Авиасалон в Ле-Бурже – один из крупнейших авиасалонов в мире, проходящий близ Парижа (Франция). Раз в два года сотни тысяч любителей авиации приезжают сюда, чтобы насладиться красотами неба и мастерством пилотов. А компании-производители со всего света спешат представить миру новейшую авиационную технику. Большое и значимое событие в один день обернулось страшной трагедией, которая навсегда вошла в историю мировой авиации.
“Битва за сверхзвук“ – слова, которые хотя бы раз в жизни слышал каждый, кто интересуется авиацией. О создании сверхзвуковых самолётов в мире задумались вскоре после окончания Второй мировой войны. Ведущие страны занялись проектированием совершенно новых и уникальных машин. Но чей самолёт поднимется в небо первым? В 1962 году Великобритания и Франция приступили к совместной разработке сверхзвукового лайнера, впоследствии получившего имя “Конкорд“ (“Согласие“). Примерно в это же время в гонку вступил Советский Союз со своим детищем – Ту-144. К слову, между собой Ту-144 и “Конкорд“ внешне были схожи. Первый полёт опытного Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше Конкорда. Этот полёт ознаменовал победу Советского Союза в битве на сверхзвук. Однако, всеобщая эйфория продлилась недолго.
Как говорилось ранее, авиасалон в Ле-Бурже являлся, пожалуй, самой престижной выставкой авиационной техники. В 1972 году Воронежским заводом был построен первый серийный Ту-144, получивший регистрационный номер СССР-77102. Советский Союз не мог не продемонстрировать миру своё превосходство, и в 1973 году этот самолёт был отправлен на авиасалон в Ле-Бурже, где ему впервые предстояла наглядная схватка с «Конкордом». В составе советской делегации во Францию отправился экипаж состоящий из: командира Михаила Козлова, второго пилота Валерия Молчанова, штурмана Георгия Баженова, бортинженера Анатолия Дралина, а также заместителя генерального конструктора Владимира Бендерова и ведущего инженера по испытаниям Бориса Первухина.
3 июля 1973 года, воскресенье, заключительный день выставки в Ле-Бурже. Вчерашний демонстрационный полёт Ту-144 вызвал восторг у всех зрителей. Экипаж показал возможности нового самолёта и доказал, что СССР вправе соперничать с конкурентами с Запада. Сегодня же был заключительный день полётов, и на земле находилось более 300 000 человек.
Всё внимание зрителей было устремлено на пилотаж. Первым выступал конкурент. “Конкорд“ поднялся в небо, сделал пару виражей и пролётов над полосой. В конце пилоты продемонстрировали посадку конвейером: самолёт сел на ВПП, проехался по ней и резко взмыл в воздух. Этот трюк позволил западу “вырваться вперёд“, и от СССР ждали чего-то подобного.
В 15 часов 19 минут взлетел Ту-144. Сотни тысяч зрителей подняли глаза в небо, предвкушая изумительное шоу. Самолёт выполнил несколько манёвров, после чего сделал запланированный проход над полосой на малой скорости с выпущенными шасси и передним крылом, как бы приветствуя зрителей. Этот проход над полосой был вторым и заключительным. Лётная программа подходила к концу. Но этого было мало. Все ждали “особенного трюка“, который бы не оставил шанса “Конкорду“. Пролетая над ВПП на высоте 190 метров, экипаж включил форсаж двигателей и начал резкий набор высоты, убирая при этом шасси и переднее крыло. Ту-144 пошел на третий заход, никем не предусмотренный. Все замерли в ожидании чего-то потрясающего
Набрав высоту 1200 метров, нос самолёта неожиданно дёрнулся вниз. Это произошло очень резко. Ту-144 начал входить в пикирование под углом 38˚. Зрители были в восторге! Все думали, что эффектное пике и выход на малой высоте – это и есть тот самый козырь. Но самолёт продолжал нестись к земле на скорости более 700 км/ч. Люди с тревогой всматривались в небо, ожидая, что лайнер вот-вот выйдет из пике. Но самолёт падал. Падал прямо на глазах 300 тысяч зрителей. Вдруг на секунду показалось, что лайнер начал выравниваться, и все с облегчением выдохнули! Но через 5 секунд, на высоте 280 метров, когда перегрузки достигли почти 5g, у самолёта оторвало левое крыло. Лайнер выполнил полубочку, после чего из-за колоссальных нагрузок развалился прямо в воздухе.
Люди стояли молча и боялись проронить слово. Более четверти миллиона человек вживую увидели, как надежда советской авиации разрушилась в воздухе. Горящие обломки рухнули на небольшую деревушку в 6 километрах от аэропорта Ле-Бурже. Соревнование с Западом привело к страшной катастрофе. Погибли все 6 человек, находившихся на борту Ту-144, а также 8 человек на земле, включая 3 детей. Ещё 25 человек на земле получили ранения. Трупы всех членов экипажа были сильно обезображены, и опознать их было достаточно трудно.
Крушение Ту-144 на авиасалоне в Ле-Бурже является одной из самых загадочных авиакатастроф XX века. Прошло уже больше 50 лет, но до сих пор никто не может однозначно сказать, что же произошло на самом деле. Для расследования причин была создана комиссия из французских и советских специалистов. С одной стороны, оба государства договорились о тесном сотрудничестве, но с другой – никто не хотел признавать себя виновным. Речевой самописец был обнаружен целым и невредимым, но позже выяснилось, что во время полёта он не был включён. Аварийный самописец не нашли. Позже СССР обвинят в похищении кассеты аварийного самописца, чтобы скрыть истинные причины крушения. В итоге комиссии пришлось использовать материалы французского телевидения и любительские фото/видеоматериалы. А их было много, например, вот видео последнего пролёта и момента крушения:
Ту-144 проходит над полосой и резко взывает в небо. Всё это время полёт Ту-144 снимал французский самолёт-разведчик Мираж 3P, но советский экипаж не знал об этом. После выравнивания на высоте 1200 метров лётчики замечают вблизи себя “Мираж“ и в целях предотвращения столкновения отворачивают самолёт вправо и вниз на пикирование. При этом, по версии комиссии, Бендеров был единственным, кто в кабине не был пристегнут и снимал полёт на видеокамеру. В результате резкого и неожиданного манёвра уклонения непристёгнутый Бендеров падает вперед и роняет камеру, которая, попав в углубление внизу штурвала, блокирует его нормальную работу. Далее экипаж полностью теряет управление и происходит катастрофа. Это не столько официальная версия, сколько вероятная гипотеза, которая упоминалась чаще всего и на которую сослалась экспертная комиссия. В результате причины катастрофы объявили неустановленными. Москва взяла на себя все выплаты по компенсации. Дело было засекречено, и допуск к нему был закрыт.
Такой итог был выгодным для обоих государств. Однако, выводы, сделанные комиссией, понравились не всем. В течении следующих лет выдвигались самые разные версии, каждая из которых имела какие-либо политические или технические предпосылки. Согласно одной из версий, советское руководство приказало лётчикам выжать максимум из самолёта и превзойти “Конкорд“. Москва знала, что лайнер не был готов на 100%, но имидж страны был превыше всего. Впоследствии СССР эту версию отвергал и настаивал на диверсии. Что касается кассеты с аварийного самописца, то она действительно была. При поиске обломков советские специалисты случайно нашли эту кассету и сделали вид, что она не имеет значение для расследования. Есть версия, что одному из офицеров был отдан приказ тайно вывезти её из Франции и передать на родину в Москву. Записи были расшифрованы, а материалы хранились в личном сейфе министра авиационной промышленности СССР П.В. Дементьева.
Важно понять, что любой авиакатастрофе присуще несколько причин. Это всегда цепь негативных обстоятельств, которые неизбежно приводят к трагедии. В связи с этим, наиболее правдоподобной выглядит версия, что главной причиной катастрофы стала совокупность отдельных недоработок на разных стадиях создания Ту-144 и подготовки к авиасалону в Ле-Бурже.
На борт самолёта был установлен экспериментальный блок. Он являлся частью системы управления и вырабатывал дополнительный сигнал, подаваемый на рули пропорционально величине нестриммированности штурвала. Это приводило к изменению привычной связи между положением штурвала и элевонами (гибрид элеронов и рулей высоты). Чтобы это исключить, пилоту необходимо было постоянно триммировать штурвал и ослаблять на него нагрузку. Блок включался-отключался только при уборке и выпуске переднего крыла, поэтому следовало это делать только при стриммированном штурвале, чтобы не получить скачка на отклонение элевонов. Вероятнее всего, экипаж об этом не знал, но почувствовал изменения в управлении в полёте 2 июня. В демонстрационном полете 3 июля пульт должен был быть закрыт специальной крышкой. Но анализ обломков показал, что крышка была снята. Это давало возможность случайно активировать переключатели на блоке и подать сигнал рулям.
Некоторые инженеры, конструкторы и лётчики-испытатели, склоняются к следующей версии катастрофы. По словам очевидцев, на полётах 2 июня программа “Конкорда“ произвела более сильное впечатление, чем выступление Ту-144. Вечером в гостинице собрались несколько членов делегации и экипаж. Это был секретный разговор, который не вышел за пределы номера отеля. Было принято решение о выполнении специального манёвра, который бы позволил “переплюнуть“ Запад. Во время второго прохода над ВПП экипаж должен был выполнить “крутую“ горку, затем выйти в горизонтальный полёт и на этом закончить программу. Такой манёвр ранее не отрабатывался, его не планировали, и вообще это являлось нарушением правил демонстрационных полётов. Командир экипажа М.В. Козлов долго не соглашался выполнять эту фигуру пилотажа. Член экипажа, заместитель главного конструктора ОКБ Туполева В. Бендеров поддерживал своего командира. Он утверждал, что самолёт не прошёл необходимые испытания и не был готов к таким резким манёврам. В итоге экипаж “уговорили“ и все отправились к самолёту. В кабине оказывается пять человек, а шестой – инженер Б. Первухин, остался в салоне.
Итак, самолёт взлетает, выполняет несколько манёвров, после чего выполняет первый проход над ВПП. Экипаж выпускает шасси и переднее крыло, как бы приветствуя зрителей. При выпуске переднего крыла самолёт дёрнулся вниз, но экипаж вовремя среагировал. Пилоты уже наблюдали такое поведение самолёта во вчерашнем полёте, но внимания этому не придали. Сейчас же ситуация повторилась, поэтому было принято решение прервать полёт и следовать на посадку. Позже самолёт вёл себя как прежде, и психологическая обстановка в кабине нормализовалась. Решение о посадке было отменено, и экипаж продолжил выполнение задания.
Ту-144 проходит над полосой и неожиданно для многих начинает выполнять “горку“. Не сумев выровняться на высоте 400 метров, экипаж принимает решение выпустить переднее крыло. Это помогает и на высоте 1200 метров самолёт выходит в горизонтальный полёт. Пилоты убирают переднее крыло и готовятся к посадке. В эту же секунду блок отключается (из-за уборки переднего крыла) и самолёт подаёт максимальный сигнал элевонов вниз на пикирование. Рули отклонятся, и лайнер входит в крутое пикирование с отрицательной перегрузкой 1-1,5g. Лётчики пытаются выровнять самолёт, но штурвал упирается в дополнительный загружатель, который активируется при уборке переднего крыла. Это ограничивает ход штурвала по тангажу. Это факт подтверждает, а вернее отрицает падение видеокамеры в углубление под штурвалом. При отрицательных перегрузках это просто невозможно.
Понимая, что пикирование возникло из-за уборки переднего крыла, командир даёт команду на его выпуск. Сигнал на элевоны отключается. Но на высокой скорости, это привело к возникновению сильных нагрузок на крыло. Вначале рушится крыло, а затем разваливается и сам лайнер. Скорее всего, экипаж не ожидал увидеть “Мираж“ и это отвлекло внимание командира. Инстинктивно резким движением он отвернул самолёт вправо-вниз. Этот момент практически совпал с моментом уборки переднего крыла.
Точная причина неизвестна до сих пор. Самолёт к выставке готовили в спешке, поэтому во многих системах и режимах лайнер не был проверен. Сама программа демонстрационного полёта была изменена только для того, чтобы “не упасть в грязь лицом“ перед миром. Конечно, весь экипаж должен был сразу же отказаться от изменений в программе, но, скорее всего, было сильное давление “сверху“. Экипаж, впервые встретившись с подобной ситуацией, проявил блестящее мастерство пилотирования. Лётчики действовали быстро, правильно и без паники. Они не были в курсе некоторых особенностей конструкции и уж точно не усугубили положение своими действиями. Позже были проведены испытания крыла с такой нагрузкой, которая была в том полёте. Выяснилось, что если бы крыло было сделано и испытано заранее и в соответствии с нормами прочности, то в той ситуации оно бы выдержало нагрузку, и самолёт вышел бы из пикирования над высоте 100-150 метров над землёй.
Погибли люди. Погибли хорошие лётчики, которые до конца пытались спасти неуправляемый самолёт и имидж государства. Ту-144 летал на парижском авиасалоне и в 1975, и в 1977 годах. В том же году самолёт поставили на пассажирские авиаперевозки, но продолжались они недолго. Позже произойдёт ещё одна катастрофа, прежде чем власти поднимут вопрос о выведении самолёта из эксплуатации. К слову, “Конкорд“ в конце-концов тоже прекратил полёты и в 2003 году совершил свой последний рейс. Эра сверхзвуковой авиации так и не наступила.
Если понравилась статья - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых. Заранее спасибо от всей команды!
"Расследования авиакатастроф" в Telegram