Найти в Дзене
Живописные истории

«Портрет Джона Хаксли» и «Портрет Элизабет Трайон» Корнелиса Янсенса ван Кёлена

Эта яркая пара портретов молодой супружеской пары, датированная 1632 годом, показывает нидерландского художника Корнелиса Янсенса ван Кёлена (он же Корнелис Джонсон) (1593-1661) в его лучше форме, что видно по тому, как с большой тонкостью он передаёт фактуру одежды, волос и кожи.

Овальный формат портрета Элизабет Хаксли характерен для работ Джонсона конца 1620-х и начала 1630-х годов, хотя он также работал и в простом прямоугольном формате, что видно по портрету её мужа.

-2

Профессор Эйлин Рибейро так комментирует эту пару портретов:

Эта очаровательная пара явно предана друг другу; воротнички у них украшены одинаковыми фламандскими кружевами, а Элизабет изображена в том, что считалось как "неодетая", в белой льняной рубашке, корсете, зашнурованном спереди, и с распущенными волосами, ниспадающими на плечи — именно такой увидел бы её муж в интимной обстановке её гардеробной. После замужества женщины всегда убирали волосы наверх, так как длинные волосы были символом сексуальности, который имел право видеть только муж.
Джон Хаксли носит довольно длинные волосы, как это было модно для большинства мужчин его класса в 1630-х годах. К этому времени мода оставила позади красочные и сложные одежды якобинского периода, и мужчины перешли к более простым и сдержанным стилям. Здесь на Джоне надет белый атласный камзол с "paned" (разрезанное полосками) на груди, с маленькими пуговицами-горошинками, расстегнутыми от середины груди — непринужденный и расслабленный стиль, типичный для «кавалерского» костюма того периода. Что касается Элизабет, то довольно необычно видеть женщину в нижнем белье в качестве компаньона к образу её мужа; это свидетельствует об их счастливом браке. Несмотря на неформальность её одежды, Элизабет носит двойное жемчужное ожерелье и грушевидные жемчужные серьги — жемчуг был дорогим символом статуса, а также означал целомудрие.
-3

Джон Хаксли (1596-1661) был сыном Джорджа Хаксли (1562-1628) из Уайер Холла, недалеко от Эдмонтона, Миддлсекс, и его жены Кэтрин.

31 июля 1626 года он женился на Элизабет Трайон, дочери Мозеса Трайона из Харрингворта, Нортгемптоншир, верховного шерифа этого графства.

У них было девять детей.

Хаксли служил мировым судьей в Миддлсексе во времена Содружества (1649-53).

Эта пара картин Джонсона висела в главном зале в Уайере, пока дом не был снесен в 1818 году.

Wyer Hall, Edmonton
Wyer Hall, Edmonton

Хаксли и Трайоны были дворянами со связями в Сити.

Мозес Трайон, роялист, был зарегистрирован в 1638 году как один из богатейших жителей Лондона.

Джордж Хаксли купил средневековый Уайер-холл у сэра Джона Лика в 1609 году и существенно переделал его.

Дэниел Лайсонс в 1795 году описал этот дом так:

Дом был перестроен в 1611 году Джорджем Хаксли, эсквайром, о чём свидетельствуют дата и инициалы на трубах, а также герб Хаксли над камином в одной из главных комнат. Сохранился древний дверной проём, принадлежавший бывшему дому, частью которого, вероятно, был и холл. Он украшен витыми панелями, среди которых часто встречаются роза и гранат, эмблемы Англии и Арагона. В этом зале есть несколько хороших семейных картин. В верхней комнате есть герб «Merchant-Adventurers», к каковой компании, как известно, принадлежал мистер Хаксли.

Уайер Холл передавался по мужской линии Хаксли до 1743 года, а затем через детей старшей дочери Джона Хаксли Элизабет, которая вышла замуж за лондонского торговца Сэмюэля Тейтема, Джеймсу Джорджу Тейтему (умер в 1854 году).

К началу девятнадцатого века Уайер-холл обветшал и сдавался в аренду как пансионат до его сноса в 1818 году.

Обе картины на сегодняшний день находятся в частном собрании.

-5