Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

«Два берега»: диалог двух юбиляров на языке керамики

Афиша, которую видно с другой стороны улицы (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Афиша, которую видно с другой стороны улицы (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

То, что я увидела на втором этаже Галереи сибирского искусства, можно назвать диалогом на языке керамики: мастера разговаривают, а ты, их гость, внимаешь.

Диалог ведут Людмила Назарова и Андрей Поляница. Эти керамисты, коллеги, иркутяне обсуждают красоту Байкала и Ольхона, труд геологов и рыбаков, вспоминают детство и просто шутят. И делают это с помощью своих керамических произведений. Каждое изделие – реплика.

Второй этаж Галереи сибирского искусства (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Второй этаж Галереи сибирского искусства (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Привела меня в галерею Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачёва афиша. Пошла на её зов, и оказалась в обители сибирского искусства. А там касса, гардероб, лестница.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

На втором этаже увидела надпись на стене: «Два берега». Интригующее название. Мне захотелось вникнуть в суть. Помогли в этом настенные стенды с информацией об авторах.

Керамисты. Члены ИРО ВТОО «Союз художников России». Юбиляры. Женщина и мужчина. Два разных берега, объединённых единым потоком творчества.

-4

Людмила Назарова и Андрей Поляница 14 марта 2025 года на презентации выставки. Фото из сообщества музея
Людмила Назарова и Андрей Поляница 14 марта 2025 года на презентации выставки. Фото из сообщества музея

Людмиле Николаевне Назаровой и Андрею Полянице не привыкать выступать на публике. Они, мастера и педагоги, привыкли к аудиториям, полным студентов.

Людмила Назарова в свои 75 лет (в июне юбилей) – директор и педагог ГБОУ Иркутский областной художественный колледж имени И. Л. Копылова. Пост этот занимает четверть века, но, несмотря на нагрузку административной должности, продолжает преподавать и творить.

-6

Людмила Николаевна напомнила на выставке своё прошлое молодого специалиста Ангарского керамического завода. Тогда она трудилась на массовом производстве, зависела от технологического процесса и того, что сейчас называют «ТЗ» (техническое задание). Ниже на фото напольная ваза, выполненная мастером на заводе.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Со временем Людмила Николаевна стала тяготеть к композициям из нескольких предметов.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Не прочь мастер и пофилософствовать. Некоторые её работы – это экзистенциальные размышления через работу с материалами.

«Три сущности». (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Три сущности». (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

И даже плоскоский предмет, например, декоративное блюдо Людмила Николаевна наделяет смысловой нагрузкой, делает носителем небольшой истории.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Если тон Людмилы Назаровой спокойный, «речь» её творений неспешная, последовательная, то Андрей Паляница не прочь пошутить))

Но сначала о самом авторе.

Андрей Поляница, преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна имени В. Г. Смагина ИРНИТУ, отмечает в этом году своё 50-летие. На фото весьма любопытные факты биографии.

-12

В «речи» шедевров Андрея Поляницы мало пауз, они будто соревнуются, кто из них громче! Этот эффект достигается скачками по цветовой палитре, резкой сменой форм – от полуметровых изделий до «крошки» на ладошке. Но главная причина – это то, что мастер вдыхает смыслы в анималистические формы, которым в сознании зрителя передаётся «заряд» архетипа.

Например, вот хитрый тонкотелый лисёнок.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А вот коза-дереза.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Круг головы смягчает углы и линии, которых достаточно в изделии, именно они делают образ козы «острым», с характером. Мне тут нравятся зрачки. Они разного размера)) Сразу задумаешься об адекватности животинки 🤪 Да и вымя козы благодаря вертикально ориентированной фигуре отсылает к женской груди. Сразу становится понятно, что за характер у этой «мамзели», лучше держаться подальше))

А вот этого «Дерзкого» некоторые юные посетители даже побаивались.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А как вам «Птица Ольхона»?

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А тут два разных зайца.

Это «Заяц-звезда».

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А это «Шоколадный заяц».

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Интересно было расшевелить на беседу других посетителей выставки. Одним импонируют работы Людмилы Назаровой. В них практичность и основательность (вазы, блюда, сервизы), в них разносторонность. Другим нравятся «дети природы» Андрея Поляницы, любовь мастера к метаморфозам и его улыбка через керамику. Я не поверю, если напишете, что вообще ни разу не улыбнулись, глядя на эти работы))

Мне импонируют оба «берега», оба таланта. Спасибо мастерам за это погружение в их творческие миры, за знакомство с их жизненными путями с этапом профессионального становления.

Ниже фотобзор выставки 👇 Там ещё больше уникальных работ мастеров.

А тут видео для тех, кто любит, чтобы было объёмнее и атмосфернее 👇

Равнодушных в зале с настенной надписью «Два берега» – нет. После соприкосновения с творчеством керамистов-юбиляров посетители уходят, как говорится, заряженные.

Это работа Андрея Поляницы «Ветры Байкала». Но увидеть в ней можно и нас, посетителей выставки)) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Это работа Андрея Поляницы «Ветры Байкала». Но увидеть в ней можно и нас, посетителей выставки)) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Стих ниже написала Марина Ивановна Цветаева. Мне он нравится сравнением людей с разными природными материалами и стихиями – камнем, глиной, морской водой...

***

Кто создан из камня, кто создан из глины, —

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и надгробные плиты…

— В купели морской крещена — и в полёте

Своём — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти? —

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — весёлая пена —

Высокая пена морская!

(1920)

Для жизни все мы – создания, сделанные из самых разных материалов, наделённые своей историей, способные нести самые разные смыслы... Но в отличие от изделий керамистов мы, люди, можем сами решать – какие смыслы нести в мир.

Афиши, которые я увидела с другой стороны улицы. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Афиши, которые я увидела с другой стороны улицы. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)