После ухода с российского рынка большей части "традиционных" производителей лодочных моторов и существенного повышения стоимости данного девайса, перед (будущим) водномоторником возник и второй вопрос: какую марку мотора выбрать. Помимо "оптимальной мощности".
Первый вопрос оставим. Выбор производителей большинство из которых имеют КНРвскую прописку довольно велик. Среди них есть более известные и зарекомендовавшие себя. Есть тёмные лошадки. Сравнивать и объяснять выбор конкретного производителя здесь и сейчас мы с вами не будем. Рассмотрев конкретную модель двухтактного лодочного мотора Gladiator 6.2
Оптимальная мощность в младшем сегменте вопрос, возможно, более острый. Поскольку не определяется одним лишь бюджетом, техническими характеристиками плавсредства и расходом топлива. Та формула, которая обычно лежит в основе выбора старшего класса.
В нашем случае задача стояла оснастить НДНД лодку в размере 340. Для сносной эксплуатации в условиях небольших и средних водоёмов. Пять лет назад я рассказывал об этой лодке, которую тогда тестировал тоже с китайским (тогда это ещё не было мейнстримом) мотором HDX мощностью 9.8 л. с. Версия, которую справедливо считают наиболее удачной и универсальной в младшем классе.
За это время лодка эксплуатировалась в основном с маленьким моторчиком мощностью 3.5 л. с. Чего явно было недостаточно. С учётом переходов и особенностей акватории не только скорость, но и необходимость доливать топливо во встроенный бачок - стали главной причиной рассмотреть что-то более мощное. При том, что мотор 9.8 казался избыточным для поставленных задач.
Внешний облик и первое впечатление.
В целом современные моторы из КНР (бренд хоть и российский, но само производство там) ни чем принципиально не отличаются от "маститых" аналогов. Обладая таким же функционалом.
Конкретно эта модель оснащена, как внутренним бачком для топлива, так и внешним баком на 12 литров. Что позволяет иметь НЗ на случай и избежать необходимости дозаправки на акватории в условиях качки.
На этапе установки мотора на транец струбцины крепления показались слегка хлипковаты. В щадящем режиме вряд ли это может доставить хлопот, а вот в случае более жёстких условий, к которым относятся водоёмы с резким волнением, а значит большая нагрузка и вибрация... Впрочем, это лишь ощущения, требующие проверки.
Хлипковат показался и коннектор топливной системы. Явные люфты, вероятно, могут со временем доставить хлопот. Но и это зависит от интенсивности эксплуатации.
Первый запуск!
Любой, кто имеет опыт эксплуатации советских моторов с особым трепетом и волнением относится к моменту запуска. Внутренне готовясь к отсутствию отклика мотора на манипуляции со стартером.
Первый пуск - особенно волнителен. Но... известный алгоритм дейтсвий, включающий прокачку, подсос а пару плавных "протяжек" стартера и после резкого рывка мотор заурчал!
Да именно заурчал и это стоит отметить. Достаточно ровная и относительно тихая работа близка к четырёхтактному мотору больше, чем классическому рёву двухтактника.
На мерной миле.
Здесь, пожалуй, нужно разделить работу самого мотора в разных режимах и тяговую мощность в зависимости от загрузки.
С первым всё достаточно предсказуемо. Малые, что важно для таких мощностей, держит стабильно. Включение задней передачи не сопровождается характерным "ударом" (словно что-то внутри произошло). Довольно стабильны и максимальные обороты. Правда стоит отметить, что набирает их мотор не быстро. И той характерной стартовой скорости, рывка - нет. Отмечу, что это влияет на выход в режим глиссирования при "пограничных загрузках". Когда именно рывка и не хватает для преодоления "горба сопротивления".
Загрузка!
Возможно, самый важный и волнительный момент. Способность достичь желаемого компромисса? Это не просто!
Двое взрослых (90+) и ребёнок около 45 кг оказалось предельной загрузкой. На максимальных оборотах лодка идёт в режиме "почти глисс", который всё же недотягивает до полноценного "глиссирования". При этом скорость порядка 18-19 км/час.
Один взрослый и двое детей по +-40 кг каждый. В такой загрузке мотору уже достаточно мощности для выхода в режим глиссирования. Правда, происходит это не сразу. Как я уже сказал, на набор оборотов требуется несколько секунд. А вот максимальная скорость возрастает несущественно. Порядка 20-21 км/час. Но зато появляется возможность сохранять режим глиссирования на 3/4 газа, что несколько снижает расход с несущественной потерей скорости.
Схожие показатели и в режиме взрослый + подросток.
Отвечая на вопрос: является ли этот мотор с точки зрения мощности и её реализации в работе двигателя - необходимым компромиссом? И да, и нет. Компромисс - это вообще довольно эфемерная штука в делах водномоторных. Но 9.8 и 18 л.с. всё же остаются наиболее удачными.
При этом стоимость, расход, вес, габариты (в меньшей степени) всё же позволяют комплексно достичь поставленных целей и задач. Это, если говорить о выборе комплекта.
Что до самого мотора. Каких-то явных претензий выявить не удалось. Приятно удивила ровная и достаточно тихая работа во всех режимах. Без посторонних, пугающих звуков. Заводится не всегда с первого рывка, но всегда быстро. В остальном время покажет.
Показало время и состояние ПВХ лодки. Всё же классический тест-драйв новой модели не позволяет выявлять устойчивость к эксплуатационным нагрузкам. За пять лет стандартной эксплуатации Boatsam 340 НДНД во многом сохранил свой первозданный облик. Что, конечно, радует меня, как рекомендовавшего в своё время эту модель.
--------------
Спасибо за внимание к публикации,
Дмитрий Матвеев || ItodorTV
Основной блог DM_812
Все новости ТГ DM_812