Найти в Дзене
Мороженые сказки

5 сакральных мест в русской избе: как наши предки воспринимали традиционное пространство жилья?

Жизнь человека в старину подчинялась не только аграрному календарю, от которого зависела вся жизнь общины, но и множеству суеверий (равных в то время верованиям), которые были важны нашим предкам, не зря они в усеченном виде дошли и до наших дней. Всем знакомые  «Деньги через порог не дают, не будут водиться», «На ночь в окно не смотрят - не к добру» и другие были продиктованы древними устоями и поверьями, бытовавшими в народной среде, для которой дом (жилище) представлял собой микрокосм во вселенной. Предлагаю рассмотреть какие сакральные места в русской избе были особо почитаемы нашими предками. Двери Входные двери разделяли внутренне пространство избы с внешним, чужим и поэтому полным опасности и враждебности. За дверьми мог оказаться как свой, так и чужак, а то и того хуже, посланник темных сил. Подчеркивал пограничное состояние входной группы порог жилища, под которым в старину имели жуткую традицию хоронить детей и младенцев, родившихся раньше срока. Об этом, казалось бы, в

Жизнь человека в старину подчинялась не только аграрному календарю, от которого зависела вся жизнь общины, но и множеству суеверий (равных в то время верованиям), которые были важны нашим предкам, не зря они в усеченном виде дошли и до наших дней.

Русская изба была совсем не такой простой на вид, как кажется
Русская изба была совсем не такой простой на вид, как кажется

Всем знакомые 

«Деньги через порог не дают, не будут водиться»,

«На ночь в окно не смотрят - не к добру» и другие были продиктованы древними устоями и поверьями, бытовавшими в народной среде, для которой дом (жилище) представлял собой микрокосм во вселенной.

Предлагаю рассмотреть какие сакральные места в русской избе были особо почитаемы нашими предками.

Двери

Входные двери разделяли внутренне пространство избы с внешним, чужим и поэтому полным опасности и враждебности. За дверьми мог оказаться как свой, так и чужак, а то и того хуже, посланник темных сил.

Пространство извне было населено темными сущностями и враждебными силами
Пространство извне было населено темными сущностями и враждебными силами

Подчеркивал пограничное состояние входной группы порог жилища, под которым в старину имели жуткую традицию хоронить детей и младенцев, родившихся раньше срока. Об этом, казалось бы, в варварском обычае, однако не лишенном здравого смысла, я подробно рассказывала в отдельной статье👇

Именно поэтому через порог нельзя было здороваться, передавать разные вещи и стоять/ сидеть на нём, это все было признаком неуважения к почившим и памяти о них. 

Двери и порог были важнейшим местом в русской избе
Двери и порог были важнейшим местом в русской избе

 «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков у наших предков была выработана целая система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы», котора крепилась (рисовалась) над входной дверью. Это всевозможные кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка.

В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать в дом вперед себя.

Окна

Еще одно пограничное пространство между внутренним миром избы и враждебным извне были окна, которым в прошлом уделялась не только осветительная функция жилища (у древних славян изначально окон часто в их домиках землянках не было вовсе).

Окна в старину выполняли не только осветительную функцию. Окна, закрытые ставнями, в старинном доме поморской деревни
Окна в старину выполняли не только осветительную функцию. Окна, закрытые ставнями, в старинном доме поморской деревни

Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяли наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда возникала угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было крайне не желательным и всегда связывалось со смертью: если залетит в окно птица – кто-то умрет.

Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было благостно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках. Охраняли окна не только стекла (ранее бычьи или рыбьи пузыри, слюда или тонко выскобленные шкуры животных), но и наличники, которым придавался особый обережный смысл, о чем я рассказывала подробно ранее👇

Печь

Вторым  по значимости сакральным элементом русской избы была печь как вместилище сакрального огня, дающего тепло и пищу всем живущим в доме.

Показательна сама народная этимология слова «изба», произведенного из «исътопка» («топить, истопить»). Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

Печь как источник тепла, пищи, чистоты и самой жизни
Печь как источник тепла, пищи, чистоты и самой жизни

Печь в старину обладала помимо основной функции источника тепла и приготовления пищи еще рядом важнейших функций. Это было место для сна; она использовалась при лечении от самых различных заболеваний (именно в протопленной и подостывшей печи «допекали» в старину недоношенных и больных младенцев). В некоторых регионах нашей большой и необъятной Родины в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой).

Кроме этого, печь и живущий в ней огонь связывал мир живущих в избе с миром мертвых (умерших предков). Не случайно дух первопредка или строительная (изначально человеческая) жертва при строительстве избы закладывались в ее основание или в подпечье. Под печью или за ней, по поверьям наших предков жил хозяин дома - домовой, разнообразным ипостасям которого я посвящала отдельный развернутый материал👇

Красный угол

Место расположения домового пантеона домашних божков и идолов, после крещения Руси сменившееся небольшим иконостасом,  ориентированное на восток, так же имело важное значение для жителей средневековой Руси. Здесь не только молились и просили у высших сил защиты и покровительства, но и принимали пищу. Именно в красном углу стоял обеденный стол, за которым члены семьи принимали пищу.

Красный угол в русской избе не отделим от домашнего иконостаса
Красный угол в русской избе не отделим от домашнего иконостаса

Красный угол всегда располагался по диагонали от печи и был священным местом в доме, что подчеркивалось не только стоящим иконостасом, но самим его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь в избе была ориентирована на это место, ведь красный - старший, почетный, божий. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

С красным углом был неразрывно связан обеденный стол. Уставленный яствами стол считался у наших предков символом изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь была сконцентрирована будничная и праздничная жизнь человека, за него сажали  гостей, на него клали хлеб и святую воду. Стол уподоблялся святыне, алтарю, что накладывало отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»), в том числе множественным предписаниям поведения за ним и запретов: не стучать по столу (тем более яйцом), не зевать за столом, не пустословить и прочее.

Стол в сознании наших предков связывался с божественной ладонью, дающей пищу, и потому был священен
Стол в сознании наших предков связывался с божественной ладонью, дающей пищу, и потому был священен

В различных обрядовых комплексах наших предков особое значение придавалось передвижениям стола в пространстве: во время трудных родов стол ставили на середину избы. Если горела изба, то из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

Матица

Центральный брус, служащий основанием для потолка, это центральная матица избы. Одно название, однокоренное со словом «мать» и «матка» указывает на исключительную важность в глазах наших предков этого элемента всего строения. Считалось, что матица является опорой верха жилища, поэтому процесс его укладки считался одним из ключевых моментов строительства всего дома, сопровождавшийся различными ритуалами:

осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. 

Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом из жилища. 

Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за границы помещения за матицей без приглашения хозяев. Отправляясь  в дальний путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога была счастливой, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб и вешали полынь.

Гостей встречали за порогом, дальше хозяин волен сам был решать впускать их в дом или нет
Гостей встречали за порогом, дальше хозяин волен сам был решать впускать их в дом или нет

Такой порядок мироустройства своего жилища, целого микрокосма в чужеродном мире гарантировал нашим предкам душевное спокойствие, защиту и уверенность в завтрашнем дне, ведь если соблюдать не хитрые правила, все будет хорошо! А вы как считаете?

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹