“Коко Шанель и Игорь Стравинский” – это романтическая драма режиссёра Яна Кунена (Jan Kounen), того самого, кто сделал и “Добермана”. Причём в этом фильме Кунен снова сотрудничал с художником по костюмам Франсуазой Буррек (её псевдоним Шаттун, под которым она указана в титрах). Это просто потрясающее перевоплощение от криминального боевика, искрящего жестокостью в коже и стали, в изящную фантазию об искусстве, неверности и немного любви, обрамлённую в прекрасные костюмы.
Сюжет
Париж, 1913 год, в Théâtre des Champs-Élysées премьера балета “Весна священная” (Le Sacre du printemps) Игоря Стравинского (его роль исполнил Мадс Миккельсен).
Премьеру посетила Габриэль Шанель (в исполнении Анны Муглалис, которая была лицом Дома Chanel с 2002 года). Похоже, она была из тех немногих, кого не возмутила и не разозлила музыка Стравинского. Потому что это был провал, некоторые зрители ушли далеко до финала, а оставшиеся устроили практически бунт в зрительном зале.
Хореограф Вацлав Нижинский бросил Игорю, что танцоры не успевают за его сумасшедшей музыкой, но импрессарио Сергей Дягилев успокоил Игоря, что бы он не сильно расстраивался. Его музыка звучит слишком ново, публика пока к ней не готова, будучи воспитанной музыкой Чайковского.
Игорю Стравинскому был 31 год, он был сыном состоятельной русской семьи среднего класса, уже сумел зарекомендовать себя как композитор, заплечами которого были "Жар-птица" и "Петрушка".
Коко Шанель было 30 лет, она выросла в провинциальном французском сиротском приюте и работала портнихой, прежде чем основать свой собственный инновационный дом моды в Париже при поддержке промышленника Артура Эдварда "Боя" Кейпела.
После вступительного эпизода показана чёрно-белая хроника с Революцией и Первой мировой войной.
Париж, 1920 год. Игорь Стравинский и Габриэль Шанель познакомились лично, их представил друг другу Сергей Дягилев на светском рауте. Шанель тогда скорбела после гибели своего возлюбленного Боя, Стравинский переживал последствия революции 1917 года, превратившись в бедного изгнанника.
Шанель предложила семье Стравинских свою помощь – она могла взять на себя роль благотворительницы, так как разбогатела во время Первой мировой войны. Игорь, его жена Екатерина (в исполнении Елены Морозовой), болеющая чахоткой, и четверо их детей переехали в Bel Respiro, особняк Шанель под Парижем.
Отношения Игоря и Габриэль быстро вышли за рамки деловых. И это заметила не только Екатерина, но даже и дети.
Литературная основа для фильма
Сценарий к этому фильму написан по роману “Коко и Игорь” Криса Гринхалша (2002, Coco and Igor – Chris Greenhalgh).
Этот роман является авторской интерпретацией отношений модельера Коко Шанель и композитора Игоря Стравинского. Было время, Модный дом Chanel утверждал, что нет никаких свидетельств того, что между Шанель и Стравинским когда-либо был роман. Наследники Стравинского тоже отрицают факт романа. Но, когда проект “Коко Шанель и Игорь Стравинский” находился в разработке, креативный директор Дома Chanel Карл Лагерфельд дал доступ к архивам.
Роман же Гринхалша выдвигает версию, что Габриэль Шанель и Игорь Стравинский познакомились в 1920 году, у них завязались отношения. Якобы в реальности они имели место на протяжении всего нескольких месяцев с лета по зиму 1920 года, и писатель развил мысль в направлении, что их отношения смогли пережить время и испытания. Более того, будучи в этих страстных отношениях, оба творца смогли создать свои знаковые произведения. Для Габриэль это был революционный парфюм Chanel №5, а Игорь смог усовершенствовать балет “Весна священная”, его возрождение прошло, спустя несколько лет, с успехом. То есть Крис Гринхалш своим текстом заявляет, что именно этот роман стал таким мощным творческим импульсом для них.
Крис Гринхалш выступил в защиту своего романа: "Жизнь всегда стоит того, чтобы её изучать, изобретать заново и играть с ней ради тех открытий, которые она даёт. Например, то, как Шанель раскрепостила Стравинского в сексуальном плане, и то, как он раскрепостил её в социальном и культурном плане".
Практически Гринхалш поступил так же, как Джойс Кэрол Оутс, которая написала роман “Блондинка” (2000, Blonde), в сюжете которого использует личность Мэрилин Монро, факты её жизни, людей, с которыми она общалась, но всё же это художественное произведение, не являющееся настоящей биографией. Или в похожем ключе написан роман 2021 года (и ранее снят фильм) "Однажды в… Голливуде" (Once Upon a Time in Hollywood) Квентина Тарантино, где переплетаются вымысел и реальность.
Наверное, всё это можно назвать фанфиками на высоком уровне. Или если бы сплетни могли становиться романами в переплёте, этот фильм – яркий пример, как бы это могло выглядеть.
Каким получился фильм
Этот фильм очень красив – художник-постановщик отлично поработал над обстановкой, художник по костюмам создала прекрасный гардероб, который приятно рассматривать на действующих лицах (как точно переданы костюмы дизайна Николая Рериха, который отвечал за костюмы в 1913 году), оператор показывает всё это в выгодных ракурсах (съёмка плавная, гипнотическая, специально, чтобы наслаждаться неспешным просмотром).
Но важно отметить, что открывающая сцена с балетом очень динамичная – здесь переданы и нервное напряжение самого Игоря Стравинского, и бурлящая энергия за кулисами, и последующие моменты с выступлением танцоров на сцене. При монтаже не поскупились и оставили в итоговом варианте достаточно балета, который было вполне приятно посмотреть с той шумной музыкой и своеобразными па.
Этот эпизод очень мудро “нарезан” – обстановка в театре показана словно с точки зрения и танцоров, и зрителей (в частности самой Габриэль Шанель), и Стравинского, и оркестра во главе с дирижёром. Это задаёт тон – зрителю разносторонне показывают бурную творческую энергию, которая кипит сначала внутри создателя, а потом продолжает жизнь во внешнем мире. И всё это получается объёмно.
Потом в жизни творца появляется любовный интерес, волнующий его так, что он не может найти себе места. И это словно погружает его в вакуум его терзаний. Творец начинает выплёскивать энергию на бумагу или выражать свои чувства через ткань.
Отношения Габриэль и Игоря прописаны жестокими, страстными и безрассудными. Властная Шанель с военной осанкой и томным взглядом очаровывает Игоря, который кажется высокомерным, замкнутым и очень холодным ко всему вокруг, но приоткрывается только ей навстречу. Бедная Екатерина, понимающая, что любая страсть проходит (и, похоже, их с мужем любовь закончилась), становится невольной свидетельницей измены. Шанель не испытывает стыда (словно она хочет компенсировать свою потерю, отняв чужое), а Игорь молчит в ответ, когда жена спрашивает об измене, раскрывая свой обман даже громче, чем если бы что-то говорил.
Екатерина – единственная, кто по-человечески вызывает сочувствие и тёплый отклик. Дело вовсе не в её состоянии. Дело в её мудрости, терпении и попытке дать изменникам самим осознать, что они неправы, что их попытка скрыть роман настолько формальна, что это даже нелепо. В этом любовном треугольнике Екатерина – единственный светлый “угол”. Её теплота подчёркивается и тем, что она внесла красок в чёрно-белый мир дома Шанель. Отведённая чете Стравинских спальня стала уютнее, благодаря покрывалам, которыми Екатерина украсила её пространство. На фоне смиренной Екатерины, которая сама всё же любит мужа, роман Габриэль и Игоря кажется ещё более чудовищным.
Но самое ужасное в нём то, что они и не любили друг друга по-настоящему. Это было столкновение двух эго, двух талантов, каждый из которых считает себя лучшим и не намерен ценить оппонента. Стравинский не считал Габриэль Шанель творцом, он назвал её всего лишь владелицей магазина. А ей нужно было залечить душевную рану после гибели Боя Кейпела – и загадочный русский с непостижимой душой, способной выдать такой ритм, какой она услышала в балете “Весна священная”, её привлёк. Если опираться на фантазию автора романа Криса Гринхалша, такое сочетание и послужило толчком для вдохновения. Шанель создала парфюм, Стравинский улучшил балет. Но эта сила стала не только созидательной, она задела и брак, который не выстоял, если судить по финальной сцене.
“Коко Шанель и Игорь Стравинский” показывает, как опасна страсть двух талантов. Она эгоистична и разрушительна для тех, кто рядом. Хотя в этом мощном столкновении и рождаются гениальные произведения.