Довольно распространен стереотип о Смоленске как о бедном и запущенном городе. Особенно любят этот стереотип некоторые белорусские "патриоты", противопоставляющие благоустройство белорусских городов запущенности российского Смоленска.
Насколько подобные представления соответствуют действительности? Скажу сразу, я высказываю свое личное мнение, не претендующее на истину в последней инстанции, в городе я был всего день и, конечно, осмотрел и увидел далеко не все. Тем не менее, определенное впечатление у меня сложилось. Оно довольно неоднозначное и вместе с тем скорее оптимистичное.
Но начнем с плохого.
Смоленск делится Днепром на две части, северную и южную. Исторический город находится на южном, левом берегу, возвышенном и пересеченном. Собственно, все крупные поднепровские города возникали на высоком берегу, который легче оборонять. Только ниже по течению, где Днепр круто поворачивает на юг, это в основном берег правый, как в Могилеве или Киеве. В Смоленске же правый берег низкий, и тут находится район Заднепровье. Железная дорога и вокзал как раз и расположены в этом Заднепровье.
Весь день, что я был в Смоленске, погода была очень неустойчивой, солнце и ясное небо регулярно сменялись зарядами дождя, поэтому и на фото то солнечно и ярко, то мрачно и серо. Но все снято в один день.
Встретил меня Смоленск весьма неласково - низким небом и мелким дождиком. Пейзаж Заднепровья вторил этой безрадостной погоде разбитым асфальтом, лужами, мусором, старыми трамваями на горбатых рельсах. Здесь же находится Заднепровский рынок, буквально погружающий в атмосферу "святых 90-х":
А это фото вечером, на обратном пути на вокзал. Погода уже солнечная, недавно миновал очередной заряд дождя, машины катят по грязной дороге, залитой мутными лужами:
В общем, первое впечатление было весьма неблагоприятным. Казалось, Смоленск оправдывал все негативные стереотипы о себе.
Однако по мере приближения к мосту через Днепр пейзаж становится более симпатичным, появляется интересная архитектура:
Переходим мост через Днепр...
...и попадаем в совсем другой мир. Исторический центр Смоленска, несмотря на все войны и перипетии, сохранился на удивление хорошо. Здесь много красивой губернской архитектуры, разбавленной не менее красивыми сталинками. А самое главное, все в очень хорошем состоянии. Центр Смоленска прошел масштабную и комплексную реставрацию, о которой сообщают вот такие таблички:
Улица Большая Советская - одна из главных в историческом центре. Она начинается от Успенского собора и идет вверх, заканчиваясь у площади Победы. Несмотря на название, большая часть застройки здесь - дореволюционная. До революции это были две отдельные улицы - Троицкое шоссе и Большая Благовещенская, которые при советской власти объединили в Большую Советскую. По архитектуре видно, что дореволюционный Смоленск был весьма зажиточным городом и находился на подъеме:
Такие фото, наверное, делал каждый, кто побывал в Смоленске. Большая Советская, изгибаясь, спускается к Днепру возле Успенского собора:
Во время войны застройка Большой Советской серьезно пострадала. Однако коробки большинства зданий все же сохранились, и их восстановили, а не снесли бульдозерами, как это нередко практиковалось в других городах:
Перпендикулярно Большой Советской идет улица Ленина (дореволюционные названия Блонная, Кирочная, Пушкинская) - главная пешеходная улица Смоленска. Тут тоже все очень красиво и благоустроенно:
На улице Ленина находится небольшой частный музейчик, посвященный СССР. Такие ностальгические музейчики - характерная примета современной России. Утром, когда я проходил мимо, сюда привели толпу детишек:
Улица Ленина приводит на площадь, где находятся монументальное здание областной администрации и небанальный высеченный из гранита Ильич:
Вокруг - не менее монументальные сталинки, разбавленные дореволюционной архитектурой:
Здесь же находятся два главных смоленских парка - сад Блонье и Лопатинский сад.
Сад Блонье (официально сад им. М.И. Глинки) - скорее большой сквер с фонтаном посередине. Здесь установлен первый в России памятник композитору М.И. Глинке. Смоленщина дала русской культуре немало выдающихся имен, и Глинка - одно из них. Предки Глинки были из местной католической шляхты, перешедшей на русскую службу после того, как Смоленск был окончательно присоединен к России. Со временем они приняли православие и окончательно обрусели. Так что, если бы Россия вовремя не вернула Смоленск, Глинка мог бы числиться польским (и беларуским!) композитором, наравне с Монюшко и Огинским. Вокруг памятника расположились юные художницы, а из установленных по периметру колонок лилась музыка Глинки:
Еще одна интересная достопримечательность сада Блонье - скульптура оленя, вывезенная с дачи Геринга и в качестве трофея попавшая в Смоленск. На оленьем туловище некоторое время даже красовалась надпись: «Подарок из Восточной Пруссии детям Смоленска от гвардейцев Энского корпуса». Первоначально олень был установлен возле охотничьего домика кайзера Вильгельма в Восточной Пруссии в 1910 г. По сути, это был памятник охотничьему трофею германского императора. В 1945 году олень обнаружился на даче Геринга, откуда и попал в Смоленск вместе с двумя бронзовыми львами:
А эта симпатичная корова установлена возле ресторанчика "Русский двор", который находится здесь же, в саду Блонье. Он выдержан в стиле а-ля рюсс, по концепции напоминает популярную сеть "Теремок":
В расположенном по соседству Лопатинском саду находится несколько военных мемориалов событиям 1812 года, которые я показывал в прошлой части. А у входа встречает памятник самому Александру Григорьевичу Лопатину, смоленскому губернатору (1871-1880 гг.), который активно занимался благоустройством города и при котором Смоленск переживал время промышленного и экономического бума:
Парк тоже прекрасно благоустроен, в его центре - живописный пруд с фонтанами и лебедями:
Интересное сочетание советского конструктивизма и сталинского ампира на улице Дзержинского. Это тоже одна из центральных улиц, но проложенная уже в советский период:
В общем, исторический центр Смоленска выглядит очень хорошо, прямо такая прекрасная Россия будущего. Но, к сожалению, за его пределами, буквально стоит выйти за периметр крепостных стен, город резко "грустнеет".
Осколки красоты в непарадной части города:
Но при всем при том, какого-то депрессивного впечатления Смоленск не производит. Он живой, шумный, с очень активным трафиком. Дорожное движение, как мне показалось, здесь по интенсивности заметно превосходит сопоставимые со Смоленском Витебск и Могилев. В общем-то, это тоже индикатор экономической активности. Внешний вид и автопарк смолян также не свидетельствуют в пользу какой-то особой депрессивности. Кроме того, есть ощущение, что за благоустройство города взялись всерьез. Очень много уличных работ (которые, правда, тоже вносят свою толику суматошности и бардачности): перекладывают тротуары, меняют коммуникации и т.п.
В заключение небольшой обзор общественного транспорта Смоленска. Здесь есть автобус, троллейбус и трамвай.
Троллейбусное движение в Смоленске было открыто на самом излете СССР, в 1991 г. Очевидно, из-за этого сеть должного развития не получила, троллейбус в Смоленске ходит по окраинам, и я его не видел.
А вот трамвайная сеть в городе старая и развитая. Естественно, в постсоветский период ее заметно порезали и сократили. В частности, трамвай исчез с Большой Советской. Парк весьма разношерстный, в основном продукция Усть-Катавского завода разных моделей, возрастов и степеней убитости. Состояние путей разное - одни участки убитые, но на других идет реконструкция.
Подборка трамвайных вагонов разных типов, которые я наснимал за время прогулок по городу:
А когда-то по Смоленску ходили и трамваи РВЗ-6, такие же, как в Минске:
Состояние путей:
А вот автобусный парк в Смоленске унифицирован и обновлен. Смоляне по-соседски закупили белорусские МАЗ-203. Все они в единообразной городской ливрее. Еще бегают какие-то маршрутки, тоже в единообразной расцветке:
Закончим обзор железнодорожным вокзалом. Вокзал в Смоленске послевоенный, сталинский и монументальный. До войны было два вокзальных здания, которые относились к историческим Московско-Брестской и Риго-Орловской дорогам. После того, как Смоленск был освобожден, нацисты еще долго утюжили бомбардировками смоленский железнодорожный узел, так что войну эти здания не пережили:
На этом на сегодня закончим. В следующей, заключительной, части осмотрим основные храмы Смоленска.