Найти в Дзене
Forbes Young

Гений геймдизайна: кто такой Хидео Кодзима и какое влияние он оказал на игровую индустрию

26 июня состоялся релиз видеоигры Death Stranding 2: On the Beach — нового проекта Хидео Кодзимы, одного из самых влиятельных и самобытных геймдизайнеров.

Сиквел развивает историю первой части и расширяет игровой мир: теперь действия происходят не только в Америке, но и в Австралии и Мексике. Игроков ждут новые механики, переработанный геймплей и еще более глубокое взаимодействие с постапокалиптическим окружением. 

В проекте приняли участие Норман Ридус, Леа Сейду, Элль Фаннинг, Николас Виндинг Рефн и другие звезды киноиндустрии. 

В игровом сообществе немногие имена вызывают столько уважения и восхищения, сколько имя Хидео Кодзимы. Он стал настоящей легендой благодаря своей революционной работе над серией Metal Gear Solid и шедевром Death Stranding, перевернувшим представление о сюжете и геймплее в видеоиграх (сколько раз он все переворачивал — сложно сосчитать!). 

Forbes Young рассказывает, кто такой Хидео Кодзима, какое влияние он оказал на игровую индустрию и почему каждый его новый проект — событие. Читайте в статье!

Начало карьеры

Кодзима родился 24 августа 1963 года в Токио. С раннего возраста он проявлял страсть к искусству и технологиям. Его путь в игровой индустрии начался в 1980-х, когда он присоединился к компании-разработчику видеоигр Konami.

Первым авторским проектом Кодзимы стала игра Metal Gear (впоследствии стала называться Metal Gear Solid), которая вышла в 1987 году. Разработчик описывал проект как «тактическую шпионскую игру». На деле он стал родоначальником нового жанра — «стелс-экшн». 

А что такое «стелс»?

В жанре «стелс» игроку нужно двигаться по уровню, оставаясь незамеченным. Часто для этого предлагают необычные способы. Например, в играх серии Metal Gear Solid (MGS) игрок может отвлечь противников, разбрасывая по локации журналы для взрослых и медленно передвигаясь за спинами врагов в картонной коробке или просто «вырубая» их транквилизаторами. На самом деле — возможностей масса.

Кодзима разработал основы «cтелса» почти 40 лет назад, но они остаются популярными до сих пор. Вспомните успех относительно недавней Last of Us — множество геймплейных фишек используются и там: например, когда вам бесшумно нужно пробраться по комнате, которая наполнена «щелкунами» — врагами, которые реагируют только на звук.

Metal Gear Solid

Настоящий успех пришел к Кодзиме с выходом MGS для PlayStation в 1998 году. Игра получила массовое признание благодаря своему кинематографичному подходу к повествованию и уже знакомому нам геймплею. 

Далее Кодзима создал еще несколько частей Metal Gear Solid, в которых продолжал экспериментировать с игровой механикой, повествованием и темами. Ядерное оружие, геополитические конфликты, нарушение границ между реальным и виртуальным — ему удавалось совмещать то, что другим даже не приходило в голову! Конечно, эволюционировал и геймплей: в проектах появился открытый игровой мир и множество способов взаимодействия с окружающей средой.

Успешный успех?

Несмотря на успех, сотрудничество между Кодзимой и студией Konami, в которой он работал над серией MGS, не было гладким. В 2015 году дизайнер покинул Konami и основал собственную студию — Kojima Productions. О причинах такого решения официально он не говорил. 

Одна из основных версий: дизайнер и студия по-разному видели стратегию разработки игр. Кодзима известен своим стремлением создавать инновационные и художественные проекты, а Konami как компания ориентировалась на коммерческий успех. Это противоречие могло привести к конфликту.

Также сообщалось, что во время разработки Metal Gear Solid V: The Phantom Pain Кодзима и его команда столкнулись с проблемами — ограничениями в бюджете и сроках. Это могло вызвать дополнительное напряжение в отношениях между дизайнером и Konami.

Многие фанаты жалеют, что после разрыва отношений с Konami незавершенным остался один из проектов — новая часть культового хоррора Silent Hill, где должен был участвовать Норман Ридус.

А что дальше?

В 2019 году Kojima Productions выпустила свою первую игру — Death Stranding. Уникальный геймплей, захватывающий сюжет — этот проект стал воплощением визионерского мышления и креативности Кодзимы.

Одна из ключевых особенностей Death Stranding — акцент на сотрудничестве между игроками. События происходят в мире, разрушенном после загадочного события. Игрокам предстоит восстанавливать «связи» между изолированными поселениями и переносить грузы через опасные территории, оставляя следы, строя полезные сооружения и помогая другим пользователям. Хотя игра и однопользовательская (то есть с другом вместе в нее не поиграть), все это создает ощущение совместного путешествия в виртуальном мире.

В игре присутствуют известные актеры, которые озвучивают и представляют сюжетных персонажей. Сэма Бриджеса, главного героя, играет Норман Ридус, известный по сериалу «Ходячие мертвецы». Мадс Миккельсен, Лея Сейду, Линдсей Вагнер и Трой Бейкер тоже засветились в проекте. Наблюдать за кат-сценами (неигровыми вставками) в Death Stranding — настоящее удовольствие. И это вы еще не слышали саундтрек к игре!

А почему Кодзима — гений?

На протяжении всей своей карьеры Кодзима вносил новые концепции и механики геймплея, которые имели долгосрочное влияние на игровую индустрию: от «стелс» в MGS до революционного асинхронного мультиплеера в Death Stranding. В 2004 году он попал в книгу рекордов Гиннесса как создатель первой «стелс»-игры и самой продаваемой игры для PS2. 

Влияние Кодзимы уже давно выходит за рамки игрового мира, проникая в поп-культуру. Сотрудничество с известными актерами, режиссерами и музыкантами (как в Death Stranding) — еще одно тому подтверждение. 

Сейчас, благодаря собственной независимой студии, дизайнер имеет полную свободу и возможность делать то, что хочет. 

«Я делаю игры для того, чтобы люди получали от них удовольствие, для их развлечения. В моем детстве игр не было, их роль выполняли фильмы и книги»

#игры @forbes_young