В Ельце я бываю довольно часто, люблю этот купеческий городок. В нём остался дух старины, уюта, нет вакханалии застройки в историческом центре города.
Посещаю экскурсии по городу каждый год, могу практически уже устраивать и свои экскурсии. Чаще всего экскурсии в Ельце о писателях Иване Бунине и Михаиле Пришвине, о музыканте Тихоне Хренникове, о художнике Николае Жукове.
Неоднократно бывала на экскурсиях по истории города. Архитектура храмов и купеческих домов прямо столичного масштаба!
Вот, к примеру, экскурсовод рассказывает о строительстве главного собора города - это Вознесенский собор, который проектировал Константин Тон, он же автор храма Христа Спасителя в Москве. А знаете, кто оплачивал строительство этого храма? Нет, не город, а семья купцов Петровых, которые более полувека трудились над постройкой и украшением одного из самых крупных православных храмов в России.
Купцы Петровы занимались торговлей зерна и муки собственного производства, торговали салом, у них был мыловаренный завод, а также производили кирпич.
Еще пример: Александр Николаевич Заусайлов промышленник и благотворитель, очень много сделал для города и был похоронен под алтарем Великокняжеской церкви в центре Ельца.
Много еще деятельных людей было в Ельце, а купцы — это предприниматели, которые созидательным трудом поднимали город. И где все великие люди Ельца нашли свой покой?
Практически все они захоронены на Казанском кладбище. Исключением являются несколько человек: Тихон Хренников (во дворе его дома-музея) и Александр Заусайлов.
Я отправилась изучить Казанское кладбище Ельца.
Вот что я там увидела.
На кладбище есть главная аллея-дорога, ею пользуются горожане просто пройти от одной части города к другой. Есть часовня и действующий храм. Кладбище закрыто для захоронений с 1970-х годов. И его соcтояние просто ужасающее. Главной проблемой является то, что оно сильно заросло деревьями, они аварийные и их корневые системы поднимают фундаменты памятников. История этого кладбища берет начало с указа Екатерины 2 в 1770 г.
Мне хотелось найти карту кладбища с отмеченными именами захоронений, но ее нет. Актуализированной схемы просто не существует. На многих памятниках даже нет фамилий. Конечно, искусствоведы Ельца имеют представление, где и кто захоронен, но в открытом доступе такой информации нет. Это неуважение к людям, поднимавшим этот город.
Для тех, кто хочет подробнее почитать об этом старом кладбище, вот ссылка.
А я хотела бы показать, чем являются старые территории кладбищ в Мире.
В любом случае придет время, когда растущий город поглотит территорию кладбища. В нашей культуре не принято устраивать танцы на костях и превращать такие территории в парки. Но есть культуры, в которых отношение к кладбищам, как и к смерти лишено трагизма.
В Датском Копенгагене есть кладбище Ассистенс Assistens Kirkegård, где среди прочих захоронен Ганс Христиан Андерсен. Это место жители стали использовать как парк уже в 19 веке.
Сегодня Ассистенс – самое большое (25 га) зеленое пространство района Норребро. В 2003-м старую конюшня на углу кладбища преобразовали в музей писателя и художника Германа Стиллинга (www.hermanstillingmuseet.dk). В нем, помимо постоянной экспозиции, есть выставочный зал, мастерская для детей и кафе. С некоторых пор кладбище позиционирует себя как культурный и образовательный центр – семинарами и лекциями (и естественно, «гением места») оно помогает людям осознать собственную идентичность.” c (https://inex-magazine.ru/zelenye-mesta-pamyati/)
В Нью-Йорке в США есть кладбище 19 века Грин-Вуд. Его автором был ландшафтный дизайнер Дэвид Бэйтс Дуглас.
“Он создавал романтический парк с холмами, тропинками, кустами жасмина и сирени, заросшими прудами и проч., могилы и склепы живописно располагались по склонам холмов и на опушках. Вся структура сохранилась по сей день. В Грин-Вуде до сих пор хоронят. Здесь впечатляют не столько выдающиеся имена усопших (изобретатель Сэмюэль Морзе, композитор Леонард Бернстайн и др.), сколько панорамные виды и красота природы. В середине XIX кладбище было самым посещаемым туристическим местом в США после Ниагарского водопада. Именно оно дало толчок созданию Центрального парка.”
“В 1999-м году для развития и сохранения Грин-Вуда учредили некоммерческую организацию Green-Wood Historic Fund. Фонд устраивает на кладбище выставки и арт-перформансы, проводит лекции по искусству, празднование Хэллоуина, мемориальные реконструкции в честь героев гражданской войны (их могилы выявили и отреставрировали), издает журнал, создал Клуб друзей Грин-Вуда, собирает частные пожертвования. Кладбище является членом Орнитологического общества США. В 2006-м самое название зарегистрировано как торговая марка. Кладбище Грин-Вуд позиционирует себя как культурный центр Бруклина. c (https://inex-magazine.ru/zelenye-mesta-pamyati/ )
И вернемся к старому кладбищу Ельца.
Такую память они заслужили?
Друзья, какое у вас отношение к старым кладбищам в черте города? Чтобы предложили с ними делать?
Меня зовут Оксана Черных, и я – ландшафтный архитектор по специальности. Практикую с 2015 года, закончила МАРХИ. Я создала этот блог для того, чтобы делиться с вами актуальной и полезной информацией, основанной на личном опыте.
Вы также можете обратиться ко мне по садовым вопросам: ландшафтный проект, комплектация и авторский надзор за созданием сада.
В шапке профиля есть все ссылки для связи со мной.
Есть еще интересные материалы на моем канале:
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал
Друзья, любая ваша активность (лайки, комментарии, репосты) продвигает этот полезный блог. Буду рада и признательна вам, если вы поделитесь моими публикациями на своих страницах, чтобы как можно больше людей узнали об этом канале.
Вам понравились идеи превращения западных кладбищ в парки?