Российский топливный рынок переживает тихую революцию: пока крупные игроки фокусируются на гигантских комплексах вдоль магистралей, малые города становятся центром притяжения компактных контейнерных АЗС. Этот тренд не только открывает новые возможности для локального бизнеса, но и стремительно меняет карту заправок страны.
Чтобы убедиться, расскажем от первого лица. ООО «Профметстрой» более 10 лет занимается продажей топлива, управляя двумя традиционными АЗС на трассе и тремя контейнерными – в Нижнем Ломове Пензенской области (тот самый небольшой населенный пункт, где проживает 20 тыс. человек).
«Перед запуском КАЗС мы провели расчёты, – рассказывают в компании. – Экономика показала явные плюсы размещения точек сбыта внутри города. Ключевой фактор для нас – быстрая окупаемость вложений».
Цифры: города и трассы
В 2024 году лишь 14% новых объектов АЗС пришлись на магистрали. До 70% станций независимых операторов были открыты в пунктах с населением менее 100 тыс. человек. Причина – сравнительно низкие затраты на запуск КАЗС и быстрая окупаемость.
- Установка стационарной АЗС на трассе требует ₽15–30 млн инвестиций, тогда как КАЗС обходится в ₽3,5–6 млн.
- Сроки запуска сокращаются с 6–12 месяцев до 2–4 недели за счет быстрой установки КАЗС на месте (требуется бетонное основание без глобальных земляных работ).
- Окупаемость – 10–18 месяцев против 3–5 лет у традиционных АЗС.
Муниципалитеты охотно выделяют земли под КАЗС через аукционы. Например, «Профметстрой» получил участки в долгосрочную аренду после подтверждения их статуса как свободных. В сельских районах КАЗС решает проблему доступности топлива, поэтому в администрации, как правило, идут навстречу при оформлении участков.
Требования: мифы и реальность
Распространено мнение, что пожарные нормы для КАЗС «невозможно соблюсти». Практика же говорит об обратном:
- В населенных пунктах разрешено устанавливать резервуары до 40 м³ (вне населенных – до 60 м³), с разделением на секции по10 м³ каждая.
- Разрешается использовать двустенные резервуары с контролем утечек.
- Требования СП 156.13130.2014 выполнимы при грамотном проектировании. В «Профметстрой» пояснили, что нормы пожарной безопасности прописаны четко. Нереальных условий там нет.
Бизнес-модель для малых городов
Компания «Профметстрой» реализовала типовую схему размещения, актуальную для райцентров:
- Станции Benza “Бизнес-моноблок” (30 м³), трехсекционные под АИ-92 и АИ-95.
- Локации – на въездах или в центре населенного пункта.
- Лизинг с выплатой за 2 года (компания действительно выплатила лизинг за два года).
Несмотря на изначально консервативные прогнозы, объекты КАЗС показали выручку выше ожидаемой. Федеральные трассы поделены между крупными брендами, поэтому среднему бизнесу выгоднее развиваться внутри населенных пунктов.
За 10 лет также выявили такую тенденция, что в малых городах больше половины автовладельцев заправляются именно в городской черте, избегая выезда на трассу. Идеально подходит локация на въезде (именно она принесла больше всего прибыли и быстрее окупилась).
При выборе поставщика «Профметстрой» ориентировался на репутацию производителя. Benza (из Пензы) была выбрана по отзывам, минуя столичных и краснодарских поставщиков. Выбор компании из домашнего региона также позволял надеяться, что в случае технических недочетов они будут быстро устранены.
Мини-форматы АЗС доказали: рентабельность возможна без гигантских инвестиций и трасс-миллионников. Уже к 2030 году каждый райцентр с населением от 10 тыс. человек будет иметь минимум 1-2 КАЗС в черте города, сокращая "топливные пустыни" и формируя новую карту доступности топлива в России.