Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Культурный натюрморт: живописная посуда, минеральные яйца и ваза с одуванчиками

Сегодня мы будем оптовиками и в этой статье посмотрим сразу две выставки в усадьбе-музее В. П. Сукачёва и посетим мастер-класс в музее Иркутского техникума машиностроения им. Н. П. Трапезникова.

Эти мероприятия решила объединить в один «культурный натюрморт», потому что объектами выставок являются посуда, пасхальные яйца из камней, а мастер-класс посвящён созданию многолетней композиции из одуванчиков. Ну вылитый натюрморт!))) Он мог бы выглядеть так 👇

Нейрофантазия
Нейрофантазия

Начнём с усадьбы-музея Владимира Платоновича Сукачёва (1849–1920)  – бывшего градоначальника Иркутска, мецената, коллекционера, книгоиздателя и фаната флоры. Помните, мы с вами ещё гуляли по парку, разбитому на территории усадьбы по плану самого Сукачёва 👇

Владимир Платонович, будучи биологом по образованию, привозил и высаживал растения из разных регионов страны и мира. Так, в русском сибирском саду появилась экзотика: сирень венгерская, орех маньчжурский, дуб монгольский, липа мелколистная, привезённая Сукачёвым из Европы.
В честь Владимира Сукачёва Михаил Березовский – русский орнитолог, археолог, этнограф, участник 14 экспедиций в неисследованные районы Азии – назвал открытый им новый вид птиц «Кустарница Сукачёва». Так что харизматичный иркутский градоначальник связан не только с флорой, но и с фауной. Настолько впечатляет масштаб этой исторической личности!
Кустарница Сукачёва. Фото из интернета
Кустарница Сукачёва. Фото из интернета

Но сейчас не про птичек, хотя они тоже будут. На посуде.

С 18 июня в усадьбе действует выставка «Иркутский фарфор. От Фабрики братьев Переваловых до Хайтинского завода» из собрания музея. В экспозиции представлены разные периоды работы Хайтинского фарфорового завода: чайные и кофейные сервизы, подарочные наборы, агитационный фарфор и скульптуры. 

Экспозиция посвящена 155-летию Хайтинского фарфорового завода и включает в себя более 200 произведений декоративно-прикладного искусства.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
  • Фабрика была основана в 1869 году братьями Филиппом и Даниилом Переваловыми. Расположен в посёлке Мишелёвка Усольского района Иркутской области. Высококачественная, отличающаяся необыкновенной белизной, чистотой, тонкостью черепка посуда фабрики пользовалась большим спросом. Продукция купцов Переваловых получала высокие награды, похвальные листы и медали.
  • В 1920 году фабрика была национализирована, с этого времени на изделиях появилось клеймо «Сибфарфор».
  • В годы Великой Отечественной войны завод перешёл на выпуск изоляционно-технического фарфора и химической посуды.
  • С 1954 года предприятие стало называться «Хайтинский фарфоровый завод».
  • 1960–1970-е годы — расцвет советского фарфора. Авторские изделия этих лет объединяла единая марка — горностай.
  • В августе 1969 года за успехи в развитии производства и в связи со 100-летием со дня основания завод наградили орденом «Знак Почёта».
  • В 1998 году завод был закрыт. После этого неоднократно предпринимались попытки возродить производство фарфора, но ни одна из них не увенчалась успехом.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Особенно интересно мне было рассматривать агитационный фарфор фабрики. Такой видела впервые.

Выпуск агитационного фарфора в России был налажен в 1918 году на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде, затем практика подобного художественного оформления фарфора распространилась по стране. В 1920–1930-е годы на Хайтинском фарфоровом заводе было налажено производство агитационного фарфора с государственной символикой, портретами полярников-папанинцев, изображениями колхозных ярмарок.

Агитационный фарфор: история и особенности

Обещала птичек, а тут ещё и зверушки. Это ликёрницы.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Любопытно посмотреть на посуду, на которой художниками обыгрывается тема Байкала и Восточной Сибири.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
На скульптуре «Геолог» есть и горностай (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
На скульптуре «Геолог» есть и горностай (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Скульптура «Геолог» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Скульптура «Геолог» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Зимние городские пейзажи на посуде (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Зимние городские пейзажи на посуде (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Сфотографировала описание выставки. Там рассказывается, как и почему Хайтинский завод стал «абразивным», но больше внимание уделено художникам.

Например, Нина Асямова предпочитала работать над сибирскими пейзажами и изображениями народностей севера.

Бурятские мотивы в роспись фарфора завода внесла Дина Воронцова.

Крупные яркие цветы появлялись на посуде благодаря таланту Раисы Алёшиной.

Сильные революционные образы и проработанные индустриальные пейзажи присущи работам Владимира Черткова.

Одесситы Виктор и Станислава Лозинские создавали необычные сервизы.

А работа над сложными предметами увлекали мастера Ольгу Копёнкину. Её выставку в Галерее Сибирского искусства мы видели тут 👇

Акварельной магией оживляла продукцию завода мастер Ольга Вахрушева, с которой я познакомилась в 2024 году. На её мастер-классе по кофейной живописи мне довелось побывать прошлой осенью тут же, в усадьбе Сукачёва 👇

Мой кофейный рисунок с использованием корицы и ванили (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Мой кофейный рисунок с использованием корицы и ванили (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Мастер-класс Ольги Вахрушевой (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Мастер-класс Ольги Вахрушевой (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Людмила Генинг отдавала предпочтение изображению сибирской флоры на фарфоре фабрики, а Светлана Богданова писала на посуде цветы широкими «алёшкинскими» мазками.

Подробнее о стилях художников Хайтинского завода тут 👇

-12

И немного фольклорных образов, чтобы показать сложность не только росписи, но и создания форм из фарфора.

Узнали сюжет? 👇

Это фарфоровая лампа-ночник по мотивам сказки П. П. Бажова «Каменный цветок» (1957–1965). Сюжет: крепостной парень Данила мечтателен и любит наблюдать за природой. Однажды он попадает в подмастерья к каменных дел мастеру. Задумчивый юноша нравится учителю, и тот повествует ему историю о каменном цветке. Данила узнаёт, что он растёт у Хозяйки внутри малахитовой горы, и начинает искать его, чтобы познать всю красоту камня (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Это фарфоровая лампа-ночник по мотивам сказки П. П. Бажова «Каменный цветок» (1957–1965). Сюжет: крепостной парень Данила мечтателен и любит наблюдать за природой. Однажды он попадает в подмастерья к каменных дел мастеру. Задумчивый юноша нравится учителю, и тот повествует ему историю о каменном цветке. Данила узнаёт, что он растёт у Хозяйки внутри малахитовой горы, и начинает искать его, чтобы познать всю красоту камня (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Русские девицы 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

И на меня произвели впечатление тарелка-портрет конца XIX века и блюдо с гербом Иркутской губернии начала ХХ века 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Блюдо выполнил Морозов Д. М. (1900–1910) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Блюдо выполнил Морозов Д. М. (1900–1910) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

От фарфора перейдём к другой части нашего «культурного натюрморта» – к минералам. До Пасхи и до конца апреля мы с вами любовались изумительной и разноплановой коллекцией мастера Альбины Праздничных 👇

А 25 апреля в усадьбе Сукачёва состоялось открытие выставки «Добрый знак Возрождения» из коллекции Александра Смирнова (Иркутск) 👇

-17

В экспозиции представлено более 100 яиц, изготовленных из минералов и горных пород сибирских месторождений. Выставка в музее работает до ноября.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Коллекция Александра Смирнова начала формироваться в середине 90-х годов прошлого века, и на сегодняшний день превышает 350 единиц, являясь одной из крупнейших в России!

Выставка организована при поддержке Ассоциации «Творческий союз камнерезов и ювелиров Байкальского региона».
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Особенностью коллекции стали минералы, уникальные только для Сибирского региона, некоторые из которых не встречаются больше нигде в мире, как например, уникальный чароит, «голубая яшма» – ирнимит; а многие очень редки и обладают редкими и уникальными особенностями, например, нефрит с эффектом «кошачьего глаза» с Восточного Саяна, иризирующий апатит со Слюдянки, уникальная по величине шпинель Гоновского месторождения.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Изделия коллекции изготовлены иркутскими мастерами, мастерами из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Асбеста, а также из Китая, Конго, Пакистана.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Ниже яйца из минералов Иркутской области 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Вот некоторые минералы, которые встречаются только в Иркутской области:

  • Чароит. Единственный в мире минерал, месторождение которого находится на границе Иркутской области и Якутии, на реке Чара. 
  • Серафинит. Во всём мире есть только два месторождения этого минерала, одно из которых находится в Иркутской области, в Железногорске-Илимском. 
  • Байкалит. Так называют диопсид тёмно-зелёного и голубовато-зелёного цвета, который добывают в районе реки Слюдянка. 
  • Благородная шпинель. Прозрачные кристаллы, окрашенные в яркие оттенки красного цвета, относятся к драгоценным камням и часто встречаются в горных породах Прибайкалья. 
  • Слюда. В Иркутской области добывают флогопит и мусковит. 
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Кроме того, в Слюдянском месторождении на южной оконечности Байкала представлено более 250 видов минералов, среди которых гранат, циркон, лазурит, апатит, амазонит и другие. 

В коллаж собрала яйца, которые мне особенно приглянулись 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

На одном из яиц цветы, и я вспомнила, что обещала вам одуванчиковый мастер-класс))

Впервые одуванчиков-долгожителей я увидела в музее Иркутского техникума машиностроения им. Н. П. Трапезникова 👇

Их создала со студентами хранительница музея и мастерица в одном лице Елена Ивановна Артемьева. Создала больше года назад! 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Я и не сразу поняла, что это сухоцветы!

Чтобы сделать «вечный одуванчик» с проволокой, понадобятся:

  • Одуванчики — срезать на стадии «после цветения», когда жёлтый цветок усох и отпал, а белый шарик ещё не открылся. Выбрать самые «жирные» и крепкие головки.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
  • Проволока флористическая или калёная (или тонкие деревянные шпажки, но с проволокой растения смотрятся натуральнее). Стебель усохнет прямо на проволоке и не даст ей смещаться.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
  • Сухой пищевой краситель (это для цветных одуванчиков).
  • Уксус и соль — выступают в роли закрепителя цвета.
  • Лак для волос усиленной фиксации.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Процесс изготовления многолетнего одуванчика:

  1. В стебель одуванчика аккуратно вставить проволоку или шпажку, пока не упрётся в бутон цветка.
  2. Опустить «головы» одуванчиков в кипяток на 5 секунд. Заваривание помогает лучше закрепить семена (в отличие от просто высушенного одуванчика).
  3. Если нужно сохранить «шарики» максимально белыми, надо следить, чтобы кипяток был чистым. После заваривания нескольких головок вода немного окрашивается в зелёный оттенок, поэтому для достижения нужного эффекта рекомендуется поменять воду.
  4. Для получения разноцветных шариков добавить в воду сухой краситель, немного уксуса и соли. И так же опустить головки в цветной кипяток на 5 секунд.
  5. Сушить можно вертикально или подвесить вверх ногами, на таком расстоянии, чтобы одуванчики не мешали друг другу раскрываться. В течение суток должны раскрыться шарики.
  6. Дать просохнуть около недели.
  7. После высыхания каждый одуванчик хорошо брызгать лаком для волос. Лучше в несколько слоёв, тогда он будет устойчив к ветру или лёгким прикосновениям.

Важно: не всегда все одуванчики распушаются одновременно, поэтому, как только какой-то цветок уже раскрылся, нужно сбрызнуть на него лаком, и ждать остальные. Но Елена Ивановна вместе со студентами даже лак не использовала, а одуванчики стоят до сих пор. Главное – не ставить одуванчики там, где бывают сквозняки. Да и если питомцы есть дома или маленькие дети, тоже нужен глаз да глаз.

Елена Ивановна и её рукотворные чудеса (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Елена Ивановна и её рукотворные чудеса (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

«Вечные одуванчики» – далеко не единственный мастер-класс Елены Ивановны. Она владеет разными техниками. Если её заинтересовало что-то новое, то сначала сама почитает, попробует, научится, потом других научит. Поэтому её мастер-классы посещают не только студенты, но и сотрудники техникума.

Мастер-класс «Снегири» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Мастер-класс «Снегири» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Хозяйка музея любит посещать мероприятия и акции других учреждений культуры, ходить «в гости» к коллегам. Поэтому музей техникума в надёжных и деятельностных руках!

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Спасибо, что оценили мой «культурный натюрморт»: фарфор, камни и сухоцветы!

Скриншот из студии блогера «Дзен»
Скриншот из студии блогера «Дзен»
Ура! Это моя публикация № 300. Есть повод как-то отметить это дело)) Например, пойти сегодня на гастрофестиваль «Сытый Бабр» 👇
Афиша из интернета
Афиша из интернета
VK | VK
Или сегодня, с 28 июня с 13:30 до 18:00, у Дома молодёжи Иркутской области отпраздновать День молодёжи–2025!
Афиша из ТГ-канала
Афиша из ТГ-канала
Саянский Бройлер
Или поспать после обеда – это вообще редчайшее мероприятие в моей жизни 🤣