьи (Исх. 20:12; 21:15, 17; Втор. 21:15-21; 22:13-30; 24:1-4).

2. Земледелия (Исх. 23:10, 11; Лев. 19:9, 10).

3. Экономики, бизнеса, труда (Исх. 21:2-11; Лев. 19:13, 35, 36; Втор. 23:19, 20; 24:10-15).

4. Заботы о бедных (Лев. 19:9, 10; Втор. 23:24, 25; 24:19-22).

5. Здоровья и санитарии (Втор. 23:12, 13; 24:8).

6. Судебной системы (Исх. 20:16; 23:1-3; Лев. 19:15).

7. Налогов (Чис. 18).

8. Ведения войны (Втор. 20).

9. Отношений с людьми, жившими в земле обетованной (Исх. 23:23-33).

10. Образования (Втор. 6:6-9).

11. Отношений между соседями (Исх. 22:5, 6).

Он регулировал все аспекты жизни. Во всех своих делах израильтяне должны были видеть религиозную, или духовную, составляющую.

Чтобы успешно функционировать во всех этих областях, Закон включал в себя более шестисот заповедей. Но даже такое большое количество предписаний не могло охватить все возможные ситуации, с которыми мог столкнуться Израиль. Поэтому Закон был «парадигматическим»: он давал парадигму — модель или пример — для применения к ситуации, не полностью описанной в отдельных законах.

ОН СОДЕРЖАЛ ОБЕЩАНИЯ БЛАГОСЛОВЕНИЙ И УГРОЗЫ ПРОКЛЯТИЯ

Характерной чертой Закона было то, что он содержал обещания благословений и угрозы проклятия в зависимости от того, выполнял народ его заповеди или нет. Уже в исходном завете Бога с Израилем были изложены благословения, которые народ получит, если исполнит определенные условия (Исх. 19:5). Помимо этого, по всему Закону разбросаны дополнительные обещания, а также многочисленные угрозы и примеры наказания за непослушание.

Две серии благословений и проклятий имеются в Лев. 26 и Втор. 27 и 28. В одних и тех же областях жизни, где они будут благословлены в случае послушания, Бог проклянет их, если они ослушаются (ср. Втор. 28:5-13 с 28:17-26). Эти обещания и угрозы Закона сильно отличались от тех, что даны в Новом Завете.

Они были общенациональными, а не индивидуальными. Закон обращался к Израилю в целом. Благословения основывались на подчинении народа Закону, и Бог наказывал народ за коллективный грех (см. 4 Цар. 17). Поэтому, когда приходило наказание, невиновные страдали вместе с виновными.

Они были материальными, а не духовными. В Ветхом Завете послушным Господу были доступны духовные благословения, но обещания завета были сосредоточены на материальных благословениях: преуспевании, победе над врагами и завоевании земли. Наказание за непокорность могло включать голод, моровую язву и даже смерть. Бог разработал систему жертвоприношений для покрытия грехов как отдельных людей, так и всего народа, но заветные благословения были, прежде всего, физическими.

Они были временными, а не вечными. Обещания и угрозы Закона должны были исполниться в этом мире. Хотя в эпоху Ветхого Завета могла существовать некая концепция вечных наград и вечного наказания для отдельных людей, подобные обетования не были ясно выражены в Законе. Это отличает его от нового завета, который обещает вечную жизнь.

ДРУГИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКОНА

Закон был не только всеобъемлющим с обещаниями благословений и угрозами проклятия, но имел и другие важные характеристики.

Он опирался на Божьи милостивые деяния и указывал причины для послушания. Израильтянам следовало стремиться к послушанию, ибо Сам Господь Бог — Тот, что милостиво вывел их из Египта, — дал им Закон. Бог побуждал их соблюдать Закон по конкретным причинам (Исх. 22:21; 23:9).

Он требовал праведного поведения. Например, он запрещал убивать, прелюбодействовать, красть и лгать. Он поощрял послушание родителям и не одобрял развод, чем укреплял стабильность семьи.

Он направлял мысли и эмоции. Такие поступки, как кража и убийство, объявлялись недопустимыми, но людей также учили не иметь ненависти и злобы на ближнего (Лев. 19:17, 18).

Он ценил жизнь выше собственности. Человеческая жизнь считалась драгоценной.

Он запрещал личную месть (Лев. 19:18). И напротив, требовал хорошо обращаться с врагами (Исх. 23:4, 5).

Он оберегал беззащитных. Закон заботился о пришельцах, вдовах и сиротах, бедных и даже рабах. Бог сказал, что Сам приведет в исполнение правила, защищающие обездоленных (Исх. 22:21-24).

Он требовал справедливости. Закон предписывал, чтобы наказание соответствовало преступлению («глаз за глаз»; Исх. 21:24). Кто умышленно лишит жизни человека, тот сам будет казнен соответствующими властями. В судебных разбирательствах каждое решение должно было быть честным и справедливым (см. например, законы о личных убытках в Исх. 22). Перед Законом все были равны. В других сводах законов древнего Ближнего Востока делалось различие между категориями людей при вынесении приговоров, но только не в законе Моисея. Все израильтяне — от наименьшего до наибольшего — подчинялись его положениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закон был добрым и праведным (Рим. 7:12); однако он не был направлен на уничтожение грехов (Евр. 8:7; 10:4). Своими праведными требованиями он объявлял людей грешниками, но не предусматривал жертвы, способной спасти их от греха. Этот Закон предвосхищал крест.

Заветы | С Богом по жизни | Дзен