Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Найти альтернативу метро, или почему страна испытает «нашествие» многосекционных трамваев

Метрополитен – это дорого, долго, затратно и очень неудобно во время строительства. Это на одной чаше весов. Правда, в конце концов у крупного города появляется надежный рельсовый каркас скоростного транспорта. Это на другой чаше весов.

Крупные города РФ уже второе десятилетие стоят перед дилеммой – просить немалые финансовые средства у федерального центра на строительство метро, что чаще всего заканчивается безрезультатно, или искать возможности и работать над альтернативой.

Если собрать все высказывания региональных руководителей по поводу данного вопроса, как они собираются решать транспортную проблему своих подотчетных территорий, то получится этакая какофония. Вот, например, недавно председатель правительства Самарской области Михаил Смирнов высказался в том смысле, что, по его мнению, лучше бы вместо сооружения одной конечной станции метрополитена «Театральная» в Самаре можно было бы приобрести 500 автобусов для решения транспортной проблемы в этом областном центре.

А на днях этот же региональный чиновник высказался в том ключе, что Самара - это город трамвайных антирекордов. В областном центре на Волге один из самых больших трамвайных парков страны, и в частности, среди городов-миллионников, и самый старый подвижной состав, а скорость движения самарского трамвая составляет всего 12 км/час.

Правительство Самарской области до 2030 года намерено кардинально изменить ситуацию. Увеличить пассажиропоток с нынешних 108 тысяч пассажиров в сутки до 200 тысяч, среднюю скорость движения на 50%. Сравните, сегодня метро Самары в сутки перевозит 34 тыс.пассажиров, о чем наш канал писал недавно.

Премьеры «Иннопрома»

Вскоре, в Екатеринбурге пройдет ежегодная выставка «Иннопром-2025». Сразу три российских производителя представят тут свои решения. Да-да, речь идет о рельсовом инструменте для городских перевозок. Впервые гости и посетители выставки смогут увидеть два отечественных пятисекционных трамвая: от Усть-катавского завода и от компании «ПК Транспортные системы» из Санкт-Петербурга.

Уверены, это не много ни мало, а реальная альтернатива метрополитену в крупных городах с численностью населения как свыше миллиона, так и городов, не достигших этого значения, и недомиллионников (>500 000 жителей). Наш канал недавно проанализировал итоги работы отечественных метрополитенов и выяснил, что они работают неэффективно, исключая три подземки (Москва, СПб, Новосибирск).

Пятисекционный трамвай УКВЗ в Екатеринбурге. Фото сайта transphoto.org, автор Иван Ревенков
Пятисекционный трамвай УКВЗ в Екатеринбурге. Фото сайта transphoto.org, автор Иван Ревенков

Сравните, усть-катавский пятисекционник длиной 39 метров от старейшего вагоностроительного завода страны из Челябинской области, как заявлено на сайте производителя, может сразу вывозить более 400 пассажиров. Это максимальная вместимость, номинальная несколько поменьше – 280. Условно, это вместимость двух вагонов метрополитена. Учитывая, что в региональных метрополитенах работают четырехвагонные составы с интервалами 3-10 минут, эксплуатация такого трамвая с более частым тактом движения без проблем освоит метрополитеновские пассажиропотоки в регионах.

Пятисекционный трамвай УКВЗ в Екатеринбурге. Фото сайта transphoto.org, автор Иван Ревенков
Пятисекционный трамвай УКВЗ в Екатеринбурге. Фото сайта transphoto.org, автор Иван Ревенков

Сегодня усть-катавский трамвай проходит обкатку в столице Урала Екатеринбурге. Трамвай получил название «80 лет Победы». Действительно, это «червяк» впечатляет своими размерами. В салоне 72 сидячих места, вагон полностью низкопольный. И самое главное, он идеально подходит для работы в часы пик на загруженных маршрутах.

Пятисекционный трамвай от ПК ТС на пути в Екатеринбург. Фото сайта transphoto.org. Автор Foxic
Пятисекционный трамвай от ПК ТС на пути в Екатеринбург. Фото сайта transphoto.org. Автор Foxic

Стоит отметить, что на выставку «Иннопром-2025» уже доставлена пятисекционная модель трамвая 71-952 от крупнейшего производителя электротранспорта страны ООО «ПК Транспортные системы». Заявленная вместимость этого питерского «монстра» как раз под стать усть-катавскому вагону – чуть более 400 пассажиров. Трамвай по заявлению производителя низкопольный и локализован на 95%. Заявлено, что после окончания выставки трамвай уедет для опытной эксплуатации в Санкт-Петербург.

Новый российский трамваестроитель

И еще один важный момент. На форуме «Иннопром-2025», который пройдет в Екатеринбурге 7 – 10 июля с.г. состоится дебют. Здесь будет представлен новый трамваестроитель страны – компания «Синара – Транспортные машины». Этот производитель покажет новый отечественный трехсекционный трамвай "Синара" модели 71-233.

Трехсекционный транмвай Синара 71-233. Фото тг ektrans_news
Трехсекционный транмвай Синара 71-233. Фото тг ektrans_news

Это собственная конструкторская разработка Группы Синара. Она имеет ряд конструкторских решений. Широкие дверные проемы, позволяющие производить быструю посадку/высадку, оригинальный кузов, в салоне размещаются 308 пассажиров, в том числе 70 на сидениях. Примечательно, что 65% сидячих мест расположено на низкой части пола, а не на подиумах. Большинство узлов и деталей собственного производства предприятий Группы Синара. Трамвайные тележки изготовлены на Людиновском тепловозостроительном заводе в Калужской области.

По всей видимости, трамваи компании Синара первоначально будут работать на маршрутах Ростова-на-Дону и Краснодара. Именно в этих двух городах юга страны компания реализует трамвайную концессию, основным положением которой является обновление парка подвижного состава.

В салоне трамвая Синара-71-233. Фото тг rollingstock
В салоне трамвая Синара-71-233. Фото тг rollingstock

Таким образом, российские трамваестроители предлагают региональным и муниципальным властям страны новый подвижной состав повышенной вместимости. Это прекрасный инструмент для освоения мощных пассажиропотоков на маршрутах регулярных городских пассажирских перевозок. Теперь для регионалов важно распорядиться этим капиталом. Построить и организовать маршрутную сеть в своих городах, чтобы новые трамваи стали эффективным инструментом городской транспортной системы.

Новый трехсекционный трамвай "Кастор" и автобусы КАМАЗ вывозят пассажиропоток по трассе второй (перспективной) линии метро Екатеринбурга. Фото сайта transphoto.ru
Новый трехсекционный трамвай "Кастор" и автобусы КАМАЗ вывозят пассажиропоток по трассе второй (перспективной) линии метро Екатеринбурга. Фото сайта transphoto.ru

Простые закупки нового подвижного состава недостаточны. Нужен комплексный подход. И это понимают региональные чиновники. Так, председатель правительства Самарской области перечисляет мероприятия.

«Для этого разработан план ремонта трамвайных путей, который учитывает реалии движения - в год их можно ремонтировать не более 10 км. Его первый этап предложено реализовать в 2026 году в пиковых точках нагрузки, - отметил Михаил Смирнов. - Параллельно предлагается обособить трамвайные пути, чтобы людям не было нужды ожидать трамвай буквально на проезжей части - надо довести этот показатель с нынешних 64% до 90%. В том числе для этого предлагается создать новые остановки островного или венского типа - всего более 150 единиц. Все предложения основаны на опыте крупнейших мегаполисов».

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz