Недавно представилась возможность посетить авиасалон в Ле-Бурже. Но самое большое впечатление на меня произвели далеко не современные образцы авиационной техники...
В музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже стоят рядом два белоснежных самолета с тонкими носами и изогнутыми крыльями. Даже если бы вы не знали, что это Конкорды, вы бы всё равно остановились, поражённые их видом. Они кажутся пришельцами из будущего, внезапно оказавшимися среди привычных лайнеров. Но на самом деле - это прошлое. Великолепное, амбициозное, а местами и трагичное.
Конкорд родился в 1960-х - десятилетии, когда человечество мечтало летать быстрее скорости звука. Конкорд стал символом этой мечты, как и его советский «собрат» - Ту-144.
В 1973 году именно в Ле-Бурже, на знаменитом авиасалоне, случилась катастрофа Ту-144. Самолет развалился в воздухе при демонстрационном полете, погибли все члены экипажа и несколько человек на земле. Этот день стал первым серьёзным ударом по мечте о массовой сверхзвуковой авиации.
Подробнее об этой авиакатастрофе:
Спустя почти три десятилетия, в 2000 году, ещё одна катастрофа окончательно похоронила сверхзвуковую гражданскую авиацию. Конкорд авиакомпании Air France разбился при взлёте из аэропорта Шарль-де-Голь, в нескольких километрах от Ле Бурже. Причиной стал обломок на полосе, который повредил шину и вызвал разрушение топливного бака. Погибли все кто был на борту. Это событие стало началом конца для Concorde - уже в 2003 году его эксплуатация была прекращена.
Подробнее об этой авиакатастрофе:
В Ле Бурже стоят два Конкорда. Первый - прототип с регистрацией F-WTSS. Это был самый первый Concorde, совершивший полёт 2 марта 1969 года в Тулузе. Именно этот борт первым из серии преодолел звуковой барьер - 1 октября 1969 года он держал скорость 1,05 Маха в течение 9 минут. Ту-144 сделал это раньше - 5 июня 1969 года. Данный борт участвовал в исследовательских программах и даже преследовал солнечное затмение в июне 1973 года, летя на высоте более 17 километров. Уже в октябре того же года он был отправлен «на пенсию» - в Ле Бурже, где и находится до сих пор.
Рядом - серийный Конкорд с регистрацией F-BTSD. Это самолёт-рекордсмен: именно он в 90-е облетел Землю по двум направлениям, установив мировые рекорды по времени кругосветных полетов. Восточный маршрут - через Нью-Йорк, Дубай, Бангкок, Гуам и Гонолулу - занял всего 31 час 27 минут. Этот рекорд до сих пор зафиксирован в книге рекордов Гиннеса. А в 1996 году этот самолет даже успел побывать в ливрее Pepsi - во время рекламной кампании.
Снаружи Concorde - это монумент. Гладкий фюзеляж, изогнутый нос, будто заточенный клинок. Вблизи он производит впечатление машины из научной фантастики. Но стоит зайти внутрь - и всё меняется. Очень узкий проход, низкий потолок, расположенные близко друг к другу кресла - от комфорта современного лайнера здесь нет и следа. Пространства настолько мало, что кажется, будто ты в капсуле. Оказалось, внутри он гораздо меньше, чем я ожидал.
И в этом контрасте - вся суть Конкорда. Он обещал будущее, но стал частью прошлого. И теперь, стоя в музее между этими двумя машинами, ловишь себя на мысли: мы ведь действительно летали быстрее звука. И возможно, однажды - полетим снова.
Ставьте лайки если понравилась наша новая рубрика про авиацию!