Найти в Дзене
Хельга

Весна на сердце. Глава 1

- Катюш, мне нужно тебе кое-что сказать, - произнесла Галина, усаживая дочь за стол. Она заварила душистый чай, добавив туда сушеные листья смородины и мяты. Катя посмотрела на мать и послушно присела. Она давно ждала какого-то серьезного разговора. Несколько месяцев назад она заметила странные изменения в поведении своей матери. Галина была прагматичной женщиной с ясным, четким взглядом на мир. Всю жизнь дочь знала её именно такой – уверенной в себе, где-то ироничной, немного суховатой. Женщина рано осталась вдовой и одна растила Катюшу. Впрочем, Евдокия Борисовна, мать Гали всегда была готова помочь с воспитанием внучки. И всё-таки отсутствие рядом крепкого мужского плеча закалило женщину, научило быстро принимать верные решения и надеяться только на себя. Катя любила свою мать. Она знала, как нелегко ей пришлось в жизни. Девочка никогда не обижалась на маму, которая вечно куда-то спешила и редко проводила с ней время. Работая медсестрой на две ставки, Галина приходила домой и падал

- Катюш, мне нужно тебе кое-что сказать, - произнесла Галина, усаживая дочь за стол. Она заварила душистый чай, добавив туда сушеные листья смородины и мяты.

Катя посмотрела на мать и послушно присела. Она давно ждала какого-то серьезного разговора. Несколько месяцев назад она заметила странные изменения в поведении своей матери.

Галина была прагматичной женщиной с ясным, четким взглядом на мир. Всю жизнь дочь знала её именно такой – уверенной в себе, где-то ироничной, немного суховатой. Женщина рано осталась вдовой и одна растила Катюшу. Впрочем, Евдокия Борисовна, мать Гали всегда была готова помочь с воспитанием внучки. И всё-таки отсутствие рядом крепкого мужского плеча закалило женщину, научило быстро принимать верные решения и надеяться только на себя.

Катя любила свою мать. Она знала, как нелегко ей пришлось в жизни. Девочка никогда не обижалась на маму, которая вечно куда-то спешила и редко проводила с ней время. Работая медсестрой на две ставки, Галина приходила домой и падала с ног от усталости. На ласку и душевные разговоры с дочерью у нее не было ни времени, ни сил.
Женщина вырастила дочь и дала ей образование. Катя устроилась на работу, вышла замуж и стала жить отдельно от матери. Лишь тогда Галина немного расслабилась и вспомнила о себе.

Катя заметила, как изменилась мама в последнее время. Неужели, её глаза засияли, а спина выпрямилась, потому что женщина, наконец-то, отказалась от подработок и стала высыпаться? А еще Галина стала позволять себе отдых в санатории – может быть, дело в этом?
А потом Катя случайно встретилась с тетей Ниной, давней подругой её матери. Разговорились они, выразила Катя радость, мол, хорошо, что маме жить полегче стало, вон, она какая веселая ходит, всё сияет и смеется, как девчонка. Ответом Кате стал насмешливый взгляд тети Нины.
- Эх ты, дуреха молодая, - засмеялась женщина и потрепала Екатерину по-матерински по голове, - мужик у Галки появился, вот и порхает, как бабочка.
- Как это? – удивилась Катя. – Ей и в голову не могло прийти, что у её матери может кто-то появиться.
- А ты прям не знаешь, как оно бывает? – закатила глаза тетя Нина. – Познакомились и встречаются. Я и не думала, что Галка от тебя мужика своего прятать будет. Стесняется, видать. Как девчонка, честное слово!
- Да где ж она его нашла? – спросила Катя, всё еще не веря в то, что говорила мамина подруга.

Тетя Нина пожала плечами. Об этом Галка не рассказывала. Хотя вроде как обмолвилась, что давно этого Александра знает. А насколько давно, это ей, Нине неизвестно.

Катя была поражена этой новостью, но лишь потому, что не представляла, как её сухая, малоэмоциональная мать может кем-то увлечься. Но в общем-то она не имела ничего против. И была даже рада за маму, если на её сердце, наконец-то наступила весна.

Долгое время Галина молчала. Общение матери со взрослой дочерью стало более теплым. Мама теперь часто шутила, могла обнять, поцеловать Катю, чего раньше почти не случалось. Она чаще произносила ласковые, нежные слова, сочувствовала и спешила помочь, если у дочки где-то что-то не ладилось.

Так и подмывало Катю сказать матери, что знает она о ее отношениях с неким Александром. А всё ж не решалась – раз молчит мама, значит, ещё не время.

И вот однажды Катя забежала к матери после работы, а та усадила её пить чай. Сразу поняла дочь, о чем разговор пойдет. Всегда бесстрастное лицо Галины отражало целую гамму чувств. Было видно, что женщина волнуется, при этом будто бы радуется. А еще сомневается, говорить или нет то, что у неё на душе.

- Мам, я знаю, что у тебя появился мужчина, - вдруг произнесла Катя, понимая, что мать не знает, как начать разговор.
- Да как же так? – ахнула Галина, испытав возмущение и облегчение одновременно. – Кто ж тебе сказал?
- Да это неважно, кто сказал, - с улыбкой ответила девушка, - ты лучше расскажи про ваши отношения. Ну а лучше познакомь меня с... дядей Сашей.

Галина прыснула со смеху. И так это смешно у неё получилось, что Катя засмеялась тоже.
- Дядя Саша…скажешь тоже! - произнесла женщина. – Мы встречаемся уже полгода, и все это время я живу, как в сказке.
- А чем он занимается? – полюбопытствовала девушка. Она с наслаждением понюхала свежезаваренный чай и с удовольствием сделала глоток. Как же это было здорово - пить горячий чай и вот так легко беседовать с мамой!

Во времена своей юности Катя никогда не могла рассказать матери о своих отношениях с мальчиками. Та вечно куда-то спешила или была сильно уставшей. Они редко вместе сидели за столом, а если всё же случалось им завтракать или ужинать вместе, то это происходило молча.

И вот сейчас мать, волнуясь и сияя от счастья, рассказывает ей, Кате, о своей любви. С гордостью поведала Галина о том, что Александр полгода назад вернулся с архипелага Шпицберген. Это такое удивительное место, которое относится норвежскому государству. Однако целых три населенных пункта принадлежит СССР!
- Да, я знаю, мам, - кивнула Катя, — это Грумант, Баренцбург и Пирамида. Вроде как там ведется добыча угля. А за годы войны производство было разрушено. Нам в институте рассказывали.
- Да, именно так! Александр уехал туда в конце сороковых на восстановление шахт, - с гордостью ответила Галина, - а потом в пятидесятых годах он принимал участие в строительстве поселка Пирамида.
- Я знаю, там платят большие деньги, - произнесла Катя, - у Вовки знакомый там работал, Волгу недавно купил.

Галина кивнула. Она не стала рассказывать дочери о том, что её возлюбленный тоже ездит на новенькой Волге. Достаток Александра был очевиден. Он красиво ухаживал за Галей, дарил французские духи, одежду и косметику, которую можно было купить только в чековых магазинах. А недавно Саша преподнес ей изящные часики на золотом браслете. Галя закатила рукав шелковой блузки и продемонстрировала это великолепие.

- Александр подарил? – ахнула Катя. Она в жизни не видела такой бесподобной вещицы.
- Да, это Сашин подарок, - кивнула Галина.

Женщине было важно, чтобы дочь её поняла. Ее чувства к Александру никак не были связаны с шикарными ресторанами, в которые он её водил, и с подарками, что он дарил. И всё же Саша сумел показать Гале сказку. Много лет она будто бы бежала, как заведенная, по одному и тому же кругу. В жизни была одна задача – вырастить и поставить на ноги дочь. Когда заболела мать, нужно было заботиться еще и о ней.

С появлением Александра все изменилось. Каждый день сулил сюрпризы, чудеса и красоту.
После работы Гале не нужно было стоять в переполненном душном трамвае. Александр усаживал её на переднее кресло новенькой Волги и с комфортом доставлял женщину домой.

Этот мужчина словно погрузил её в мир красоты и счастья. После тягот одинокой безрадостной жизни новая реальность казалась Гале просто волшебной.
- Я понимаю тебя, мам, - с улыбкой произнесла Катя, - мы с Александром еще не знакомы, но я уже благодарна ему за то, что он сделал тебя счастливой.
- Спасибо, родная, - произнесла женщина и тепло обняла дочку.
- Мам, скажи мне одно, - сказала Катя, с нежностью отвечая на материнские объятия, - почему ты рассказала мне о Саше именно сейчас?
- Наверное, просто боялась поверить в свое счастье, - призналась Галина, - но дальше прятать свою любовь я уже не смогу. Дочка, я выхожу замуж.

Катя не удержалась от удивленного возгласа. Вот, значит, как? Ай да дядя Саша, ну просто молодец! Девушка поцеловала мать и от всей души пожелала ей счастья.

***

Дома же Катя сразу рассказала мужу чудесную новость. Вовка и не удивился тому, что теща собирается замуж.
- Это хорошо, - произнес Владимир, - сколько уже можно одной быть? Моя мать давно уже хотела познакомить Галину Михайловну со своим коллегой.
- Опоздала твоя мать, - засмеялась Катя, - пошустрее кое-кто нашелся.
- Скажи моей теще, что зять её решение одобряет, - заявил Вовка смеясь, подмигнув супруге, - а то ж сколько она уже вдовой ходит?

Катя задумалась. Ей было двадцать семь, но отца своего она не помнила. Он умер, когда ей только исполнилось два года, в 1955 году.
- Ты никогда ничего не рассказывала о своем отце, - вдруг произнес Вовка, - и твоя мать не упоминала о нем, даже фотографий никаких не показывала.
- У меня и самой почти нет фотографий, - ответила Катя, - хотя погоди…

Девушка вскочила, подставила табурет и полезла на антресоли. Оттуда она достала темно-синий альбом.
- Вот он, - сказала Катя и показала на черно-белую фотографию, где были изображены трое.
- Ну, тещу молодую я узнал. А кто из них твой отец? – спросил Владимир.

Катя провела пальцем по лицу человека, которого совсем не помнила. Фотографий и тех почти не сохранилось. Она вдруг подумала, что надо бы как-то навестить свою бабушку по отцу. Возможно, баба Тома могла бы что-то рассказать ей о папе. Вероятно, у неё и фотографий побольше сохранилось.
- Это папа, - тихо прошептала Катя, указывая на высокого мужчину, что на снимке стоял рядом с её матерью.
- А это кто? – спросил Вова, ткнув пальцем на другое незнакомое лицо.
- Не знаю, - пожала плечами Катерина, - наверное, какой-то родственник. Или по маме, или по папе.

***

Знакомство Кати с Александром состоялось у матери дома. Мужчина произвел на Катерину и её мужа самое благоприятное впечатление. Он был вежлив, тактичен, легко поддерживал любые темы.
С Вовкой дядя Саша говорил о машинах, а еще с удовольствием отвечал на вопросы о бывшей работе на Шпицбергене. А с Катей он легко общался на тему изобразительного искусства и литературы.

Девушка смотрела на немолодую пару и думала о том, какие прекрасные у них отношения. Очевидным было все – и взаимная забота, и страсть, и тепло, и нежность.
«Маме уже пятьдесят, - думала Катерина, - но она вдруг стала выглядеть гораздо моложе. Легкая, смешливая, ну просто девчонка».

Вернувшись домой после ужина у матери, Катя и Владимир еще немного пообсуждали предстоящую свадьбу «молодых». Оба сошлись на том, что Александр будет прекрасным мужем для Галины. А еще ребята решили, что будущие супруги выбрали отличный формат торжества – регистрация в ЗАГСе, затем ужин в узком кругу в ресторане.
- Катюх, - вдруг спросил Вовка, уже собираясь ложиться спать, - а тебе Александр не показался знакомым?

Катя затаила дыхание. Надо же, как странно получилось – она хотела задать мужу тот же самый вопрос. Впрочем, она и сама не понимала, то ли видела где-то лицо дяди Саши (как в шутку представила его Галина), то ли его черты напомнили кого-то другого.
- Я и сам не могу понять, то ли видел его где-то, то ли никогда он мне не встречался, - продолжал рассуждать Владимир, - весь вечер смотрел на него и не мог вспомнить.
- Я тоже, - призналась девушка, - а главное, что от мыслей этих отвязаться не получается. Как же так выходит, что человек вроде совершенно незнаком, но вроде и видела я его где-то совсем недавно?

Супруги перед сном еще немного пообсуждали странную ситуацию. Затем сошлись на том, что Александра они раньше не видели, просто его лицо чем-то напоминает кого-то из давних знакомых.

Продолжение. Глава 2