Смоленск - город с очень бурной исторической судьбой и, несмотря на сотрясавшие его войны и междоусобия, богатый достопримечательностями. Настолько богатый, что я, честно говоря, в них потерялся и до сих пор не очень понимаю, как собрать впечатления в структурированный рассказ. Очевидно, уместить в одну часть все не получится, так что сегодня поговорим об истории.
В древнерусский период Смоленск был центром удельного княжества. Расположенный в верховьях Днепра, он был важным торговым центром, а само название города, по наиболее распространенной версии, происходит от того, что в этих местах смолили суда.
Со временем город оказался яблоком раздора между Москвой и Литвой. Можно сказать, именно здесь решалось, кому быть гегемоном на пространстве исторической Руси.
В начале 15 в. Смоленск прибрал к рукам литовский князь Витовт. Это был пик территориальной экспансии Литвы, контролировавшей к этому времени всю западную и южную Русь, в то время как Москва все еще бодалась за лидерство на северо-востоке Руси с Тверью и Новгородом.
Однако на протяжении 15 века баланс сил изменился. Москва объединила вокруг себя северо-восточную и северо-западную Русь и выстроила жесткое и эффективное централизованное государство, подавив феодальный сепаратизм земель. Литва, сблизившись с Польшей, напротив, все больше погружалась в шляхетскую анархию, усугубляемую религиозной рознью.
Собственно, именно благодаря выбору западного религиозного вектора Литва начинает терять контроль над своими русскими владениями. Сперва от Литвы отложились наиболее удаленные т.н. верховские княжества, перешедшие под власть Москвы. В 1430-е гг. Литву раздирало междоусобье, где религиозный фактор тоже играл не последнюю роль, и от Литвы едва не откололось Великое княжество Русское, включавшее в себя западнорусские владения литовских князей с православным населением.
К началу 16 века московские князья, подчинив Новгород и Псков, обращают свой взгляд на Смоленск, через который шла самая прямая дорога с запада на Москву. Естественно, нахождение столь значимого пункта под контролем Литвы им понравиться не могло. В начале 16 в. между Москвой и Литвой вспыхивает большая война за Смоленск, одним из эпизодов которой становится столь любимая белорусскими националистами Оршанская битва (1514 г.), которая, несмотря на победу литовцев, предотвратить потерю Смоленска так и не смогла.
После взятия Смоленска весь 16 век стратегическая инициатива была на стороне Москвы, которая постоянно прощупывала Литву на прочность. Это вылилось в череду порубежных конфликтов, основной ареной которых стала современная восточная Белоруссия. В 1563 г. Иван Грозный нанес Литве очередной сокрушительный удар, захватив Полоцк и тем самым создав непосредственную угрозу уже для литовской столицы.
После этого стало окончательно ясно, что самостоятельно Литва противостояние с Москвой не "вывозит", и это резко ускорило процесс сближения с Польшей. До Люблинской унии литовско-польский альянс был весьма рыхлым, причем с постоянной фигой в кармане со стороны Литвы, элита которой всячески пыталась уклониться от слишком душных объятий западных "братьев". И хотя культурное влияние Польши в Литве шло по нарастающей, политически она оставалась вполне самостоятельной. После Люблинской унии Литва становится фактически провинцией Польши, хоть и с правами автономии. Заодно польская Корона обкорнала литовского "брата", отняв у него Украину и Подляшье. Но зато на выходе получилось хоть и весьма рыхлое, но крупное и мощное государство, которое сразу же показало зубы. Король новоявленной Речи Посполитой Стефан Баторий вышиб русские войска из Полоцка и дошел до Пскова, хотя взять его не смог.
В общем, становилось понятным, что продвинуться на запад от Смоленска у Москвы не получится, и город был превращен в пограничную крепость. В 1596-1602 гг. под руководством зодчего Федора Коня здесь возводятся мощные крепостные стены с башнями протяженностью 6,5 км.
К настоящему времени уцелело менее половины крепостных стен и башен, однако они остаются одним из главных символов Смоленска. Смоленская крепость - типичный образец московского оборонного зодчества. Прясла с "ласточкиными хвостами", башни разных форм, но характерного "русского" вида. Фрагменты крепостных стен опоясывают весь исторический центр Смоленска:
Крепостные стены и башни в Лопатинском саду:
Фрагмент стен в Парке пионеров:
Фрагменты стен и памятник князю Владимиру возле Днепра:
В пролом между стенами вливается шумная и забитая машинами улица Беляева, виден Успенский собор:
На месте утраченных башен установлены вот такие памятные знаки:
Днепровские ворота - бывшая надвратная башня у моста через Днепр. В 18 в. она была основательно перестроена, и в ней была устроена церковь, где хранилась почитаемая икона Богоматери Одигитрии, привезенная в Смоленск Борисом Годуновым в 1602 году. Невольно напрашивается аналогия с Остробрамской иконой в Вильно, которая тоже хранится в надвратной часовне. Сегодня Днепровские ворота никуда не ведут, т.к. исторический мост через Днепр разрушен, а новый находится чуть в стороне:
Макет Смоленской крепости в ее первоначальном виде:
Крепость была построена как нельзя вовремя. В Московском царстве началась смута, и теперь уже поляки с литвинами пытались взять реванш. Планом-максимум было посадить на московский престол своего ставленника, планом-минимум - отщипнуть от ослабевшей России что получится, прежде всего - Смоленск. В 1609-11 гг. Смоленск выдерживает осаду польско-литовских войск. И хотя город был в итоге взят, он отвлек на себя значительную часть польских сил, тем самым оказав услугу народному ополчению, которое в итоге вытурило поляков из Москвы и возвело на престол новую русскую династию Романовых.
Однако Смоленск был для России потерян и оставался под властью Литвы вплоть до 1654 г.
В наследие от тех времен сохранилась т.н. Королевская крепость, или Сигизмундов вал - бастион, который поляки соорудили на месте пролома в западной части крепостных стен. Когда Смоленск вновь вернулся к России, здесь были устроены тюремные казематы. В 19 веке смоленский губернатор Александр Лопатин сделал бывший бастион частью благоустроенного парка, который сегодня в его честь называется Лопатинским садом:
Захваченный поляками Смоленск был опустошен и обезлюжен, поэтому город фактически заселялся заново совсем другими людьми. Здесь появилась католическая шляхта, строились католические монастыри, среди православного населения распространялась уния. Вот как описывало Смоленск этого периода издание "Верхнее Поднепровье и Белоруссия" в начале ХХ века: "Из Литвы сюда привлекали разные земельные и торговые привилегии. Все эти меры к концу царствования Сигизмунда совершенно пересоздали Смоленск. Он стал походить на обычный западнорусский город с немецким городовым устройством. Совсем другого рода политики держались Сигизмунд и его преемник по отношению к церкви. Последовательно Смоленск стал обращаться в униатско-католический город. В нем был устроен иезуитский кляштор; кроме иезуитов в городе подвизались доминиканцы, а затем базилиане, специально назначенные для обращения православных в унию. Епископами стали назначаться униаты, притеснявшие православных. Католики получили преобладание в самом городе, на Соборной горе, устроен был кафедральный костел и резиденция бискупа смоленской епархии".
Еще одно описание польско-литовского Смоленска 17 в. я нашел в музее в Громовой башне:
В общем, Литва и Польша делали со Смоленском то же, что и с другими западнорусскими городами, превращая их в центры католицизма и унии. Если бы польско-литовское владычество здесь сохранилось, мы бы сейчас любовались костелами и католическими монастырями в стиле виленского барокко.
Естественно, Россия не смирилась с потерей Смоленска. В 1632-34 гг. между ней и Речью Посполитой вспыхивает новая война, которую теперь так и называют Смоленской. Однако для России она закончилась неудачно. Окончательно Смоленск становится российским в 1654 г., когда между Россией и Речью Посполитой разразилась большая война 1654-1667 гг. Случилось это при царе Алексее Михайловиче Тишайшем, памятника которому в Смоленске совершенно незаслуженно нет.
После возвращения в Россию Смоленск опять пересоздается заново. Католики и униаты отсюда ушли. В частности, смоленский воевода Филипп Казимир Обухович после сдачи Смоленска "бросил якорь" в имении Великая Липа под Несвижем. Православная же смоленская шляхта, хоть и присягнула московскому царю, настолько пропиталась польскими нравами, что еще весь 18 век держалась обособленно.
Однако сам город очень быстро перестраивается на московский манер. В 18 веке, когда Польша и Литва особенно глубоко наследили в облике белорусских городов, Смоленск уже был российским. Поэтому, несмотря на свое пограничное положение и достаточно длительное пребывание в составе Литвы, ничего "литовского" вы здесь не увидите.
Следующим большим катаклизмом в истории Смоленска стала Отечественная война 1812 г. И снова город-крепость принял на себя сильный удар. Именно во время наполеоновского нашествия смоленские стены и башни подверглись наиболее серьезным разрушениям и утратили свою целостность, превратившись в обособленные фрагменты. О событиях 1812 г. в Смоленске напоминают многочисленные памятники:
Памятник "Благодарная Россия - Героям 1812 г." Установлен в 1912 г., т.е. к 100-летнему юбилею. Для дореволюционной России война 1812 г. была примерно тем же, чем является Великая Отечественная война сейчас. Памятник успешно пережил период воинствующего исторического нигилизма первых десятилетий советской власти, когда многие мемориалы Отечественной войны 1812 года были уничтожены:
Памятник Софийскому полку. Стоит возле Королевской крепости, также был установлен к 100-летию окончания Отечественной войны 1812 г.:
Такие типовые часовни-обелиски по повелению императора Николая I устанавливались в местах наиболее значимых сражений войны 1812 г., всего их было 7, хотя изначально предполагалось 16. В советский период практически все они были уничтожены. К 200-летнему юбилею часть их восстановили, в том числе в Полоцке. Но смоленский памятник - единственный оригинальный:
Ну и, конечно же, памятники Великой Отечественной. Смоленск был оккупирован 16 июля 1941 г., а освобожден 25 сентября 1943 г. Как и раньше в Минске, в Смоленске день освобождения отмечается как День города. Однако вплоть до начала операции "Багратион", выбившей немцев из Белоруссии, Смоленск оставался фактически прифронтовым городам и подвергался интенсивным бомбардировкам:
Памятник Викторину Курицыну. После освобождения Смоленска он служил постовым и одновременно помогал родным и близким, потерявшим связь во время войны, находить друг друга:
Тоже своего рода военный памятник. Александр Твардовский и Василий Теркин. Советский писатель со шляхетской фамилией и его литературный персонаж:
А это памятник уже современной войне - мемориал участникам СВО:
Ну что ж, пока на этом остановимся, но о Смоленске это далеко не все.