Жизнь человека в старину подчинялась не только аграрному календарю, от которого зависела вся жизнь общины, но и множеству суеверий (равных в то время верованиям), которые были важны нашим предкам, не зря они в усеченном виде дошли и до наших дней.
Всем знакомые
«Деньги через порог не дают, не будут водиться»,
«На ночь в окно не смотрят - не к добру» и другие были продиктованы древними устоями и поверьями, бытовавшими в народной среде, для которой дом (жилище) представлял собой микрокосм во вселенной.
Предлагаю рассмотреть какие сакральные места в русской избе были особо почитаемы нашими предками.
Двери
Входные двери разделяли внутренне пространство избы с внешним, чужим и поэтому полным опасности и враждебности. За дверьми мог оказаться как свой, так и чужак, а то и того хуже, посланник темных сил.
Подчеркивал пограничное состояние входной группы порог жилища, под которым в старину имели жуткую традицию хоронить детей и младенцев, родившихся раньше срока. Об этом, казалось бы, в варварском обычае, однако не лишенном здравого смысла, я подробно рассказывала в отдельной статье👇
Именно поэтому через порог нельзя было здороваться, передавать разные вещи и стоять/ сидеть на нём, это все было признаком неуважения к почившим и памяти о них.
«Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков у наших предков была выработана целая система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы», котора крепилась (рисовалась) над входной дверью. Это всевозможные кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка.
В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать в дом вперед себя.
Окна
Еще одно пограничное пространство между внутренним миром избы и враждебным извне были окна, которым в прошлом уделялась не только осветительная функция жилища (у древних славян изначально окон часто в их домиках землянках не было вовсе).
Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяли наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда возникала угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было крайне не желательным и всегда связывалось со смертью: если залетит в окно птица – кто-то умрет.
Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было благостно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках. Охраняли окна не только стекла (ранее бычьи или рыбьи пузыри, слюда или тонко выскобленные шкуры животных), но и наличники, которым придавался особый обережный смысл, о чем я рассказывала подробно ранее👇
Печь
Вторым по значимости сакральным элементом русской избы была печь как вместилище сакрального огня, дающего тепло и пищу всем живущим в доме.
Показательна сама народная этимология слова «изба», произведенного из «исътопка» («топить, истопить»). Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.
Печь в старину обладала помимо основной функции источника тепла и приготовления пищи еще рядом важнейших функций. Это было место для сна; она использовалась при лечении от самых различных заболеваний (именно в протопленной и подостывшей печи «допекали» в старину недоношенных и больных младенцев). В некоторых регионах нашей большой и необъятной Родины в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой).
Кроме этого, печь и живущий в ней огонь связывал мир живущих в избе с миром мертвых (умерших предков). Не случайно дух первопредка или строительная (изначально человеческая) жертва при строительстве избы закладывались в ее основание или в подпечье. Под печью или за ней, по поверьям наших предков жил хозяин дома - домовой, разнообразным ипостасям которого я посвящала отдельный развернутый материал👇
Красный угол
Место расположения домового пантеона домашних божков и идолов, после крещения Руси сменившееся небольшим иконостасом, ориентированное на восток, так же имело важное значение для жителей средневековой Руси. Здесь не только молились и просили у высших сил защиты и покровительства, но и принимали пищу. Именно в красном углу стоял обеденный стол, за которым члены семьи принимали пищу.
Красный угол всегда располагался по диагонали от печи и был священным местом в доме, что подчеркивалось не только стоящим иконостасом, но самим его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь в избе была ориентирована на это место, ведь красный - старший, почетный, божий. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.
С красным углом был неразрывно связан обеденный стол. Уставленный яствами стол считался у наших предков символом изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь была сконцентрирована будничная и праздничная жизнь человека, за него сажали гостей, на него клали хлеб и святую воду. Стол уподоблялся святыне, алтарю, что накладывало отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»), в том числе множественным предписаниям поведения за ним и запретов: не стучать по столу (тем более яйцом), не зевать за столом, не пустословить и прочее.
В различных обрядовых комплексах наших предков особое значение придавалось передвижениям стола в пространстве: во время трудных родов стол ставили на середину избы. Если горела изба, то из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.
Матица
Центральный брус, служащий основанием для потолка, это центральная матица избы. Одно название, однокоренное со словом «мать» и «матка» указывает на исключительную важность в глазах наших предков этого элемента всего строения. Считалось, что матица является опорой верха жилища, поэтому процесс его укладки считался одним из ключевых моментов строительства всего дома, сопровождавшийся различными ритуалами:
осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников.
Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом из жилища.
Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за границы помещения за матицей без приглашения хозяев. Отправляясь в дальний путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога была счастливой, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб и вешали полынь.
Такой порядок мироустройства своего жилища, целого микрокосма в чужеродном мире гарантировал нашим предкам душевное спокойствие, защиту и уверенность в завтрашнем дне, ведь если соблюдать не хитрые правила, все будет хорошо! А вы как считаете?
Всегда ваша Морозова❤️🩹