Найти в Дзене
Анна Бердникова

Жаль тратить время на детей, когда вокруг столько интересных занятий

Из рабочего процесса: Не знаю, как вообще быть и что делать. Скажу сразу, что мне было 18 лет, когда я выскочила замуж за ужасного тирана, ревнивца и алкоголика. Беременность была для меня совершенно не желанной, я рыдала, когда узнала, что будет ребенок. Но об аборте и речи не шло, поэтому выносила, родила и вполне рада, что у меня есть ребенок. Я ее очень люблю, и несмотря на то, что с мужем у нас все кончено, на ребенке это не отражается совершенно. Проблема в том, что я вообще не люблю детей. То есть полюбоваться на них я могу издалека вполне, но проводить время с ними - это сущий кошмар. Нет, дочь мне в принципе не мешает, хотя ее поведение периодически жутко бесит. Я терпеть не могу маленьких детей, дети до года для меня вообще ужасны. Сейчас, когда моей дочке полтора, можно хоть как-то жить. Но беда - я абсолютно не хочу с ней заниматься. Все эти ужасные занятия типа играть с детьми, читать книжки, веселиться, заниматься их развитием - для меня адские муки. Все пинают меня, что

Из рабочего процесса:

Не знаю, как вообще быть и что делать.
Скажу сразу, что мне было 18 лет, когда я выскочила замуж за ужасного тирана, ревнивца и алкоголика. Беременность была для меня совершенно не желанной, я рыдала, когда узнала, что будет ребенок. Но об аборте и речи не шло, поэтому выносила, родила и вполне рада, что у меня есть ребенок. Я ее очень люблю, и несмотря на то, что с мужем у нас все кончено, на ребенке это не отражается совершенно.
Проблема в том, что я вообще не люблю детей. То есть полюбоваться на них я могу издалека вполне, но проводить время с ними - это сущий кошмар. Нет, дочь мне в принципе не мешает, хотя ее поведение периодически жутко бесит. Я терпеть не могу маленьких детей, дети до года для меня вообще ужасны. Сейчас, когда моей дочке полтора, можно хоть как-то жить. Но беда - я абсолютно не хочу с ней заниматься. Все эти ужасные занятия типа играть с детьми, читать книжки, веселиться, заниматься их развитием - для меня адские муки. Все пинают меня, что нужно читать ребенку стихи, играть с ней, развивать ее, и когда я это слышу, у меня в глазах темнеет от злости. Я ненавижу вообще кому-то уделять внимание и предпочитаю либо общение с людьми, которые что-то понимают, либо же заниматься тем, что интересно мне.
Меня раздражает то, что она постоянно слоняется по дому, все разбрасывает, пристает ко мне и требует моего внимания. Мне стыдно лишь по той причине, что все-таки я хочу, чтобы она выросла культурно развитым человеком, не как основная масса, которым лишь бы в комп поиграться и посмотреть тупое кино с попкорном. В конце концов, я как никто другой ответственна за ее воспитание. У меня нет мыслей типа "я плохая мать, какой ужас", если бы кто-нибудь другой занимался бы с ней - я была бы только рада.
Я думала, что не выйду замуж и не рожу детей лет до двадцати пяти. Сейчас мне вообще кажется, что, если бы не случайность, я бы никогда не решилась на это. Потому что вообще не представляю, как можно сознательно хотеть завести ребенка, это же жуткая обуза, которая отнимает у родителей время, силы и деньги. Денег то мне не жалко на ребенка абсолютно, а вот отдавать этим спиногрызам свое время и внимание как-то совершенно не хочется, есть же куда более интересные занятия...

Лет десять назад с десятиклассником-исследователем мы изучали разнообразные проявления прокрастинации. Одним из ключевых вопросов был: что движет человека в прокрастинацию. При изучении подростков стало понятно, что, если подростку интересно, он включается в работу, не интересно – не включается. Другое дело, что фокус интереса и ответственность за него подросток видит вне себя: пусть кто-то придет и сделает мне интересно, а я может быть, откликнусь, увлекусь, и так и быть, поработаю. На следующем этапе стало интересно сопоставить мотивы прокрастинации взрослых и подростков. Взрослыми мы договорились тогда считать людей старше 25 с завершенным образованием – высшим или средним специальным.

К этому этапу была сформулирована гипотеза: взрослые руководствуются иными мотивами. Наиболее вероятным казался мотив от перегруженности задачами или выгоранием. Однако эта гипотеза с треском провалилась, обработав порядка 250 анкет исследователь с удивлением обнаружил, что взрослые руководствуются точно тем же мотивом, что и подростки, и точно так же, как и подростки считают интерес чем-то зарождающимся во вне, свою вовлеченность – реакцией на попытки из заинтересовать. Оказывается, взрослость не определяется в том числе и тем, чтобы брать ответственность за свою вовлеченность в какую-либо деятельность на себя. По крайней мере для подавляющего большинства респондентов, участвовавших в исследовании.

Однако, люди, несущие ответственность за собственную вовлеченность и интерес к своей деятельности, существуют. Более того, они зачастую своей увлеченностью способны вести за собой других.

Вся эта долгая преамбула к тому, чтобы обнаружить интерес к тому, что происходит в воспитании и взращивании ребенка. Вы сами отмечаете в себе готовность и желание делать только то, что вызывает интерес. Но интерес не рождается сам по себе.

Например, как может любить кататься на велосипеде человек, который в свое время не научился этому, не потратил некоторое количество сил и времени? Как можно любить играть в шахматы, если не потратился силами на обучение?

Воспитание ребенка принято считать само собой разумеющимся естественным процессом. Прекрасно, если это так. Однако в довольно большой доле случаев, это совершенно не так: родителям нужны усилия, чтобы возникла включенность в детскую жизнь, интерес к ней. Именно интерес, а не необходимость все держать под контролем.

Ваша дочь уже сама бегает, наверняка и разговаривает тоже. Представьте, что Вы участвуете в невероятном квесте, где, делая что-то интересное для себя, Вы можете обогатить эту маленькую девочку, создать у нее банк разнообразных воспоминаний, к которым она потом будет с радостью возвращаться в течение жизни. Только представьте, что это именно Вы моделируете жизненный багаж нового человека, во всяком случае на старте. Разве это не захватывающе?

Анна Бердникова